Протоиерей Игорь Киреев, руководитель Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского Российского Православного университета
Правила подготовки ко Крещению, введенные Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2011 году,[1] открывают значительные возможности для катехизической, миссионерской и просветительской работы на приходе. Обмен опытом такой работы важен для всех участников.
На беседы, предваряющие крещение младенцев, еженедельно приходят обычно от пяти до пятнадцати человек: родители, восприемники, родственники, знакомые.
У нас на приходе, как правило, проводятся две беседы и исповедь, с возможным причастием в благоприятных случаях. Неформальное участие хотя бы одного из родителей в таинстве Покаяния свидетельствует о его желании реально воссоединиться с Церковью и может служить критерием для решения вопроса о совершении таинства Крещения над ребенком. Вторую беседу вполне можно провести индивидуально, непосредственно перед исповедью, в форме диалога, выясняя веру и меру воцерковленности собеседника. Первая же беседа у нас носит характер миссионерской проповеди, но с тем облегчающим дело преимуществом, что люди сами пришли внутрь церковной ограды и заинтересованы в благоприятном исходе встречи.
Конспект первой огласительной беседы
с родителями и восприемниками крещаемых детей
После краткого знакомства с собравшимися и записи имен детей, родителей и восприемников задается вопрос: «Зачем вы хотите крестить своих детей?» Почти со всеми возможными разумными ответами можно согласиться, но следует подвести итог словами: «И все же, самое главное, ради чего Церковь предлагает верующим в Бога людям принимать Святое Крещение, — это общение с Богом в этой жизни и в будущей, вечной. Для этого общения Бог нас и создал. Он заповедал нам словами Иисуса Христа: „Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет“ (Мк. 16:16). Итак, видите, на первом месте — вера в Бога и в Его святую Церковь, которую Он основал, чтобы дать нам средства исполнения Его заповедей и, тем самым, достижения спасения в Царстве Божием».
После этого хорошо бы спросить людей, как они понимают — что значит верить в Бога? И рассказать о том, как верит Церковь. Рассказать о любви Бога как Личности к каждому человеку, о том, что человек и создан был, чтобы быть причастным этой Божественной любви, о крестной Жертве Христа как высшем проявлении Любви и о Его Воскресении, открывшем каждому человеку возможность в вечности, и даже в земной жизни, соединиться со Христом.
Затем следует обратить внимание на смысл существования Церкви, на то, что Господь создал ее именно для того, чтобы помогать людям уже в их земной жизни соединяться с Богом в таинствах и с Его благодатной помощью идти по жизненному пути, исполняя заповеди, помогая ближним и возрастая в любви. Пример в этом нам подают святые, которые были такими же людьми, как и мы, и они ответили на любовь Бога своей любовью, всей своей жизнью. И речь не только о древних святых (например, святителе Николае, великомученике Георгии, равноапостольной Елене, преподобном Сергии и других), но и о тех, кто жил в то же время, что и наши родители, бабушки и дедушки, или их родители, — это наши новомученики, пострадавшие в годы гонений на Церковь.
Поскольку на такие беседы приходят, как правило, люди невоцерковленные, но когда-то крещенные своими родными, полезно напомнить им об их ответственности перед Богом: «Практически все вы, пришедшие на эту беседу, были крещены в детстве. И ваши крестные во время таинства Крещения обещали за вас, что вы будете любить Бога, жить по Его заповедям. Подумайте, Кому они, а значит и вы через них, это обещали — Самому Богу! И, в большинстве своем, не выполнили это обещание. Церковь крестит и ведет по жизни человека путем спасения. Но если мы крестимся и не идем путем спасения, т. е. если мы не пребываем в Церкви, не связываем свою жизнь с жизнью Церкви, то Крещение может стать нам в осуждение. Пребывать в Церкви — это значит быть с Богом, со Христом, с его последователями — верными христианами — в любви, в молитвах, в богослужениях, в таинствах, в богоугодных делах. Если этого нет в нашей жизни, то мы не в Церкви, и наше Крещение в лучшем случае тщетно, а быть может и к осуждению от Бога за наше отступничество, если мы не найдем в себе решимости вернуться к Богу, покаявшись за наше нерадение.
Вот и подумайте, мамы, папы, восприемники, чем стало ваше крещение для вас, и чего вы хотите для своих младенцев.
Церковь с радостью крестит детей своих прихожан, и даже без всяких бесед. Но среди вас нет наших прихожан. Среди вас, к сожалению, почти нет церковных людей, разве что некоторые приглашенные быть крестными. Может ли Церковь закрыть на это глаза и, не задумываясь, крестить ваших детей? Во благо ли это будет им и вам самим? Готовы ли вы возложить на детей ту ответственность, о которой и сами не помнили? Я призываю вас подумать об этом, а также о том, что Бог нас никогда не оставляет, что Он всегда готов с любовью принять каждого из нас, как бы нерадиво или даже позорно мы ни жили до этого. Нужно только наше искреннее обращение к Нему, покаяние и желание изменить свою жизнь. Церковь с радостью совершит таинство Крещения над вашими детьми, если вы ответственно отнесетесь к этому событию. Что я имею в виду? Чтобы достойно участвовать в таинстве Крещения ваших детей, вам самим нужно воссоединиться с Церковью, с Богом через участие в таинствах Покаяния и Причащения. И наши беседы дают вам возможность подготовиться к этим таинствам.
Согласно требованиям Церкви, никто не может быть крещен без предварительной подготовки — катехизации или оглашения (исключения возможны только в случаях смертельной опасности). Подготовка должна быть по возможности максимальной (в Церкви первых веков христианства взрослые люди готовились к Крещению по несколько лет). Важно это потому, что во время совершения таинства Крещения человек должен осознанно и честно отвечать на вопросы священника, исповедовать свою веру. В случае же, если речь идет о Крещении младенцев, за них это делают восприемники, принимая на себя обязательство вместе с родителями воспитать настоящего христианина. Для каждого из вас в наше время (в отличие от недавних советских времен) есть возможность не только беспрепятственно ходить в церковь на богослужения, но и достаточно много узнать о вере и Церкви — вы можете свободно приходить на еженедельные катехизические беседы о вере, где узнаете о христианской духовной жизни, познакомитесь со Священным Писанием и Преданием, вам расскажут о смысле церковных праздников и постов, о богослужении. Но минимальная подготовка к участию в Крещении младенца должна быть не меньше двух катехизических бесед, свою же готовность воспитывать ребенка в православной вере вы выражаете собственным участием в таинствах Исповеди и Причащения. Для ищущих скорейшего крещения мы можем совместить вторую беседу с исповедью, и она будет носить индивидуальный характер. Церковь должна быть уверена, что младенец, которого она принимает в свое общение, получит воспитание в православной вере и церковной жизни. В ранней Церкви восприемниками — свидетелями могли быть только церковные люди, и этого правила никто не отменял.
Многие из вас никогда не были на исповеди и не знают: что это? о чем говорить? Вроде бы никого не убивал, не воровал, не грабил.
Подскажу. Вы уже, наверное, поняли, что на первой исповеди таким людям надо покаяться в нерадении о своей вечной и земной жизни, о своем спасении. Лучше понять свое ложное нынешнее положение по отношению к Богу (ведь мы все крещеные люди — должны быть православными христианами, святыми) нам помогут молитвы к Богу, как индивидуальные, так и в церкви, чтение Священного Писания (по крайней мере, Евангелия), участие в жизни Церкви (в богослужениях, таинствах, делах милосердия). Если мы этого не делаем, то нам грош цена как христианам, и Бог нас не примет, так как Он Себя никому не навязывает, а только ждет нашего обращения к Нему.
Все остальные наши грехи — следствие нашего нерадения и небрежения о спасении. От них мы очищаемся при последующих исповедях по мере возрастания в духовной жизни. На исповеди решается и вопрос о том, как подготовиться и когда подойти к таинству Причащения.
Еще восприемникам, как и всем христианам, важно знать Символ веры, который они читают при совершении таинства Крещения. Послушайте, как он звучит (читается Символ веры). Желательно знать его наизусть и, во всяком случае, понимать смысл. Текст его есть в каждом молитвослове в любой церковной лавке».
Желающим полнее узнать о таинстве Крещения можно предложить брошюру, в которой есть и разъяснение Символа веры. После этого присутствующие задают вопросы. Безусловно, важно порекомендовать им прочитать хотя бы одно Евангелие до следующей встречи.
Время Крещения назначается после исповеди восприемников и родителей (по крайней мере, одного из родителей). Исповедь проводится во время каждого богослужения.
[1] «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви».