Протоиерей Борис Балашов, настоятель храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Клина Московской области
Выдержки из доклада на семинаре «Катехизация после крещения» в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений.
Задача катехизации взрослых состоит в том, чтобы приходские общины продолжали апостольское служение и запечатлевали в сердцах людей образ Христа и Его Евангелие, т. е. вели духовное просвещение. Православная катехизация должна носить христоцентрический характер.
Помимо собственно изучения евангельских истин, можно идти разными путями, но, разумеется, сначала у просвещаемых должна родиться вера Христу и Его спасительному учению. Если же этого не происходит, то все дальнейшее изучение вероучения, церковной истории, литургики и т. д. лишается всякого смысла. Поэтому на первом этапе разговора с людьми должна присутствовать форма диалога, в котором выясняются их вопросы, недоумения и сомнения и находятся вместе с ними самими ответы.
Если человека интересует Сам Господь, и он стремится укрепить с Ним свои собственные личные отношения, то первейшая задача — это помочь человеку научиться доверять Богу и прийти к переоценке своей жизни и покаянию.
Просветительская деятельность может вестись разными путями. После того как поставленная выше задача начала решаться, можно объяснять истины евангельского учения через изучение основ православного вероучения, истории Церкви, жизнеописаний святых, а также постижение смысла богослужения и таинств.
История Церкви показывает, как Иисус Христос после Пятидесятницы действует на земле через Своих учеников, преображая и освящая их. Конечно, изучение истории Церкви должно быть посвящено именно этому, а не носить сухой и отвлеченный характер.
Аналогичную цель имеет и знакомство с житиями святых.
Изучение основ православного вероучения также должно быть привязано к познанию Бога и совершенного Им дела спасения людей.
Катехизация взрослых может иметь разные цели. Возможна краткая катехизация, ставящая целью введение человека в духовную жизнь Церкви. В этом случае нужно сосредоточиться на личности Иисуса Христа и событиях, связанных с Его жизнью, а кроме того — на объяснении важнейших молитв, Символа веры и тех таинств, к которым человек готовится.
Мы используем в качестве первой книги для новоначальных Евангелие от Луки. Также мы применяем в работе несколько изданий. Так, если чтение самого текста Евангелия очень трудно воспринимается каким-то человеком, то мы работаем с детским учебным пособием «Великие праздники».[1] Если стоит проблема с пониманием смертных грехов — с книгой «Десять заповедей».[2] Для осмысления вечерних и утренних молитв хотя бы в кратком варианте хорошо помогает «Молитвослов с пояснениями» Клинского издательства «Христианская жизнь».
Для уяснения смысла таинств Крещения и Брака мы предлагаем книги протоиерея Игоря Гагарина «Рождение для бессмертия» и «Он + она = одно целое» или книгу «Таинственная жизнь Церкви», в которой говорится о смысле молитв и церковных таинств.
Катехизация как более глубокое воцерковление должна носить более длительный и систематический характер.
Мы пользовались разными формами катехизации.
- Катехизация через изучение Символа веры. Форма занятий по типу семинара. У всех в руках Новый Завет, из которого самими учащимися зачитываются необходимые по плану цитаты и совместно обсуждаются.
Священник готовит план занятия, подбирает цитаты. Сам при этом только руководит чтением и обсуждением, приводя при необходимости выдержки из творений святых отцов, указанных в Катехизисе святителя Филарета Московского. При этом не ставится целью изучение Катехизиса в полном объеме.
- Изучение Евангелия по хронологическому плану. Первоначально изучаются первые три главы книги Бытия: творение мира и человека и, самое главное, — грехопадение. Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения: одно — у католиков и протестантов, и совсем другое — у православных. В соответствии с этим получается и разное понимание как Евангелия, так и спасения. Такой курс у нас рассчитан на два года. Этот опыт преподавания был отражен в моей книге «Христос и мы».[3]
При наличии квалифицированного преподавателя очень хорошо прочитать и проанализировать книгу Деяний и Послания апостолов. У нас этот курс также рассчитан на два года.
- Возможно изучение основ христианского вероучения по великим праздникам с уяснением их исторической и логической связи.
Для этого используются новозаветные тексты, связанные с великими событиями христианской истории, богослужебные тексты из Октоиха, Миней, Триоди постной и цветной. И самое главное — репродукции традиционных, написанных темперой русских или греческих икон.
В центре внимания здесь — праздничная икона со всеми изображенными на ней деталями, евангельское повествование и праздничные тропари и стихиры. Относительно последних преподавателю предварительно необходимо с помощью словаря церковнославянского языка и различных русских переводов богослужебных текстов подготовить материалы, помогающие усвоить и проанализировать изучаемое.
Такое изучение православного вероучения позволяет не только осмыслить важнейшие вопросы веры, но и разложить все по полочкам, складывая в стройную систему православного миропонимания.
Для этой методики преподавания существуют два пособия: книга «Великие праздники» и набор репродукций «Иконы. Пособие по изучению „Основ Православной культуры“ и Закона Божия».
- И наконец, хочу упомянуть еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение Православия исключительно по богослужебным книгам. По такой системе мне удалось три года подряд заниматься с группой учащихся, ни разу не повторяясь.
Тут могут использоваться чуть ли не все богослужебные книги, и при этом не играет существенной роли порядок праздничных событий.
Системы обучения вере могут быть различны, но суть одна. Апостол Павел об этом сказал так: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19).
[1] Балашов Б., прот. Великие праздники. — Клин: Христианская жизнь, 2010. — 190 с.
[2] Балашов Б., прот. Десять заповедей. — Клин: Христианская жизнь, 2010. — 144 с.
[3] Балашов Б., прот. Христос и мы: Пособие по изучению Евангелия для взрослых групп воскресных школ и для самообразования. — Клин: Христианская жизнь, 2007. — 896 с.