24 января 2012 года в рамках направления «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие» ХХ Международных Рождественских образовательных чтений состоялась IV конференция «Прославление и почитание святых», работу которой возглавил епископ Троицкий Панкратий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
В конференции приняли участие духовенство, представители епархиальных комиссий по канонизации святых, епархиальных историческо-канонических комиссий, научных учреждений, вузов, учителя, работники культуры, СМИ, общественных организаций. Всего более 250 человек.
Со вступительным словом к присутствующим обратился епископ Панкратий, определив основную цель проводимых конференций, посвященных прославлению Русской Православной Церковью святых и их почитанию, и задачи текущей конференции, которые заключаются в подведении итогов и определении перспектив исследовательской работы по канонизации новомучеников и исповедников Российских в контексте принятых Священным Синодом Русской Православной Церкви «Рекомендаций к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви» (определение от 5-6 октября 2011 года, ЖМП № 121), обязательных для исполнения во всех епархиях Русской Православной Церкви. Епископ Панкратий особо остановился на разъяснении изменений в законодательстве и отсутствии возможностей в дальнейшем выяснить, не сотрудничал ли пострадавший священнослужитель или мирянин с органами ЧК-ОГПУ-НКВД, свидетельствуя против других лиц, что является препятствием для принятия решений о канонизации лица.
С основным докладом на тему «Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью – включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в Собор новомучеников и исповедников Российских» выступил игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик города Москвы. В докладе с исчерпывающей полнотой на десятках документально подтвержденных примеров было показано состояние человека, оказавшегося в условиях антирелигиозного террора, в тисках крайнего душевного напряжения и физических испытаний, когда случаи нравственного падения человека носили не единичный характер. Выдерживали, уповая на Бога, те, кого с полным правом Русская Православная Церковь причисляет к лику святых. Докладчик дал развернутый и детальный методический материал, позволяющий исследовать судебно-следственные дела как исторический источник, показав при этом, что полнота исследования всей совокупности архивных материалов о лице за весь период его жизни является непременным условием рассмотрения вопросов о его канонизации. Подводя итоги выполненной в течение двух десятилетий работы по изучению архивных комплексов, когда допуск к архивам был достаточно открыт, докладчик сообщил, что Русская Православная Церковь прославила более 1700 новомучеников и исповедников, представителей от каждого чина – архиереев, иереев, диаконов, монахов, мирян.
Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии, выступил с докладом «Святитель Московский и Алтайский Макарий (Невский; 1835–1926) как проповедник». Докладчик всесторонне обрисовал духовный облик равноапостольного просветителя Алтая, его гомилетическое наследие, миссионерские труды, несущие истины христианского просвещения. Докладчик показал, что доступность проповедей святителя, делает их удобным пособием для церковных проповедников и доходчивым христианским чтением в храме, в кругу семьи.
В докладе на тему «Почему не будет прославлен царь Иван Грозный» протоиерей Олег Митров, член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии, на большом историческом материале, основанном на общепризнанных выводах исторической науки и анализе архивных первоисточников, показал, что удостоверенные факты биографии Ивана Грозного свидетельствуют о жестокости его личных поступков, жертвами которых явились десятки тысяч людей и близких царю лиц, что находится в полном противоречии с определениями и критериями святости, выработанными Русской Православной Церковью. Отвечая на вопросы участников конференции, о. Олег пояснил, что представления об Иване Грозном у многих сложились под воздействием кинофильма сталинского периода и художественных произведений, создаваемых исходя из задач политической пропаганды.
Впервые в историко-церковной проблематике прозвучала тема «Коллаборационизм и прославление святых», разработанная в порядке постановки монахом Платоном (Рожковым), насельником Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь. Исследовав религиозную политику немецких властей на оккупированных территориях, задачи «Православной миссии в освобожденных областях России» (так называемой Псковской), положение духовенства на оккупированных территориях в период Второй мировой войны, а также состояние источниковой базы по проблеме, он приводит веские доказательства и аргументирует бесспорный вывод о том, что «в настоящее время канонизация лиц, не оставивших свое служение под оккупацией, из-за неполноты информации не возможна».
После прослушивания докладов были поданы в письменном виде записки по актуальным вопросам, касающимся канонизации святых – как общих вопросов, так и относительно тех или иных конкретных людей. На них были даны исчерпывающие ответы епископом Троицким Панкратием, игуменом Дамаскином (Орловским) и протоиереем Максимом Максимовым.
По общей оценке, в ходе конференции состоялось конструктивное рассмотрение принципиально важных на современном этапе вопросов, связанных с изучением материалов по истории Церкви, репрессированного духовенства и проблемы канонизации святых.
Глубокий научно-теоретический и прикладной характер рассмотренных на конференции материалов был отмечен историками, представителями СМИ, Российского общества историков и архивистов в ходе оживленных бесед с докладчиками по итогам работы после завершения конференции. Авторами докладов были получены предложения о подготовке публикаций в некоторые научно-исторические издания.
Все вышесказанное позволяет сделать общий вывод, что историко-церковные исследования занимают все более заметное место в системе общенаучного знания, обогащая его методологию специфическими подходами в изучении человеческой личности, что Международные Рождественские чтения выполняют важную консолидирующую роль в объединении усилий церковных и светских историков в изучении истории Церкви и государства.
В организации и подготовке материалов конференции значительную помощь оказали представители фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», секции личных фондов и документальных коллекций Российского общества историков и архивистов, Московского общества историков и архивистов, фонда «Московская энциклопедия».
Всем участникам конференции был подарен сборник прозвучавших на ней докладов «Прославление и почитание святых. Материалы конференции. Москва, 24 января 2012 г.».