Об этом Предстоятель Русской Православной Церкви заявил в ходе заседания Высшего Церковного Совета.
По мнению Его Святейшества, воскресным школам необходимо идти в ногу со временем, усиливая в своих программах интерактивный компонент, который вырабатывает освоение детьми практических навыков.
«Воскресные школы не должны копировать старый способ образования, когда преподаватель рассказывает, дети слушают, потом что-то запоминают, потом отвечают. В той или иной степени эта старая традиция всегда будет присутствовать, потому что педагог со словом обращается к тем, кто его слушает. Но тем не менее нам нужно усиливать интерактивную часть работы», — сказал Патриарх Кирилл.
По его мнению, современные дети «буквально с детства привыкают к гаджетам», что, с одной стороны, «содействует их скорейшему развитию и образованию», но, с другой, «они перестают иметь дело с реальностью». Поэтому в программу воскресных школ он считает необходимым интегрировать то, что вводило бы ребёнка «в соприкосновение с реальностью».
Он привёл в пример формат образовательных воркшопов, где дети обучаются какому-то практическому навыку. Патриарх считает, что такой формат «увлекает людей».
«Мы должны обратить внимание на это обстоятельство. Я думаю, что в программе воскресных школ должны появляться такие мастерские — то, что условно так называется — образовательные курсы, которые вводят ребёнка в контакт с предметом, который развивает конкретное мышление и конкретные навыки», — сказал Патриарх.
Это касается, как отметил Предстоятель, в том числе и вовлечения воспитанников воскресных школ «в практическую литургическую деятельность» — пение в церковном хоре, помощь в алтаре и т.д. Также он полагает, что для них можно устраивать мероприятия и за пределами школы, например, организовывать походы.
«Я попросил бы обратить внимание на то, чтобы наши программы воспитания, особенно в воскресных школах, включали в себя вот этот очень важный компонент. Будет меньше скуки, будет меньше формализма и, самое главное, мы будем развивать то, что теперь называется интерактивностью — то есть вовлечение ребёнка в процесс обучения», — сказал Патриарх Кирилл.
Самым важным аргументом в пользу такого подхода является, по словам Его Святейшества, несомненная неудача дореволюционного религиозного воспитания, что показали годы гонений на Церковь, когда многие очень быстро отказались от своей веры, от своей принадлежности к ней, хотя, как заявил Патриарх Кирилл, все они практически изучали Закон Божий.
Заседание Высшего Церковного Совета прошло 31 октября 2016 года в Храме Христа Спасителя. По благословению Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия в заседании принял участие заместитель Председателя игумен Митрофан (Шкурин).