Утверждено Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 5 февраля 2016 года.
Общие положения
- Настоящие правила регламентируют порядок перезачета обучающимися дисциплин учебного цикла «Катехизическая деятельность» Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов:
– организация и ведение катехизической деятельности;
– православная педагогика;
– психология;
– миссиология;
– основы экскурсионно-паломнической деятельности;
– логика-теория и практика аргументации;
– основы Социальной концепции Русской Православной Церкви.
2. Настоящие правила составлены в соответствии с:
– Положением о порядке реализации программ подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности;[1]
– Положением о церковной аккредитации образовательных программ подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности и выдаче образовательным организациям представления Русской Православной Церкви на право их реализации;[2]
– Примерным учебным планом по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.[3]
3. Порядок перезачета обучающимися дисциплин учебного цикла «Катехизическая деятельность» Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов применяется в образовательной организации, имеющей представление Русской Православной Церкви на право реализации программы подготовки церковных специалистов (катехизаторов), в следующих случаях:
– при поступлении для обучения на программу подготовки катехизаторов;
– при приеме обучающегося в порядке перевода из другой образовательной организации, реализующей программу подготовки катехизаторов;
– при переходе обучающегося с одной формы обучения на другую в одной образовательной организации;
– при восстановлении лиц, ранее обучавшихся в данной образовательной организации.
4. Под перезачетом понимается признание результатов освоения отдельных дисциплин учебного цикла «Катехизическая деятельность» Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов,[4] пройденных при получении предыдущего:
– образования в образовательной организации по подготовке катехизаторов, имеющей Представление на право реализации программ подготовки церковных специалистов (катехизаторов);
– среднего профессионального образования по направлениям федеральных государственных образовательных стандартов;
– высшего образования по направлениям федеральных государственных образовательных стандартов;
– дополнительного профессионального образования;
– образования, полученного в духовной образовательной организации;[5]
– образования, полученного в епархиальных системах подготовки катехизаторов.[6]
Полученные по ним оценки (зачеты) переносятся в документы об освоении программы подготовки катехизаторов.
Решение о перезачете освобождает обучающегося от необходимости повторного изучения соответствующей дисциплины и является одним из оснований для определения сокращенного срока обучения.
Под переаттестацией понимается дополнительная процедура, проводимая для подтверждения качества и объема ранее полученных знаний у обучающегося по учебным дисциплинам учебного цикла «Катехизическая деятельность». В ходе переаттестации проводится проверка остаточных знаний у обучающегося по указанным дисциплинам в форме промежуточного или итогового контроля в соответствии с учебным планом по подготовке катехизаторов образовательной организации. По итогам переаттестации в случае положительных оценок выносится общее решение о переаттестации, которое освобождает обучающегося от необходимости повторного изучения соответствующей дисциплины.
Порядок перезачета дисциплин
- При решении вопроса о перезачете дисциплин должны быть рассмотрены следующие документы:
– Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов;
– Примерный учебный план по подготовке церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности;
– Рабочий учебный план программы образовательной организации по подготовке катехизаторов;
– документ о предыдущем образовании обучающегося;
– личное заявление обучающегося о перезачете дисциплин.
- В образовательной организации производится сравнительный анализфактически представленных документов о предыдущем образовании и действующих учебных планов, образовательных программ образовательной организации.
- Перезачет дисциплин возможен при одновременном соблюдении следующих условий:
– соответствия содержания, тем и разделов, определенных образовательной программой обучающегося при получении предыдущего образования, содержанию, темам и разделам рабочих программ дисциплин учебного цикла «Катехизическая деятельность» образовательной организации;
– соответствия количества часов, указанных в соответствующем документе обучающегося, и количества часов, отведённых на изучение дисциплины согласно действующим учебным планам, образовательной программе образовательной организации. Допускается отклонение количества часов, отведенных на изучение дисциплины в сторону уменьшения не более чем на 10%.
- При значительном различии в содержании, темах и разделах или отклонении количества часов, указанных в соответствующем документе обучающегося в сторону уменьшения более чем на 10% с обучающимся может быть проведена процедура переаттестации.
В тех случаях, когда в представленном документе о предыдущем образовании не указан объем часов на освоение дисциплины, по согласованию с образовательной организациейможет быть принято решение о переаттестации.
- Список дисциплин, подлежащих переаттестации, определяет образовательная организация.
- Переаттестация проводится преподавателем, ведущим данную дисциплину.
- По результатам процедуры переаттестации преподаватель может сделать вывод:
– о соответствии уровня подготовки обучающегося требованиям, определенным программой подготовки образовательной организации;
– о несоответствии уровня подготовки обучающегося требованиям, определенным программой подготовки образовательной организации, и невозможности перезачета дисциплины цикла «Катехизическая деятельность» с оценкой, указанной в документе о предыдущем образовании.
- При несовпадении формы контроля по дисциплине (зачет вместо экзамена) и при выполнении условий п. 7 данная дисциплина может быть перезачтена с оценкой «удовлетворительно». При несогласии обучающегося с такой оценкой за ним сохраняется право пересдать в порядке процедуры переаттестации.
- Перезачет оформляется приказом с указанием наименования дисциплин, количества часов по учебному плану образовательной организации и по соответствующему документу о предыдущем образовании. Итоговая оценка за дисциплину в случае ее перезачета берется из документа о предыдущем образовании.
- Неперезачтенные дисциплины включаются в индивидуальный план обучающегося и должны быть сданы в соответствии с учебным планом образовательной организации.
- Обучающийся может отказаться от перезачета дисциплин. В этом случае обучающийся должен посещать учебные занятия и выполнять все виды текущего, промежуточного и итогового контроля, предусмотренные учебным планом по данной дисциплине.
- При переводе обучающегося в другую образовательную организацию или отчислении до завершения освоения им образовательной программы записи о перезачтенных дисциплинах вносятся в соответствующую справку.
- Перезачтенные дисциплины отмечаются в зачетной книжке обучающегося, сводной ведомости успеваемости и в приложении к документу об образовании знаком * (звездочка).
[1] Документ утвержден Священным Синодом 2 октября 2013 года (журнал № 102).
[2]Документ утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 19 июля 2014 года на основании постановления Высшего Церковного Совета от 17 июня 2014 года. Священный Синод в своем заседании 25 июля 2014 года одобрил решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2014 года (журнал № 60).
[3] Документ утвержден Межведомственной комиссией при Учебном комитете в марте 2014 г.
[4] А также в соответствии с примерным учебным планом, утвержденным Межведомственной комиссией при Учебном комитете Русской Православной Церкви в 2014 г.
[5] В соответствии с Церковным образовательным стандартом высшего духовного образования специалиста в области православного богословия (семинария), Церковным образовательным стандартом подготовки специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия (академия). Приняты на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 августа 2007 г. (журнал № 71).
[6]Для тех, кто окончил обучение до 2015 г. включительно.