Директор НОУ «Православная классическая гимназия имени Константина Богородского» Московской областной епархии, благочинный церквей Богородского округа, кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ протоиерей Михаил Ялов представляет опыт духовно-нравственного воспитания православных гимназистов и учащихся приходской воскресной школы, рассказывая о проблемах и достижениях духовного окормления учащихся.
Православная гимназия имени священномученика Константина Богородского и воскресная школа на приходе Богоявленского собора Ногинска действуют с 1998 года. За эти годы накоплен определённый опыт, позволяющий нам утверждать, что одно из универсальных воспитательных средств (которые мы применяем много лет), – православные путешествия и лагеря.
Для начала отмечу, что ежедневно наши педагоги стараются сделать так, чтобы максимально возможное количество времени дети проводили не у телевизора или за компьютером, а в церковной ограде. Кроме гимназии (замечу, с группой продлённого дня для младших) и воскресной школы, у нас на приходе созданы и много лет успешно действуют: художественно-иконописная студия и кружок прикладного творчества, детская школа искусств, где ребята занимаются музыкой, хоровым пением и танцами, ансамбль народных инструментов «Красно Солнышко», школа вожатых «Шквал», парусная секция, спортивно-оздоровительный комплекс с тренажёрным залом. Есть также детский хор, который поёт на воскресных и праздничных службах и на особых «гимназических» Литургиях, совершаемых по понедельникам при максимальном непосредственном участии детей, которые сами поют, читают и помогают в алтаре. Ещё мы привлекаем ребят к работе группы «Милосердие»: по праздникам дети помогают волонтёрам поздравлять пациентов больниц и воспитанников интернатов. Разумеется, здесь же, на территории собора, дети могут пообедать и пополдничать.
Конечно, мы вместе с детьми готовимся к праздникам, а несколько раз в год – обычно в начале учебного года, на Рождество и на Пасху – проводим большие слёты с выездом на природу, в которых участвуют и ребята с других приходов благочиния.
Всё это позволяет не только организовать свободное время ребят (у большинства из них родителям приходится много работать, чтобы обеспечить семью, и подобная помощь в организации досуга детей для них – немалое подспорье), но и создать круг общения, найти друзей-единомышленников, объединённых не только верой, не только совместной учёбой, но и общими внешкольными интересами.
Но, пожалуй, самое интересное начинается во время каникул. Казалось бы, учебный год закончен, иди на все четыре стороны. Но нет, как раз в это время мы уже много лет проводим разнообразные походы, лагеря, программы семейного отдыха различной направленности, разных видов сложности. И я возьму на себя смелость заявить: как показал опыт, именно лагеря и походы оказались практически универсальным средством, помогающим в решении самых разных духовных и педагогических вопросов, которые постоянно встают перед теми, кто занимается с детьми и молодёжью.
В чем здесь секрет? Все достаточно просто. Поход ли, лагерь, путешествие – это ситуация в значительной степени кризисная, когда человек оказывается вырванным из привычного окружения и привычных поведенческих моделей. В такой ситуации быстро становится ясно, чем наполнена его душа, что он из себя представляет в данный момент, что умеет, а чему ему только предстоит учиться, чего он стоит как человек, как христианин. Здесь уже не важны твои оценки по школьным предметам, уровень доходов твоих родителей, то, какой модели твой телефон или насколько модна твоя одежда. Здесь не важно даже, насколько хорошо ты знаком с правилами церковного благочестия и какие ты имеешь теоретические познания в Законе Божием. Важно одно — насколько ты умеешь жить по этому Закону: любить Бога и ближнего, жертвовать своим покоем и комфортом ради других, не злиться и не унывать, когда тяжело, чувствовать ответственность не только за себя, но и за других, и так далее. Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, в совершенствовании души «конец – бесконечен».
Еще в походе, в мобильном лагере дети начинают понимать, что взрослая жизнь – это не только привилегии, но и ответственность, а взрослый человек (родитель ли, инструктор, учитель, священник) главный не просто потому, что он старший и «так положено», а потому, что он больше знает и умеет, от него действительно зависит безопасность, он обладает и делится прикладными знаниями и навыками, необходимыми в буквальном смысле слова для обеспечения жизни. Ребята начинают мало-помалу приходить к пониманию того, что правила и разного рода ограничения придумываются взрослыми не для подавления личности свободного индивидуума, но имеют практическое значение и часто необходимы просто для выживания, ни больше ни меньше. Важное уточнение: для достижения этого эффекта вовсе не нужно подвергать детей каким-то опасностям, достаточно «вытащить» их из привычного комфорта домашней жизни с Интернетом, удобным диваном и каким-то образом появляющейся на столе в нужное время едой.
В нашем активе уже не один десяток путешествий, походов, мобильных лагерей – коротких и продолжительных, простых и сложных, по просторам России и за рубежом. Приведу только несколько примеров успешно реализованных программ. Восхождение на Эльбрус. 40-дневный переход на реконструированных поморских парусно-моторных баркасах из Подмосковья на Соловки. Зимние лыжные походы в Троице-Сергиеву Лавру и в Реконьскую пустынь (Новгородская область). Переход на арендованной парусно-моторной яхте через Черное море из Севастополя в Синопскую бухту (Турция). Байдарочные походы по Карелии и Уралу. Путешествия по Исландии, Норвегии, Греции, Новой Зеландии. Я уже много раз рассказывал о принципах организации подобных мобильных лагерей и сейчас не буду подробно останавливаться на этом. Скажу ещё раз о самом, на мой взгляд, важном: в центре программы любого похода или лагеря обязательно должно быть какое-то духовно значимое событие – водружение поклонного креста, служение панихиды или Божественной литургии. На первый взгляд, все это – особенно зарубежные путешествия – кажется нереальным. Но это только поначалу. Замечу, что среди родителей наших учащихся нет олигархов, и нам приходится обращаться за помощью (и не только материальной) к благотворителям и людям, от которых зависит организация нашего мобильного лагеря: сотрудникам посольств, руководителям компаний-перевозчиков, производителям снаряжения и так далее. Как правило, люди с доброжелательным интересом относятся к представляемым нами программам детских мобильных лагерей и стараются помочь. В результате кто-то оплачивает билеты, кто-то – снаряжение, кто-то помогает с визами или транспортом – что называется, с миру по нитке. Путешествия в Исландию, Новую Зеландию – да и не столь далекие и дорогие тоже — складывались именно таким образом.
В последние годы мы неизменно включаем в программу поездок встречи с местным населением (в случае, если это поездка зарубежная, – также и встречи с выходцами из России и соотечественниками, живущими за рубежом) и миссионерские концерты. Дети заранее готовят программу – песни и танцы, мы много репетируем и в процессе путешествия. На встречах показываем наши фильмы, общаемся, рассказываем о гимназии и жизни прихода, отвечаем на вопросы о вере, о современной жизни Церкви. Мы не стараемся навязать своё мировоззрение, объяснить всем на свете, «как надо» жить, но показываем и рассказываем, как можно, как бывает. В результате практически всегда виден живой интерес, отклик аудитории.
Для детей это очень важно: расширяется кругозор, появляются навыки общения с самыми разными людьми разных жизненных укладов. С одной стороны, преодолевается ограниченность, замкнутость в рамках своего прихода, с позволения сказать, «местечковость», воспитывается привычка видеть в людях хорошее, прежде всего любить, а не осуждать. С другой стороны, такое общение катализирует у подростков процесс самоидентификации, помогает найти ответы на непростые и важные вопросы: кто я? чем я отличаюсь от других людей и чем похож на них? в чём моя вера? каково моё место в этом мире? и так далее. Дети учатся общаться, высказываться, а в конечном итоге, по слову Апостола, давать отчет о своём уповании. Всё это имеет огромное воспитательное значение. Ну а сделать так, чтобы дети-участники подобного мобильного лагеря не возгордились, не почувствовали себя «избранными», этакими «специально приглашёнными звездами», – это уже задача руководителя и духовника лагеря (в нашем случае эти функции часто совмещаются).
Упомяну ещё одну программу, которую мы успешно реализуем уже восемь лет, – это программа семейного отдыха «Дружина». Дети участвуют в ней вместе с родителями – это важно, потому что позволяет «настроить» на верный лад и отношения, атмосферу в семье, о важности которой говорилось выше. Отдых проходит неподалеку от Суздаля в живописной сельской местности (это комплекс из семи бревенчатых домиков, вместимостью 15–17 человек, а также пекарня, кухня, летняя и зимняя трапезные, сад, огород, скотный двор, душевые, медицинский кабинет с изолятором, хозяйственные помещения, комплекс спортивных площадок). Постройки находятся на частной территории, предоставляемой в пользование нашему приходу благотворителями. В течение лета проходит 5–6 двухнедельных смен, каждая из которых имеет свою тематическую направленность. Программа каждой смены предполагает общий распорядок дня, куда включены разные виды деятельности: отдых, различные трудовые послушания, молитва и участие в духовных беседах, занятия творчеством и спортом, походы и просмотр фильмов христианской тематики, игры и соревнования и так далее.
Школа вожатых «Шквал», действующая на базе нашей приходской воскресной школы, не просто дает нам вожатские кадры для «Дружины», но и помогает воспитывать будущих лидеров, что называется, держать руку на пульсе современных потребностей молодёжи, и, что очень важно, даёт возможность предложить подросткам в опасном переходном возрасте серьёзное, ответственное и увлекательное дело.
Возвращаясь же к теме православных лагерей и походов, скажу, что дружеские связи, которые возникают в лагерях и сохраняются потом на долгие годы, помогают ребятам в полной мере ощутить себя членами одной общины, о важности создания которой не раз говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Один из результатов – то, что дети поддерживают друг друга, общаются и воспринимают друг друга именно как братьев и сестёр, которых объединяют общие воспоминания и переживания, приобретённый в лагере опыт. Таким образом, создаются условия для более глубокого и полноценного переживания детьми и подростками молитвенного и евхаристического общения (а детям в Церкви, как правило, нужна для этого «предыдущая ступенька» – общение человеческое, душевное). Кроме того, преодолевается типичная для нашего времени самозамкнутость, зацикленность молодого человека на себе, преувеличенный индивидуализм.
Нет простых ответов на вопрос, как решать проблемы духовного окормления детей и молодёжи. Приходится постоянно искать новые методы работы, подбирать ключики к сердцу каждого, чтобы молодые люди ощутили радость бескорыстной помощи другим, радость творить и дарить, отдавать тепло своей души ближним, то есть жить по-христиански.