Утвержден на заседании Священного Синода
Русской Православной Церкви
«27» июля 2011 года (журнал № 76)
(В редакции от 28 апреля 2015 года (утверждена приказом Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви № 75 от 19 мая 2015 года)
СТАНДАРТ ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
I. Общие положения
II. Правовой аспект введения Стандарта православного компонента общего образования
III. Требования к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования
IV. Требования к структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования
V. Требования к условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования
VI. Порядок реализации Стандарта православного компонента общего образования
VII. Контроль над выполнением Стандарта православного компонента общего образования
Пояснительная записка
Введение Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее Стандарт православного компонента общего образования) обусловлено особенностями перемен, происходящих в современном обществе, основной доминантой которых является сфера образования как важнейшее пространство осуществления целей, идеалов и ценностей его дальнейшего развития и духовного оздоровления. Обновление сферы образования предполагает переход от «знаниевого подхода» к «умению учиться» на основе качественного улучшения духовно-нравстве
Русская Православная Церковь является хранительницей традиционных для государств ее канонического присутствия целей, идеалов и ценностей, поэтому сегодня особо возрастает ее значение в осуществлении национальных программ модернизации обществ, духовно ею окормляемых.
Стандарт православного компонента общего образования является нормативным документом, который, с одной стороны, определяет место православного образования в сфере среднего образования на основе существующего законодательства (все общеобразователь
Стандарт православного компонента общего образования представляет концептуальные параметры восполнения духовно-нравстве
Стандарт православного компонента общего образования разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии, с учетом педагогических целей и традиций, воспитательных идеалов и ценностей, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью.
Основы систематического обучения на Руси были заложены со времен принятия христианства. Первая летописная книга «Повесть временных лет» свидетельствует, что первые училища в Киеве и Новгороде были созданы Крестителем Руси cвятым равноапостольным князем Владимиром.
За более чем тысячелетний период православная педагогика накопила многоценный опыт в деле образования и духовно-нравстве
Научно-педагогич
В первые послереволюционн
Со знаменательного празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) началось возрождение общеобразователь
При православных приходах стали открываться первые воскресные школы. Закон «Об образовании» 1992 г. в Российской Федерации предоставил зарегистрированн
В национальном законодательстве стран СНГ в области образования и свободы вероисповедания также было закреплено право религиозных организаций на образовательную деятельность (Закон Украины «Об образовании» от 23.05.1991 № 1060-XII, Закон Украины «О свободе совести и религиозных объединениях» от 23.04.1991 , Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991 , № 1202-XII, Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 17.12.1992 , Закон Республики Молдова «Об образовании» от 21.07.1995 № 547-XII, Закон Республики Молдова «О культах» от 24.03.1992 № 979-XII).
Важным основанием для рассмотрения вопроса о введении Стандарта православного компонента общего образования явились изменения в Законодательстве Российской Федерации, отраженные в ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273-ФЗ), в которой предусмотрен особый тип образовательных организаций – с религиозным компонентом.
Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта призвано обеспечить духовно-нравстве
Разработка и апробация православного компонента общего образования как системы непрерывного православного образования и воспитания в общеобразователь
Стандарт православного компонента общего образования призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.
Введение и реализация Стандарта православного компонента общего образования обеспечит:
сохранение традиционных духовно-нравстве
консолидацию обществ на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных вероисповеданий;
общественное и национальное согласие;
духовную безопасность личности, семьи и общества;
возрождение традиционной системы духовно-нравстве
Введение Стандарта православного компонента в начальное общее, основное общее, среднее общее образование опирается на:
Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон «О свободе совести и вероисповедания»
более чем двадцатилетний опыт духовно-нравстве
Функции Стандарта православного компонента общего образования:
правовая: обеспечение прав православных обучающихся, верующих родителей на религиозное образование и воспитание в соответствии с их собственными убеждениями в едином образовательном пространстве;
системообразующа
контрольно-регул
педагогическая: создание возможности для формирования православной образовательной и воспитательной среды для правильного духовного и нравственного развития каждой личности.
Цели внедрения Стандарта православного компонента общего образования:
правовая – создание правового механизма встраивания религиозного (православного) компонента в структуру ФГОС в рамках существующего законодательства Российской Федерации, в национальные образовательные стандарты стран канонического присутствия Русской Православной Церкви;
социальная – обеспечение социального доверия граждан государств канонического присутствия Русской Православной Церкви к системе православного образования, обеспечение способности системы православного образования чутко реагировать на запросы православных верующих, желающих обучать и воспитывать своих детей на традициях Православия, снижение рисков социально-психол
педагогическая – целенаправленное развитие духовно-нравстве
Задачи Стандарта православного компонента общего образования:
организация систематического и системного изучения православной веры, религии и культуры;
формирование духовной и нравственной ответственности богозданного человека;
воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму;
изучение, сохранение и развитие национальных культурно-истори
формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии;
воспитание человека, способного к благотворительно
воспитание жертвенного служения и любви посредством актуализации социокультурного опыта личности обучающегося, его размышлений о жизни и подвиге святых;
формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания;
раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека);
повышение педагогической и культурологическ
Стандарт православного компонента общего образования вводится на основании принципа:
единства и взаимодействия Церкви, семьи и школы в деле воспитания обучающихся.
Реализация данного принципа возможна при следующих условиях:
воцерковления, вхождения в литургическую жизнь Церкви, создания церковной среды, в которой происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви;
понимания воспитательного значения содержания образования, формирования цикла взаимосвязанных учебных предметов по Основам православной веры и православной культуры; раскрытия связи веры и знания, вероучительных предметов с другими областями знаний;
учета подготовленности обучающихся к принятию и усвоению духовного знания, к принятию Божественной Истины;
построения уклада жизни образовательного учреждения на основе православных ценностей и традиций, способствующего решению вышеуказанных задач;
обеспечения вариативности и дифференциации православного образования;
соответствия содержания образования возрастным нормативам физического и психического развития детей на каждой ступени образования;
учета возможности социализации детей за пределами Церкви.
Область применения Стандарта православного компонента общего образования:
педагогические коллективы православных общеобразователь
обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся православного вероисповедания или желающие приобщить своих детей к культурно-истори
Епархиальные отделы религиозного образования и катехизации.
I. Общие положения
1. Православный компонент общего образования (для конфессиональных образовательных организаций) входит в систему непрерывного православного образования, реализуется через внедрение в основные образовательные программы общего образования программ духовно-нравстве
Православный компонент общего образования – это учебные курсы, дисциплины, предметы, модули, обеспечивающие религиозное (православное) образование (ч. 8, ст. 87, ФЗ № 273-ФЗ), реализуемые в общеобразователь
2. Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ православного компонента общего образования.
3. Стандарт православного компонента общего образования предназначен для общеобразователь
4. Стандарт православного компонента общего образования включает в себя требования:
к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования;
к структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования, в том числе требования к соотношению православного компонента с обязательной частью основных образовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта и частью, формируемой участниками образовательного процесса; к соотношению обязательной (инвариативной) части (перечень обязательных предметов и основное содержание обучения) и рекомендуемой (вариативной) части православного компонента общего образования;
к условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования: кадровым, материально-техн
Требования к результатам, структуре и условиям освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на всех ступенях образования.
5. Стандарт православного компонента общего образования является основой объективной оценки деятельности православной образовательной организации, качества преподавания учителей и уровня подготовки обучающихся.
6. Нормативный срок освоения программ православного компонента общего образования составляет полный срок обучения с 1-го по 11-й (12-й) классы.
7. Православный компонент общего образования ориентирован на социальный запрос православных граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией духовно-нравстве
8. Русская Православная Церковь считает духовно-нравстве
9. Православный компонент общего образования:
содействует формированию и обеспечению единого духовно-нравстве
направлен на:
повышение качества преподавания вероучительных предметов в православных общеобразователь
совершенствовани
упорядочение преподавания вероучительных предметов в имеющихся и создающихся православных общеобразователь
интеграцию учебной и воспитательной работы в образовательных организациях.
10. В соответствии с православным компонентом общего образования
осуществляется:
единство, целостность, непрерывность и преемственность православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования; основного общего образования и дополнительного образования детей;
воспитание и развитие личности православного христианина в полноте ее бытия по образу идеала, заданного православной исторической традицией;
осуществление учебной деятельности (учебного труда) как дара Божия.
11. Стандарт православного компонента общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника православной образовательной организации:
укорененный в православной вере, традиции и культуре;
любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, ощущающий тесную связь со своим народом, его культурой;
осознающий и принимающий цели, идеалы и ценности Православия;
умеющий учиться, осознающий ценность учебы, труда и творчества как дара Божия;
социально активный, способный к жертвенному служению ближним, к миссионерской деятельности.
II. Правовой аспект введения Стандарта православного компонента общего образования
Приоритетное право верующих родителей на религиозно-нравс
5-я статья этой Конвенции гласит, что государства, являющиеся сторонниками настоящей Конвенции, должны гарантировать родителям и в соответствующих случаях законным опекунам возможность обеспечивать образование их детей в соответствии с их собственными религиозными и моральными убеждениями.
Впервые о духовно-нравстве
Важным шагом на пути реализации этой Концепции стало внесение новых требований к воспитанию обучающихся в российской школе.
В настоящее время реализация учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, обеспечивающих религиозное образование (религиозный компонент) прямо предусмотрено ч. 8 ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Национальным законодательство
Законодательство Республики Беларусь предусматривает, что учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей во внеучебное время могут взаимодействоват
«2. Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:
2.10. Обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравстве
«4. Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетн
Закон Республики Молдова «Об образовании» № 547-XIII от 21.07.1995 в ст. 4 предусматривает, что духовно-нравстве
Таким образом, на сегодняшний день национальное законодательство Украины, республик Беларусь и Молдова содержит в себе предпосылки для реализации вероучительных дисциплин в общеобразователь
Адаптация стандарта к местным формам и особенностям его реализации осуществляется соответствующими централизованным
III. Требования к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования
11. Стандарт православного компонента общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших православный компонент основных образовательных программ общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
12. Личностные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования должны отражать:
1) укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу и ближним как высших ценностях человеческой жизни;
2) устремленность личности к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе («теосис», «обожение» человека);
3) наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность
4) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;
5) наличие исторической памяти, чувства тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
6) благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви;
7) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, мужество, стойкость, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;
8) ответственность и прилежание в учебе;
9) любовь к ближним через социальное служение и жертвенность;
10) наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества;
11) наличие навыков неприятия зла, различения греха (непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.) и противостояния искушениям «века сего»;
12) наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения;
13) наличие бережного отношения к здоровью как дару Божиему;
14) наличие бережного отношения к природе и всему живому.
13. Метапредметные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования должны отражать:
1) овладение базовыми понятиями православного вероучения, выстраивающими правильное понимание отношений знания и веры, науки и религии;
2) формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия;
3) совершенствовани
4) сформированность нравственного отношения к знанию: знания не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству;
5) умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
6) овладение навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову, помня наставления древнего книжника «Велика ведь бывает польза от учения книжного: книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, напаяющие Вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они – узда воздержания».
14. Предметные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования с учетом содержания предметов должны отражать:
14.1. В ходе изучения курса «Основы Православной веры» (Закон Божий):
1) понимание, систематизацию православных представлений о мире как творении Божием, о человеке, созданном по образу и подобию Божию;
2) усвоение основ вероучения по православному Катехизису (Символ веры, Заповеди Божии и Заповеди Блаженств) и основ христианской нравственности (основы нравственного богословия);
3) знание (умение объяснять, определять, пересказывать) Священного Предания и основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы Домостроительств
4) знание основных вех Общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории;
5) знание основ литургической жизни Русской Православной Церкви, основных православных праздников и особенностей их празднования, Таинств Церкви;
6) овладение основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестантизме);
7) знание основ духовной безопасности (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений).
В настоящее время данный предмет рекомендуется преподавать в широком историко-культур
8) осознание исторической роли Русской Православной Церкви в формировании духовно-нравстве
9) понимание религиозно-филос
10) знание особенностей православной культуры, ее видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прик
14.2. В ходе изучения курса «Церковнославянск
1) формирование представления о церковнославянск
2) овладение традициями церковнославянск
3) наличие навыков чтения и понимания церковнославянск
14.3. В ходе изучения курса «Церковное пение»:
1) наличие представления о значении церковного пения в духовно-нравстве
2) овладение основами культуры церковного пения: осьмогласием, видами распевов, жанрами церковного пения (тропарь, кондак, стихиры, ирмосы, акафисты, основные песнопения Божественной литургии);
3) осознанное участие в церковном Богослужении;
4) наличие навыков клиросного пения.
15. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви организует общую проверку уровня и качества подготовки обучающихся, итоговую успеваемость («срезы знаний») по всем учебным предметам православного компонента общего образования, используя разные формы внешнего контроля: мониторинги образовательных достижений обучающихся (общешкольные контрольные работы), интеллектуальные олимпиады, конкурсы научных и исследовательски
Промежуточный (текущий) контроль знаний обучающихся по всем учебным предметам православного компонента общего образования и их аттестация по итогам учебного периода (четверти, триместра, полугодия), учебного года самостоятельно осуществляется образовательным учреждением в соответствии с требованиями его устава и соответствующих локальных нормативных актов.
Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов образования по всем предметам православного компонента общего образования должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие обучающихся в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, научно-практичес
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений;
результаты итоговых работ, характеризующие степень освоения основного содержания православного компонента общего образования.
Итоговая оценка освоения православного компонента общего образования проводится образовательной организацией при участии Епархиального отдела религиозного образования и катехизации и направлена на выявление достижений в освоении обучающимися православного компонента основных образовательных программ общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся при освоении программ православного компонента общего образования, подлежащим анализу и качественной оценке (не выражающейся в отметке или письменной характеристике), относятся ценностные ориентации обучающихся.
IV. Требования к структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования
16. Православный компонент основных образовательных программ общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на определенной ступени образования (начальной, основной, средней) и направлен на православное духовно-нравстве
17. Православный компонент основных образовательных программ общего образования содержит обязательную (инвариативную) часть и рекомендуемую (вариативную) часть. Православный компонент основных образовательных программ общего образования, как правило, должен быть включен в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, во внеурочную деятельность, и при необходимости также в систему дополнительного образования детей.
18. Православный компонент предусматривает интеграцию в следующие разделы основной образовательной программы:
1) пояснительную записку;
2) программу духовно-нравстве
3) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
4) учебный план общеобразователь
5) содержание учебных предметов, курсов;
6) систему оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
18.1. В разделе «Пояснительная записка» раскрываются:
1) цели реализации православного компонента общего образования в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ общего образования;
2) принципы и подходы к формированию православного компонента основных образовательных программ общего образования и состава участников образовательного процесса;
3) общая характеристика православного компонента основных образовательных программ.
18.2. В разделе «Программа духовно-нравстве
В основу программы должны быть положены основные принципы (Христоцентрично
Программа должна обеспечивать:
создание православного уклада жизни образовательной организации, способствующего духовно-нравстве
создание совместно с семьей системы воспитания, позволяющей преобразовывать полученные знания в личный духовный опыт («путь духовного восхождения как путь стяжания благодати»), укреплять в обучающихся навыки христианского благочестия и добродетельной жизни;
формирование целостной образовательно-в
формирование у детей совместно с семьей деятельной любви к Богу и ближним.
Программа должна учитывать три обязательных элемента культурно-образо
национальное образование и воспитание, освоение национальной культуры, родного языка, национального уклада жизни;
освоение общей государствообраз
образование и воспитание, обеспечивающие открытость для мирового сообщества при сохранении национальной идентичности.
Программа должна быть ориентирована на становление личности обучающегося в соответствии с современным национальным воспитательным идеалом – высоконравственн
Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания.
18.3. В разделе «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы» православный компонент общего образования должен:
1) обеспечивать связь между требованиями к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ, образовательным процессом и системой оценки достижений планируемых результатов освоения православного компонента основных образовательных программ;
2) являться основой для разработки православного компонента основной образовательной программы православной образовательной организации;
3) являться содержательной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, факультативов и учебно-методичес
Содержание планируемых результатов освоения православного компонента общего образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
При оценке деятельности православных образовательных организаций должны учитываться планируемые результаты освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ.
18.4. В разделе «Учебный план общеобразователь
обеспечивается введение и реализация православного компонента с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта к общему объему нагрузки и максимальному объему аудиторной нагрузки;
включаются обязательные предметы православного компонента;
включаются учебные модули, образовательные и исследовательски
Обязательная (инвариативная) часть православного компонента общего образования, как правило, должна быть включена в часть, формируемую участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения), в качестве учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов, или учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.*
*В случае 5-дневной недели в начальной школе обязательные предметы православного компонента встраиваются во внеурочную деятельность, систему дополнительного образования и соответственно в программы дополнительного образования.
Обязательные учебные предметы православного компонента общего образования и основные цели их реализации, а также дополнительные обязательные учебные предметы для православных гимназий приведены в таблице:
Учебный предмет |
Основные цели реализации содержания |
---|---|
Основы православной веры |
Сформировать целостную картину мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия через представления о Боге и сотворенном Им мире, вере и человеке, созданном по образу и подобию Божию. Раскрыть значение Евангелия как основы жизни человека, Христоцентричнос Раскрыть значение Православия в становлении и развитии духовно-нравстве |
Церковносла-вянс |
Сформировать представление о церковнославянск |
Церковное пение |
Раскрыть значение церковного пения в духовно-нравстве |
Греческий язык* |
Дать представление о языке первой европейской культуры, в рамках которой было осуществлено «евангельское приготовление» и подготовлены возможности для освоения, развития и вселенского распространения нового христианского учения; о языке православного богословия до середины XV века. Раскрыть связь церковнославянск |
Латинский язык* |
Дать представление о греко-латинской цивилизации как основе культуры современной Европы; о связи русского и латинского языков. |
Логика* |
Сформировать представление о логике как науке, инструментарии для освоения других областей знаний, раскрыть ее уникальное значение для формирования духовно-нравстве Дать знания о формах мышления (понятии, суждении, умозаключении); законах (принципах) мышления. Сформировать практические навыки аргументации, доказательства и опровержения. Раскрыть связь логики с эристикой (искусством спора) и риторикой. |
* – при наличии кадров соответствующей квалификации
Рекомендуемые образовательные модули, представляющие вариативную часть православного компонента общего образования, являются средством углубления как обязательных предметов православного компонента общего образования, так и родственных предметов обязательной (инвариативной) части учебного плана федеральных государственных образовательных стандартов для Российской Федерации, национальных образовательных стандартов стран канонического присутствия Русской Православной Церкви (Основ духовно-нравстве
Внеурочная деятельность в православной образовательной организации может осуществляться, например, в таких формах, как деятельность различных детских творческих объединений (кружков, секции, студий), проведение круглых столов, конференций, олимпиад, поисковых и научных исследований (православное краеведение), посещение храмов, участие в Богослужении, церковных праздниках, в формах социального и миссионерского служения (помощь обездоленным, нуждающимся, сиротам, связь с социальными учреждениями), в паломнических поездках, общественно полезных практиках (посильной помощи в восстановлении храмов, монастырей, святынь Русской Православной Церкви), участии в православных молодежных движениях и сообществах.
При организации внеурочной деятельности обучающихся православной образовательной организацией используются возможности учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и досуга, спортивных и др. Большое значение в духовно-нравстве
18.5. В разделе «Содержание учебных предметов, курсов» определяется основное содержание обязательных учебных предметов, курсов и рекомендуемых образовательных модулей православного компонента общего образования.
Основное содержание учебных предметов, курсов и рекомендуемых учебных модулей является основой для разработки образовательной организацией рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, модулям, которые должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения православного компонента общего образования.
Рабочие программы должны включать:
1) пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, цели и задачи обучения, описание места учебного предмета, курса в системе православного образования, в учебном плане, значение этого предмета в системе духовно-нравстве
2) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, модуля;
3) содержание учебного предмета, включающее в себя основное содержание православного компонента общего образования по данному предмету;
4) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучаемых;
5) описание материально-техн
18.6. В разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» православный компонент общего образованиядолжен:
1) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравстве
2) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения православного компонента основных образовательных программ: личностных, метапредметных и предметных;
3) предусматривать оценку деятельности православной образовательной организации.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения православного компонента основных образовательных программ должна включать требования к структуре и содержанию:
промежуточной аттестации обучающихся в рамках обязательной части православного компонента общего образования;
итоговой оценки в рамках обязательной части православного компонента общего образования.
V. Требования к условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования
20. Требования к условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования включает кадровые и материально-техн
21. Общим результатом реализации указанных требований должно быть создание оптимальной воспитательно-об
единство учебных занятий, Богослужения и личной жизни учителей и учащихся: учебные занятия по вероучительным предметам должны соприкасаться и соединяться с Богослужением, а то и другое – с личной жизнью обучаемых и обучающих;
духовно-нравстве
высокое качество преподавания как основных предметов ФГОС в Российской Федерации, национальных образовательных стандартов в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви, так и основных предметов православного компонента общего образования, доступность для всех желающих приобщиться к православной традиции, к жизни Церкви;
духовную и иную безопасность обучающихся;
возможность педагогу соответствовать высшему назначению учителя.
22. В целях обеспечения реализации православного компонента общего образования в образовательной организации для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
достижения результатов духовно-нравстве
выявления и развития способностей обучающихся через общественно-поле
организации исследовательско
участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, прихода, православной общественности в разработке программы духовно-нравстве
использования современных образовательных технологий;
самостоятельного творчества обучаемых при поддержке педагогов и родителей (законных представителей);
включения обучающихся в социальное и миссионерское служение;
обновления методик и технологий реализации православного компонента общего образования с учетом запросов обучающихся и их родителей (законных представителей);
эффективного взаимодействия Церкви с образовательными организациями.
23. Требования к кадровым условиям реализации православного компонента общего образования включают:
укомплектованнос
к личности учителя:
опыт педагогической работы по специальности;
непрерывность профессиональног
участие в литургической жизни Церкви;
восприятие педагогического труда как православного служения, понимание призвания учителя как дара Божия;
христианская любовь к детям, созидаемая постоянным самосовершенство
иные требования, согласно Стандарту профессиональной деятельности педагога в сфере православного образования.
Православная образовательная организация должна взаимодействоват
24. Материально-техн
1) возможность достижения обучающимися результатов освоения общеобразователь
2) соблюдение основных требований законодательства к санитарно-гигиен
Православная образовательная организация должна обеспечивать оснащение образовательного процесса необходимым оборудованием, техническими средствами (компьютер, аудио-, видеосопровожден
25. Информационно-об
Информационно-об
25. Учебно-методичес
Православная образовательная организация должна быть обеспечена учебными и учебно-методичес
Православная образовательная организация должна быть в достаточной степени укомплектована книгами вероучительного содержания, книгами Священного Писания, святоотеческой литературой, литературой по православной педагогике, научно-популярно
VI. Порядок реализации Стандарта православного компонента общего образования
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви разрабатывает основные документы, обеспечивающие реализацию православного компонента общего образования:
Стандарт православного компонента начального общего, основ- ного общего, среднего общего образования, который утверждается Священным Синодом Русской Православной Церкви;
православный компонент примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, которые утверждаются Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации;
основное содержание обязательной части православного компонента общего образования;
примерные рабочие программы обязательных учебных предметов и рекомендуемых образовательных модулей православного компонента общего образования;
контрольно-измер
критерии аттестации православных педагогов, воспитателей образовательных учреждений на основании Стандарта профессиональной деятельности педагога в сфере православного образования;
порядок и процедуру аттестации педагогов образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом;
критерии аттестации православных образовательных организаций на основе Положения «О выдаче конфессиональног
порядок проведения экспертизы учебных программ, учебных пособий на предмет их соответствия Стандарту православного компонента общего образования на основании «Положения о порядке присвоения (подтверждения) и отзыва грифа Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви изданиям, относящимся к его ведению», утвержденного Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 29.11.2010.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации утверждает примерные основные образовательные программы в части религиозного (православного) компонента и УМО по ним (ч. 10, ст. 87 ФЗ № 273-ФЗ).
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации утверждает программы подготовки и переподготовки педагогических работников в сфере православного образования.
Образовательная организация разрабатывает на основании этих документов основную образовательную программу образовательной организации, которая принимается на заседании педагогического совета или совета образовательной организации и утверждается руководителем образовательной организации после согласования с Епархиальным отделом религиозного образования и катехизации.
Образовательная организация при участии специалистов Епархиального отдела религиозного образования и катехизации проводит промежуточную и итоговую аттестацию выпускников, организует участие обучаемых в школьных, муниципальных, региональных, общероссийских конкурсах по «Основам православной культуры», православному краеведению и другим предметам; миссионерскую и социальную деятельность, работу с семьей и родителями обучающихся.