Председатель Отдела религиозного образования и катехизации города Москвы иеромонах Онисим (Бамблевский) о задачах новосозданного отдела
5 марта 2013 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был создан Отдел религиозного образования и катехизации города Москвы. О задачах новосозданного отдела рассказывает его председатель – иеромонах Онисим (Бамблевский), кандидат педагогических наук, проректор Московского финансово-юридического университета по духовно-нравственному воспитанию, настоятель строящегося храма пророка Божия Илии в Северном Бутово, магистрант Московской Духовной академии.
Учреждение Московского епархиального отдела религиозного образования и катехизации – действительно, исторический шаг. Москва – это не только самый крупный город России, но и одна из самых больших епархий Русской Православной Церкви, что подчеркивает значимость данного события. Москва – город уникальный не только по количеству жителей, но и по мультикультурности людей, которые здесь живут и которые по-разному относятся к одним и тем же событиям, воспринимают свою жизнь, ставят разные цели и задачи для самих себя и своих детей. Отсюда эта многогранность процессов образования и воспитания в столице, в том числе духовного образования и воспитания, духовного просвещения.
Сейчас термин «просвещение» в светской науке незаслуженно забыт. Для нас же просвещение – одна из ключевых составляющих нашей деятельности. Именно просвещение может донести человеку истину о том что есть Бог, что Он ждет каждого человека как Свое чадо, готов дать ему дары своей благодати, необходимые ему в этой жизни и в жизни будущего века.
Таким образом, глобальная задача православного образования и воспитания в Москве видится именно в этом высоком призвании – просвещении человеческой личности, в каком бы возрасте человек ни находился, сколько бы образований и ученых званий он ни имел. В больших городах особенно много таких людей, которые, получив даже несколько высших образований, все еще ищут свой путь.
Ответы на главные вопросы жизни нельзя искать, размениваясь на сиюминутную конъюнктуру. Сегодня в сфере образования все чаще звучат слова о том, что знание – это конкурентный товар, что образование должно быть выгодным. Но ведь человеческие материальные потребности быстро меняются, сегодня они одни, завтра – другие. Сегодня он довольствуется дачей в Подмосковье, а завра ему нужна будет вилла в Ницце. Если человек нацелен только на потребление материальных благ, остановить его в этом стремлении практически невозможно.
Святейший Патриарх, учреждая Московский епархиальный отдел религиозного образования и катехизации, поставил перед ним задачи по основным направлениям работы: 1) взаимодействие со светской школой, с государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, 2) особое попечение о православных учебных заведениях, в том числе воскресных школах, гимназиях и лицеях, 3) решение вопросов катехизации, оглашения тех, кто желает креститься, и помощь тем, кто ищет ответы на вопросы, которые возникают в процессе воцерковления.
Сложно представить работу любого епархиального отдела в отрыве от Синодальной структуры. Так же, как невозможно представить вагоны, которые едут сами по себе, без локомотива. Даже если это самый большой вагон, и едет он впереди всего состава, он не может двигаться вне общей системы. Поэтому Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий всегда подчеркивает важность сопряженности работы Московского отдела с Синодальным, тем более что по всем вышеназванным направлениям Синодальным ОРОиК уже проведена большая работа. В этом же фарватере, следуя курсом общецерковной работы, и будет идти Московский отдел.
В Москве с 90-х годов существуют епархиальные комиссии, за время своей работы они приобрели огромный опыт и потенциал. Даже не обладая тем статусом, который дан отделу, комиссии проделали огромную работу в своих направлениях – от сбора информации до организации городских и участия в общецерковных мероприятиях. Отдел уже взаимодействует с ними самым активным образом, используя их опыт и наработки. Нельзя разделить комиссии и отдел, есть общая жизнь Церкви и епархии, общее дело спасения души каждого человека, который находится в лоне Церкви Христовой, а все отделы и комиссии, все церковные учреждения, нацелены на то, чтобы помочь человеку в осуществлении этой главной цели.
С 1 сентября 2012 года во всех школах России в 4-х классах началось преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Один из модулей курса – Основы православной культуры. В Москве немало своих, региональных проблем, связанных с его введением. Главная трудность заключается в том, что самые широкие слои населения, начиная от учителей и директоров школ, заканчивая родителями, бабушками и дедушками детей, которые учатся в 4-х классах, крайне мало знают о том, что же представляет из себя православная культура. Это не просто предмет, который дает знания, не просто набор неких основополагающих истин. Изучение Основ православной культуры влияет на самый фундамент личности, помогает человеку определить его ценностные ориентиры, дает человеку возможность самому оперировать теми категориями, которые прививаются ему с детства, – категориями добра и зла, категориями истины, любви к ближнему.
Итак, первое во взаимодействии с общеобразовательной школой – это необходимость снять барьеры, существующие в сознании людей – директоров, педагогов, родителей, чиновников, объяснить им, для чего существует предмет «Основы православной культуры», и какие плоды он уже приносит там, где преподавание ведется не первый год. Путь реализации этой задачи показан нам Самим Господом. «Идите и научите вся языки», – говорит Христос (Мф. 28, 19). Так и нам надо идти и учить, встречаться и рассказывать. Сейчас в каждой школе проводятся встречи родителей с представителями Русской Православной Церкви. Уже достигнуто соглашение с Департаментом образования города Москвы, с руководством окружных управлений образованием, что при выборе родителями модуля курса ОРКСЭ представители Русской Православной Церкви рассказали бы об этом предмете, о его задачах и содержании.
Для работы в Московском епархиальном ОРОиК уже приглашены образованные православные воцерковленные люди – профессиональные педагоги и методисты. Сейчас по благословению Святейшего Патриарха на базе духовных православных Центров – Новоспасского монастыря, Перервинской и Сретенской духовных семинарий и т.д. – будут работать курсы повышения квалификации для преподавателей ОПК. Создана ассоциация учителей православной культуры города Москвы. Запланированы встречи в округах, семинары, участие в целевых проектах и программах, распространение литературы и рекомендаций… Все формы взаимодействия будут использованы для того, чтобы иметь живую непосредственную связь как с учителями Основ православной культуры, так и с теми ответственными от храмов и благочиний, которые взаимодействуют со школой. Для них проводятся свои курсы, разработаны рекомендации, созданы презентационные видео- и аудиоматериалы.
Отдел также будет очень внимательно заниматься тем, чтобы вывести на новый уровень православные школы и гимназии. Идет работа и по подготовке директорско-управленческого корпуса этих гимназий, по укреплению их юридического статуса, привлечению дополнительного финансирования. Необходимо сделать из них по-настоящему элитные учебные заведения, в которых воспитывали бы действительно духовную, интеллектуальную элиту для нашего общества, патриотов, готовых к служению своему Отечеству всеми дарами, которыми их наградил Господь, и всеми знаниями и умениями, которые им передали их наставники и педагоги.
Материал подготовлен сотрудником Информационно-аналитической службы Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Еленой Григорьевной Балашовой.
Публикация в журнале «Православное образование» (весна 2013 года).