12 октября в редакции портала «Реальная школа» прошла онлайн-конференция, посвященная проблемам взаимодействия Русской Православной Церкви и общества в сфере культуры и образования. На вопросы читателей отвечали заведующий сектором «Основы православной культуры» Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии Герман Демидов и Заведующий сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации иерей Алексий Алексеев.
Вопрос
Здравствуйте. В этом году в России отмечается сразу 2 важные исторические даты — 200-летие войны 1812 года и разгром польско-литовских войск 1612 года. Участвует ли Церковь в праздновании этих событий, и если да, расскажите пожалуйста, подробней о мероприятиях, проводящихся в рамках празднований. Спасибо.Елена.
Автор вопроса Елена Владимирова
Ответ
Отвечает отец Алексий: «Конечно. Церковь всегда, каждый год чтит традицию победы 1612 года и 1812 г. До конца года в школах проводятся уроки памятных дат о роли русских граждан и священников в победе в этих войнах».
Вопрос
Добрый день! На мой взгляд, учебник Кураева по основам православной культуры написан слишком тяжелым языком, не понятным для школьников младших классов. Ваше мнение? (Сергей)
Автор вопроса Сергей Валерьевич
Ответ
К нам присоединилась Татьяна Дмитриевна Шапошникова — автор концепции учебно-методического комплекса, руководитель проекта по его разработке, соавтор учебников «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики»: «Писать учебники — дело сложное, а для начальной школы тем более. Нужно говорить с детьми буквально на их языке. Мы постарались, чтобы язык был понятен ученикам 4 класса. Учебник отца Андрея Кураева написан языком живым и интересным. Я бы не стала сравнивать учебники — каждый из них найдет своего адресата. Учитель выберет тот учебник, который поможет ему достичь своих профессиональных целей».
Отвечает Г. Демидов: «Присоединяюсь к мнению Татьяны Дмитриевны, что учебник под редакцией протодиакона Андрея Кураева написан хорошим языком. Это не Закон Божий, это пособие, изложенное с точки зрения выпускника философского факультета МГУ. Не нужно бояться, что дети чего-то не поймут: многие вопросы они понимают интуитивно. Очень хороший учебник издательства «Дрофа» — нужно, чтобы таких учебников было много, поскольку они рассказывают о религиозной составляющей нашей культуры. Учебники должны давать детям достоверную информацию, в том числе о «больных» проблемах нашего общества. Обязательно нужно достигать согласия и взаимопонимания между авторами учебников и представителями традиционных конфессий. Ранее, на этапе апробации, была предусмотрена перекрестная экспертиза учебных пособий. Координационный совет по апробации состоял из представителей всех традиционных конфессий. Теперь такой процедуры, к сожалению, нет. Сейчас подобная практика согласования ведется на уровне издательств при участии Отдела катехизации и религиозного образования. Хорошие учебники получают гриф Русской Православной Церкви».
Вопрос
Как ведется работа с тем населением страны, которое не относится к пожилому, и не относится к молодому (для которого, например, есть православные олимпиады) т.е. с тем средним возрастом который не получил православных знаний от родителей, и не успел получить от бабушек. Имеется ввиду то население, которое совершает много ошибок и преступлений. Эти люди по-своему раскаиваются, хотели бы найти спасение своей душе и не знают как?
Автор вопроса Тамара Сергеевна
Ответ
Отвечает о. Алексий: «Для взрослых людей существуют училища и семинарии. При большинстве приходов есть воскресные школы с систематическим религиозным образованием. Здесь изучают Ветхий завет, Новый завет и т.д. Однако, к сожалению, воскресных школ для взрослых в пять раз меньше, чем для детей. Существуют различные миссионерские центры для религиозного образования. В этом могут помочь специальные средства массовой информации – телеканалы «Союз», «СПАС», телепрограмма «Слово пастыря» на Первом канале, а также личное общение со священником. Кроме того, существуют семейные воскресные школы для родителей и детей — при приходах они бесплатные (это миссия церкви). Многие приходы сами разрабатывают курсы для взрослых. Например, Центр Священномученика Иринея Лионского при Крутицком подворье, при храме Иоанна Кронштадтского, при крупных монастырях — Даниловском и т.д.»
Вопрос
Какие программы существуют и одобрены РПЦ для проведения факультативных занятий по основам православной культуры? Дополнительно от ОРКСЭ.
Автор вопроса Земскова
Ответ
Отвечает Г. Демидов: «В рамках федерального компонента — «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), в рамках регионального — «Основы православной культуры» в разных формах. В Белгороде, например, есть факультативы со 2 по 11 класс. В епархиях существует разная практика, унификации нет. Где-то достаточно ОРКСЭ, где-то ОПК идет с 1 по 11 кл. Есть учебники Людмилы Шевченко и другие. Можно выбирать то, что подходит».
Вопрос
Возможна ли помощь РПЦ по обеспечению учебно-методическими и наглядными материалами по ОПК учителей светских школ?
Автор вопроса Земскова
Ответ
Отвечает Г. Демидов: «Конечно. Обратитесь в Синодальный отдел катехизации — Высокопетровский монастырь (ул. Петровка, 28/2) или зайдите на сайт отдела www.otdelro.ru Звоните по тел. (495) 623-0070 – мы поможем всем, чем можем. В Москве, к сожалению, не было апробации, но формируется структура по благочиниям, назначается ответственный за преподавание со стороны церкви, а в регионах все это уже есть. В отделе религиозного образования и катехизации функционирует экспертный совет, посылают все пособия по этому предмету по согласованию с авторами».
Вопрос
Не рано ли детям в 4-м классе начинать изучать такие понятия как «вера», «религия», «катехизация»? Мне кажется, авторы учебников по «Основам» ввели туда довольно много терминов, в которых не каждый ребенок сможет разобраться. Как Вы думаете, можно ли только в теории приобщить ребенка к вере и помочь ему понять, кто есть Бог?
Автор вопроса Павел Александрович
Ответ
Т. Д. Шапошникова: «Что касается возраста, то дети в любом возрасте задают вопросы: в чем смысл жизни, как прожить ее достойно, как поступать в разных ситуациях, но задают их на своем языке на своем уровне сознания.. Главное — объяснить ребенку всю эту сложность. Почему именно в 4-м классе? «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) — это метапредмет . Например, в начальной школе есть предмет «Окружающий мир», его изучают с 1 по 4 класс. Многие темы этого предмета («Я и природа», «Я и мир») пересекаются с темами нашего учебника. Это попытка представить мир во всей полноте. «Основы религиозных культур» тоже открывает ребенку мир . Поэтому в 4-м классе и начинают изучать этот предмет. Перед тем как начать писать учебники, мы изучили, как рассматривают понятие «вера» в зарубежных школах. Например, в финских учебниках есть урок, посвященный как раз вопросам того, во что люди верят — ребята рассуждают об этом и узнают, что есть люди, верующие в бога, и те, кто не верит. Так поднимается вопрос о вере. На своем «детском» языке они объясняют и рассказывают о своих убеждениях. В большинстве стран мира этот предмет называется «Мое мировоззрение». Этот предмет учит уважать других людей, выстраивать диалог с другими, уметь уважать чужую точку зрения».
Отвечает Г. Демидов: «Во многом я согласен с Татьяной Дмитриевной. В последнее время часто говорим о диалоге. Но зачастую остается без ответа такая тема, как способность заинтересовать собеседника. Как сказал автор экспериментального учебника ОПК протодьякон Андрей Кураев, важная составляющая этого курса — научить детей жить на «информационном сквозняке». Что это такое? О вопросах веры говорят многие. Один восточный философ сказал: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и может быть, я вспомню. Вовлеки меня — и я пойму». Эта фраза мне запомнилась со студенческих лет. Вовлечь ребенка намного важнее, чем просто рассказать. Сделать ребенка настоящим участником диалога — вот главная задача. Зачастую мы забываем, к какой культуре и традициям мы принадлежим. Можно ли приобщить ребенка к вере, объяснить ему, кто есть бог? Здесь не стоит задача приобщить, задача – показать, познакомить. Курс должен стать проводником в мир религиозных традиций, чтобы все участники могли соприкоснуться с ними и в соответствии с ними решить, каким образом строить свою жизнь. На этапе апробации в 2009-2011 годах, в которой участвовал 21 регион Российской Федерации, было первоначально предложено преподавать курс в течение одной четверти в 4-м классе и одной четверти в 5-м классе. Однако при таком перерыве материал забывается. Сейчас речь идет о преподавании отдельных предметов-модулей по религиозной культуре, а сравнительное изучение всех религий необходимо в старших классах, по схеме преподавания литературы – сначала изучается своя родная литература, а потом уже зарубежная».
Вопрос
Как Вы можете прокомментировать тот факт, что во время выбора модулей по курсу «Основы мировых религий» в Ленинградской области ОПК выбрали 57 % жителей, а в Санкт-Петербурге только 9% ? С чем связано такое огромное расхождение в выборе? Ведь это по сути один регион.
Автор вопроса Екатерина
Ответ
Отвечает Г. Демидов: «Подобные вопросы были в рамках выбора курса: каждый выбирал по интересам, по желанию родителей для своих детей. Подобные проблемы были в Пензе, где «Основы православной культуры» не выбрал никто: все «хотели» изучать светские предметы. Местные власти заявили, что родители во избежание сложностей выбрали «Основы мировых религиозных культур», чтобы изучать все культуры. Затем были перевыборы с участием духовенства, и количество выбравших ОПК увеличилось до 60 %. Такое расхождение было обусловлено административным фактором — попыткой руководства системы управления образованием региона упростить процедуру выбора, деления на группы, подготовки педагогов, — упростить учебный процесс. Присутствует еще стереотип боязни «прихода попов в школу» для ликвидации религиозной безграмотности, насильственного обращения в веру. Если бы наша школа не находилась так долго под воздействием ленинского декрета об отделении школы от Церкви, все решалось бы проще. Сегодня эти вопросы приходится решать заново, порой болезненно решать. Свято место пусто не бывает: могут придти новые идеологии, в том числе с гуманистическими подходами, во многом противоречащими отечественным традициям образования и воспитания».
Вопрос
Добрый день! У меня вопрос: а не приведет ли введение курса по основам православной культуры к увеличению учебной нагрузки на детей. Я считаю, что они перегружены дополнительными предметами в ущерб основным (особенно, в старших классах, но и в 4-м тоже).
Автор вопроса Владимир Петрович
Ответ
Т. Д. Шапошникова: «Один раз в неделю, 34 урока за год — вряд ли это перегрузит ребенка якобы в ущерб другим предметам, русскому языку… К тому же предмет отлично вписывается в учебную сетку. Это предмет без оценок, он ведет детей к диалогу… К сожалению, наши дети не умеют говорить. Поэтому новый предмет, наоборот, должен помочь думать, размышлять, разговаривать…» Г. Демидов: «Это вопрос иерархии ценностей, вопрос нравственного здоровья. Куда идти в том случае, если у тебя болит душа? Очень важно дать детям знание основ духовной безопасности. Изучать русский язык, литературу без знания основ православия просто невозможно».
Вопрос
Добрый день! Сегодня идет речь о возможности создания в России полноценной непрерывной системы православного религиозного образования от детского сада до вуза. Эта система может совершенствоваться, адаптируясь к требованиям времени и современным канонам и традициям?
Автор вопроса Мария Леонидовна
Ответ
Отвечает о. Алексий: «Система непрерывного православного религиозного образования отличается от основ православной культуры. Она охватывает православные детские сады, православные группы в светских детсадах, православные гимназии и вузы. В детских садах основы православной культуры по закону пока преподавать нельзя. Хотя, например, в Тамбове по согласованию с местными органами управления организованы курсы по духовному воспитанию детей. Всего сейчас насчитывается около 10-15 частных православных детсадов, где преподают «Основы православного вероучения». В православных гимназиях, помимо предметов, входящих в государственный стандарт, преподаются основы православного вероучения, богословие, логика, церковно-славянский и древнегреческий языки.К сожалению, сейчас православные школы получают намного меньше финансирования, чем светские. В Москве функционируют два православных вуза — Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет и Российский православный институт св. апостола Иоанна Богослова. Для православных школ в прошлом году были приняты стандарты преподавания основ православной веры. Мы в течение 20 лет выстраиваем систему непрерывного православного образования».
Вопрос
Уважаемый отец Алексий! Вчера с внучкой 5 лет возвращалась из детского сада, а она меня спросила: «Бабушка, вот ты говоришь: Бог создал всё, а кто создал самого Бога?» И я что-то стушевалась, не знала, что ответить. Что бы Вы ответили ребенку? И еще один вопрос: как выбрать ребенку духовного отца? Спасибо. (Любовь Ефимовна)
Автор вопроса Любовь Ефимова
Ответ
Отвечает о. Алексий: «Объясните ребенку: «С точки зрения православия Бог был всегда — вне времени и пространства, вне системы координат. Мир создан из ничего. Вначале было слово, слово было у Бога». «Бог был всегда» — это самый простой ответ ребенку. Как выбрать духовного отца? Ходите постоянно к одному и тому же священнику, если вы почувствуете пользу — то это верный путь. Постарайтесь регулярно исповедоваться. Кто-то регулярно совершает паломничество в святые места, кто-то слушает рекомендации священников. Ходите в ближайшие к дому храмы. Приводите ребенка к своему духовнику. Я служу службы в Храме иконы Божией Матери «Знамение» на «Речном вокзале». У нас четыре священника, и я вижу, как люди выбирают СВОЕГО духовника, вижу их предпочтения. Сначала люди ходят просто на службы, потом все чаще и чаще исповедуются одному и тому же священнику. Скажу так: я по образованию психиатр, получил медицинское образование. Два года работал по специальности, но в клинике понял ограниченность и узость этой профессии. Если соединить профессию и религию, это дает гораздо больше возможностей. Психиатры видят уже «сломленных» людей с определенными психическими отклонениями. А у священника больше инструментов для того, чтобы помочь людям – и специальные знания, и духовные. Мой путь тоже начинался с того, что сначала я стал посещать храм, беседовать со священником, петь на клиросе, а потом уже выбрал для себя священничество».
Вопрос
Теперь все вдруг заговорили о преподавании православия в школах, также как раньше насаждали научный атеизм и моральный кодекс строителя коммунизма. Можно ли оставить школу и учеников, наконец, в покое, и от политики, и от идеологии, или никак этого избежать не удастся?
Автор вопроса Раиса
Ответ
Отвечает о. Алексий: «Возможно, Вы не задумывались, но в числе прочего преподавание православия в школах – это профилактика таких пороков, как наркомания и алкоголизм. Религия помогает человеку формировать нравственный стержень. Существуют несколько стадий алкоголизма — формирующийся и уже сформировавшийся алкоголик. Если человек еще в состоянии себе помочь, самое главное для него — молитва и причащение. Необходимо регулярно исповедоваться, пытаться изменить себя. Если человек уже не в состоянии этого сделать, ему помогают в реабилитационных центрах, куда его отправляют принудительно. Существует такой термин – анозогнозия, т.е. непризнание своей болезни. В таких случаях надо работать над собой, ОСОЗНАТЬ свою проблему и бороться»
Вопрос
Как РПЦ взаимодействует с другими конфессиями? Ведется ли между ними какая-то совместная работа по улучшению нравственности в нашем обществе? Существуют ли какие-то совместные проекты в этой сфере?
Автор вопроса Александра, Санкт-Петербург
Ответ
Отвечает о. Алексий: «Конечно, конфессии отличаются, у них большая разница в религиозной практике. Но во многом мы схожи: прежде всего в вопросах морали, нравственности и семейных ценностей, профилактике социально опасных болезней. Мы пытаемся влиять на политику по этим вопросам в Совете при Президенте, внося свои поправки в законопроекты. Наша задача — влиять на нравственность в обществе. Люди должны выбирать не ценности общества потребления, а ценности духовные, нравственно приближаться в своей жизни к образу Христа».