Начался новый 2011/2012 учебный год. Известный проповедник и педагог о. Артемий Владимиров поделился своими наблюдениями за жизнью студентов в интервью Русской правовой службе.
РПС: С начала сентября молодые люди приступили к занятиям в вузах. Скажите, каковы они, студенты сегодняшнего дня. В чем их отличие от студентов тех времен, когда Вы сами учились в Московском университете?
о. Артемий: Молодежь прекрасна всегда. Когда говоришь от имени немолодых преподавателей, когда смотришь на свежие, не помятые жизнью лица, когда слышишь голоса, в которых звучит надежда, когда общаешься с людьми, полными нерастраченных сил – сам становишься студентом, учеником. Поневоле вспоминается древнее изречение «Docendodiscimus»: «Обучая, учимся».
Конечно, сегодня молодежи особенно нелегко представить душу и тело чистыми Христу. Нелегко дается нравственное становление личности. И главная наша забота – сохранить огонек любознательности, который отличает учащегося от того, кто сам считает себя вправе учить других, угасив при этом внутренний рост.
Сегодня можно встретить разных студентов, ибо и люди тоже разные – неповторимые, уникальные, отличающиеся друг от друга. Однако законно говорить и о чем-то общем. Мне как преподавателю русского языка и литературы, ведущему занятия со школьниками и студентами, заметно падение культурного уровня в наших абитуриентах и студентах. Меня тревожит все больший отрыв учащейся молодежи от культурных корней, что особенно наглядно проявляется в неумении формулировать свою мысль и точно изложить ее на письме. Вот парадокс современного студенчества: виртуозно овладев компьютерными технологиями, они не стали просвещеннее. Оказалось, что человек может дичать и среди компьютерного царства.
Между тем, жизнь предъявляет к молодежи достаточно жесткие требования. Отрадно ныне видеть среди массы студентов светлячков, вундеркиндов, людей, которые вбирают знания, как губка влагу. Хотелось бы пожелать студентам – и ленивым, и динамичным – больше скромности в размышлениях о самих себе. Гонор, самодостаточность, уверенность в своей правоте – не лучшая визитная карточка для будущего специалиста. Умолчим уж о бакалаврах и магистрах.
Вот почему залог сохранения нашим юношеством присущих ей талантов – в желании меняться от худшего к лучшему, от меньшего к большему, в усидчивости и прилежании, без которых невозможно овладевание профессиональными знаниями. Я имею в виду не христианскую нравственность и мораль в скучном протестантском понимании, но плоды подлинного церковного просвещения, вхождения студенчества в светлое итаинственное, всегда обновляющее духовное поле матери-Церкви.
РПС: Какова роль педагога в этом процессе?
о. Артемий: Теперь перед каждым педагогом, преподает ли он догматическое богословие или сопротивление материалов, стоит сверхзадача: насаждать ростки христианской нравственности в наших быстро повзрослевших детях. Опыт показывает, что вихри XXI столетия сметают юные неокрепшие души как пушинку, если те становятся жертвами нравственной распущенности. Не помогают ни природная сила ума, ни знания, приобретенные в различных областях, если душа человеческая плутает в грубых страстях: гордости, гневе и чувственности.
И еще несколько слов. Я практически не видел студентов, которые в период сидения на университетской скамье не пережили бы духовного кризиса, своего рода ментально-эмоциональной ломки. Речь идет не о «преждевременной усталости от жизни», которую испытывают наркоманы и жертвы горячительных напитков, а о духовно-нравственном становлении молодого человека, которому так трудно привести в гармонию душу, и тело, и сердце, взойти к пониманию долга, чести, ответственности перед обществом. Мне думается, что педагоги сослужат студенчеству добрую службу, если смогут сочетать образовательный процесс с ненавязчивым воспитанием. Вспомним, что безбожная и душная советская система, порядочно образовывая, оставляла человека в духовной пустыне, не могла утолить его духовную жажду.
Сегодня, когда нам должно не растерять богатое наследие ушедшей эпохи, необходимо привносить в обучение нравственную составляющую. Так вот, делать это должно не ради галочки, не топорно и по обязанности, а «по закону сообщающихся сосудов» – наполнять других, наполняясь прежде самим. Привлекать студенчество к чистой и честной жизни собственным зажигательным примером, а не прописной, отвлеченной моралью.
РПС: Недавно в школах стали внедрять изучение основ религиозной культуры. Скажите, это как-то поможет молодому человеку при обучении в вузе?
о. Артемий: Упомянутый Вами курс, не гнушаясь данными естественнонаучных и точных дисциплин, призван осуществить ту задачу, с которой не справлялась советская образовательная система: преподать целостное миросозерцание при вступлении во взрослую жизнь, вооружить человека подлинным нравственным чувством, что, конечно, невозможно без основательного вхождения души в православную христианскую культуру.
Безусловно, радует тот факт, что у лошадки среднего образования снимаются шоры, что кругозор школьного образования становится все шире и шире.
Но вот кучер-то кто? Достоинство школы всегда определялось ее педагогической корпорацией. Если молодым людям повезло с учителем по основам православной культуры, то этот курс, конечно, нравственно сориентирует молодые неокрепшие умы. Надеюсь, что курс ОПК будут вести не все, кому нужны дополнительные часы, но те, кто по выражению Александра Сергеевича Грибоедова, «часов не наблюдая», полагает за счастье само общение со школьниками, обогащение их бессмертных душ крупицами нравственности и добра. Такой учитель научит детей размышлять над проблемой различения добра и зла. Подскажет им правильный выбор в сложных жизненных ситуациях.
РПС: Одна из Ваших коллег, профессор Московского университета, которая училась примерно в то же время, что и Вы, как-то заметила, что в советскую эпоху, когда можно было говорить не что вздумается, а что разрешено, студентов отличала способность к поиску скрытых смыслов, к умению читать эзопов язык, то, что написано между строк. А сегодня студент привык читать так, как написано, а не искать скрытое значение. Согласны ли Вы с таким утверждением?
о. Артемий: Мысль весьма остроумная и справедливая. Пора юности – это пора сопротивления, преодоления преград; и чем больше этих трудностей, тем более развивается благая ревность к освоению горизонтов. А когда все лежит под руками, когда без труда можно выловить рыбку из компьютерного пруда, возникает опасность лености и пресыщения одновременно. Как трудно сегодня идти против общего течения и выбирать узкую тропинку жертвенного отношения к науке! Это требует напряжения всех душевных и телесных сил человека.
Христианин не по имени, а по жизни знает, какие вихри враждебные веют сегодня над Россией, в семье, в собственном сердце. Крещеные люди должны быть подлинными светлячками как в обществе взрослых, так и в молодежной аудитории.
И мне бы очень хотелось, чтобы пользователи нашего медиапортала вспомнили о высоком достоинстве сынов света, сынов чертога брачного, и, по завету апостола Павла жили, учились и трудились, взращивая в душе целомудрие, полноту братской, дружеской любви.
РПС: Вы часто бываете в поездках за рубеж. Расскажите о своем опыте общения со студенчеством других стран.
о. Артемий: Могу рассказать о приятном впечатлении этого лета, когда в Кёльне встречался с русской и, стало быть, православной молодежью на молодежном съезде. После конференции было место вопросам и ответам, и я был приятно изумлен широтой интересов студенчества, живущего на Западе. Они спрашивали меня о Ф. М. Достоевском и о А. А. Тарковском, мы обсуждали вопросы философии, искусства.
Было видно, что иноязычная среда, немецкое общество, находящееся в совершенно ином «измерении», только способствуют тому, чтобы серьезная русская молодежь устремлялась к освоению собственного культурного наследия. Это помогает им быть подлинно сильными и стремиться сохранить самих себя в многоликом и очень сложном мире.
РПС: Батюшка, не кажется ли Вам, что русскому народу будет парадоксальнымобразом полезен разрыв его исторической ткани, случившийся в начале 1990-х годов? Что, столкнувшись с чужим, непривычным, наши люди более прочно привяжутся к родным истокам?
о. Артемий: Я, к сожалению, не пророк, но твердо знаю, что без Божьей помощи невозможно ожидать нравственного возрождения народа. Однако «чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса». Покуда Мать-Церковь совершает свое тихое, поступательное шествие среди необозримых просторов России, у каждого из нас и, прежде всего, у молодежи остается шанс войти в ядро русского народа и сохранить не только свою национальную, но и духовную идентичность. Все зависит от нашего произволения. А Господь всегда готов прийти к нам на помощь…