Каковы итоги первых лет преподавания «Основ православной культуры»? Как принимают ОПК ученики и их родители? С какими сложностями сталкивается учитель и где он может получить помощь? На вопросы журнала «Фома» ответил Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Владыка, какое место занимает, по Вашему мнению, курс ОРКСЭ (и конкретно «Основы православной культуры») в общем наборе школьных предметов? Какова его роль в контексте всей школьной программы?
— Сейчас курс «Основы религиозных культур и светской этики» как таковой и модуль по основам православной культуры (ОПК) в частности преподаётся только в четвёртом классе, один час в неделю. Поэтому пока говорить о какой-либо существенной его роли в общем контексте среднего образования не приходится.
Нынешний формат ОПК — не что иное, как несколько видоизмененная экспериментальна
Для того чтобы говорить о полноценном месте курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) в ряду школьных предметов, преподавание как минимум должно быть расширено на среднюю и старшую школу.
Тем не менее, основываясь на данных социологических исследований, мы можем сказать, что даже в таком искусственно «сжатом» виде курс хорошо принят подавляющим большинством детей, родителей и учителей.
Основная задача курса ОРКСЭ — не ликвидация религиозной безграмотности в среде младших школьников, а усвоение детьми установки на уважительное отношение ко всем традиционным религиозным культурам нашей страны. То есть дети должны понять, что в нашей стране есть разные религии и что это нормально, что люди разной веры и разной культуры могут общаться мирно, что у них много общего, что они могут вместе делать добро. Но опираться при этом нужно на изучение основ той религиозной культуры, которая присуща семье ребёнка.
И, безусловно, курс ОРКСЭ должен давать школьникам представление о добре и зле, о традиционных системах ценностей. В этом плане потенциал ОРКСЭ, пожалуй, мощнее, чем у других школьных предметов.
Каковы итоги первых лет преподавания модуля «Основы православной культуры»? Какие достижения и какие трудности Вы могли бы отметить?
— Модуль «Основы православной культуры» в рамках комплексного курса ОРКСЭ преподаётся во всех регионах России с сентября 2012 года. Поэтому сейчас уже достаточно ясно видны и успехи, и проблемы.
Когда «Основы религиозной культуры и светской этики» стали преподаваться по всей стране, нам — говорю сейчас и про наш Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, и, более широко, о Церкви вообще — пришлось активно взаимодействоват
Когда наши сотрудники посещают епархии, то могут видеть, что часто полноценное преподавание ОПК тормозится. Причём не по чьей-то злой воле, как любят представлять сторонники различных конспирологическ
Поэтому мы начали совершенствовать работу епархиальных отделов, отвечающих за эти вопросы: ведь если оставить всё как есть, не добиваясь принципиальных улучшений, то невозможно говорить о полноценном сопровождении церковными структурами преподавания ОПК. Более того, в таком случае расширение практики преподавания ОРКСЭ принесёт больше вреда, нежели пользы.
Если кратко характеризовать положительные итоги последних лет в области преподавания ОПК, то можно отметить, что в большинстве регионов России исчезло настороженно-вра
Другое важное достижение последних лет — за это время было подготовлено беспрецедентно большое по меркам современной России количество учителей, преподающих «Основы православной культуры» (без преувеличения мы можем говорить о нескольких десятках тысяч человек — по данным АПКиППРО*
*АПКиППРО — Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Для преподавания ОРКСЭ за последние годы было подготовлено 67143 педагогов.
Это учителя различного профиля, прошедшие специальную подготовку — как учителя начальной школы, так и учителя-предметн
Также замечу, что за последние годы в подавляющем большинстве епархий представители Церкви (и священнослужител
Но, конечно же, не всё так гладко. Есть и определённые сложности с введением ОРКСЭ. Наиболее актуальная — и, увы, до сих пор не решённая проблема — это полноценное обеспечение свободы выбора модулей курса ОРКСЭ на всей без исключения территории России. По закону (пункт 2 статья 87 закона «Об образовании в Российской Федерации») родители школьников имеют право выбирать один из шести модулей: ОПК, основы исламской культуры, иудейской, буддистской, историю религий или светскую этику. На практике же в некоторых регионах выбор оказывается гораздо уже, подчас выбора вообще нет — родителей просто ставят перед фактом, что все дети обязаны будут изучать светскую этику. Такие случаи имеют место и в центральной России, и в Татарстане, Башкирии, ряде республик Северного Кавказа.
Когда курс ОРКСЭ только появлялся в школе, многие считали, что он приведёт к разобщению и даже конфликтам детей внутри одного класса: мол, одни выберут православную культуру, другие исламскую, третьи — светскую этику, это всё якобы разобьёт детей на враждующие лагеря. Вы сталкивались с подобными последствиями введения курса? Насколько обоснованы такие опасения?
— Практика преподавания курса ОРКСЭ в течение четырёх лет (если считать с начала апробации курса в 2010 году) показала: опасения, что курс приведёт к разобщению и конфликтам в среде детей, не оправдались. Все громкие заявления на этот счёт оказались не более чем популизмом.
Когда мы говорим о рисках в преподавании ОРКСЭ, нам необходимо обратить пристальное внимание на то, как происходит подготовка учителей разных религиозных культур. У христианства, иудаизма и ислама (так называемых «авраамических» религий) есть общее культурно-истори
Если все же говорить о какой-то конфликтности, то тут мы сталкиваемся, что называется, с другой стороной медали. По нашим данным, наиболее конфликтны сторонники преподавания светских модулей, которые, пользуясь служебным положением, пытаются навязать свою точку зрения окружающим.
Вообще, что касается мнимой «безобидности» модуля по основам светской этики, у нас есть факты преподавания в рамках этого модуля элементов учений деструктивной философско-оккул
ОПК — новый предмет, требующий особого отношения педагога с детьми, с их родителями, да и с самим материалом. Если у учителя возникают сложности в организации процесса обучения, куда он может обратиться? Где ему искать помощи?
— Тут есть два основных пути. Во-первых, если учителю нужна какая-либо методическая помощь, он может обратиться в региональное методическое объединение по ОРКСЭ или в профильное методическое объединение преподавателей «Основ православной культуры». Насколько нам известно от наших коллег из Минобрнауки России, такие структуры ведут работу во всех районных и областных городах.
Другой способ получить консультативную помощь — это когда педагог непосредственно обращается к представителям церковной системы религиозного образования. То есть в епархиальные отделы религиозного образования и катехизации.
Здесь можно и нужно упомянуть о положительном опыте столичного региона, который заслуживает распространения во всех епархиях России — на базе Московской городской епархии реализован проект организации работы системы общественных методистов. Общественные методисты — это штатные приходские сотрудники, например, приходские катехизаторы и миссионерские работники, которые по согласованию с Департаментом образования Москвы были закреплены за школами, располагающимися недалеко от храмов. Основные формы деятельности общественных методистов — это консультирование и методическая поддержка учителей «Основ православной культуры», организация уроков, посвящённых устройству православного храма на базе ближайших приходов, участие в родительских собраниях по выбору модулей курса…
Кроме того, во многих епархиях в России открыты консультационные центры для учителей. Действуют они при приходских духовно-просвети
Вы периодически встречаетесь с учителями ОПК. Что заботит их более всего? Какие вопросы они задают наиболее часто, и что Вы отвечаете на них?
— Из личного опыта могу сказать, что чаще всего из уст учителей звучит вопрос о том, что дальше будет с курсом ОРКСЭ. Будет ли он расширяться, а если да, то в каких формах это произойдет. Сразу скажу, что Синодальный отдел религиозного образования и катехизации готовит условия для того, чтобы курс развивался и совершенствовалс
Ориентир, к которому мы стремимся — преподавание «Основ православной культуры» со 2-го по 10-й классы общеобразователь
Разумеется, прежде чем распространять такой опыт на всю страну, нужно провести эксперимент в ряде регионов, как это делалось в 2010-2012 годах. Думаю, такую группу регионов можно определить. Например, наша Ростовская область и Донская митрополия вполне могли бы быть готовы к этому через год-два. И этот пример, мне близкий, далеко не единичный. Может быть, стоит вспомнить о первых «экспериментальн
Другой частый вопрос, который задают учителя: какой учебник по основам православной культуры лучше, предпочтительнее
Беседовал Виталий Каплан
(Интервью опубликовано в специальном выпуске Журнала «Фома», посвящённом Основам православной культуры, август 2014 г.)