Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В светлый день Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сердечно приветствую вас радостными словами рождественского гимна:
Христос рождается — славьте!
Христос с небес — встречайте!
Христос на земле — возноситесь!
Этот гимн — исповедание веры в то, что с воплощением Сына Божьего обретено утраченное некогда единство земного и небесного, человека и Бога. В то же время в этих словах слышится призыв к каждому из нас: славьте Бога, встречайте Его и возноситесь!
Как понять эти слова?! Славить Бога — это важнейшее служение, которое надлежит совершать христианину. Из него проистекает само имя нашей веры – Православие. Подтверждение тому находим в словах Спасителя, обращенных к Своему Небесному Отцу: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4).
Поэтому славить Бога – значит исполнять Его заповеди, совершать дело Божие в этом мире. Следовательно, православный человек — это не только тот, кто правильно верует в Бога, но тот, кто способен прославить Его в самой своей жизни, творя добро, являя миру Свет Христов.
Что значит встречать Бога? Как вообще человек способен встретить Того, Кто невидим и непостижим? Единственным критерием для такой встречи является чистота человеческого сердца. Об этом нам свидетельствует Евангелие: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Эту же истину утверждает в своем Послании и апостол Павел: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).
Священное Писание нас учит, что возможность встречи человека с Богом напрямую зависит от доброты нашего сердца, от старания сохранять в нем мир и любовь со всеми (1 Кор. 13:1-13).
Наконец, как понять слова рождественского гимна, призывающие нас к возношению? «Возношением», или «анафорой» с апостольских времен называли святую Евхаристию – главное христианское Таинство. Причащаясь Тела и Крови Христовых, каждый христианин непосредственным образом соединяется Христу, приобщается к тайне Его жизни. Это непостижимое, таинственное соединение Бога и человека способно преобразить человеческую природу и вознести его «в Горняя». Об этом возношении говорит святой праведный отец Иоанн Кронштадтский: «Литургия – это мост, возносящий нас в жизнь вечную».
В нынешнем году мы будем молитвенно вспоминать 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. В жизни этого великого святого и выдающегося государственного деятеля мудрое попечение о земном Отечестве сочеталось с горячей верой в Бога и любовью к народу. По слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, князь Владимир «не только крестил Русь, но и начертал новые духовые ценности на скрижалях народной жизни». Исторический выбор князя-крестителя на века определил нашу историю, способствовал духовному совершенствованию и возрастанию русского народа. Прежде всего этот выбор проявился в собственной жизни князя, сроднившей в себе Небесное и земное, как вполне реальное воплощение того великого идеала, к которому устремляют наши сердца церковные песнопения рождественских дней.
Вторя словам церковных гимнов, выдающийся писатель и иерарх святитель Димитрий Ростовский в своем «Слове на Рождество Христово» говорит, что праздник Рождества самой сутью научает нас творчески соединять в своей жизни попечения земные с жизнью духовной, так как в Самом Спасителе земное и Небесное неслитно и нераздельно связано. «Бог сделался человеком, а человек – Богом. Небо становится землею, а земля – Небом. Но как Бог, сделавшись человеком, не перестал быть Богом, так и человек, сделавшись Богом, не перестал быть человеком», — замечает святитель.
В этих словах выражается вся мудрость христианского отношения к жизни: невозможно достичь Неба, позабыв про земную ответственность, а благополучие земной жизни зависит от того, насколько мы будем жить Небом.
К осмыслению огромной ответственности перед Небом за землю в своих сочинениях обращались великие литераторы нашего Отечества. Уместно будет вспомнить некоторые их мысли в год, который объявлен в России Годом литературы.
Так, Александр Исаевич Солженицын, размышляя о причинах великих потрясений и истребительных революций XX века, кратко и точно отметил: «Люди забыли Бога, оттого и страдают».
Разве не попрание этого фундаментального закона жизни порождает междоусобные брани, катаклизмы, всевозможные кризисы? Минувший год стал наглядным свидетельством того, к каким печальным последствиям может привести забвение Бога, разрушение духовных основ общества, когда в угоду политическим амбициям и греховным страстям люди жертвуют Правдой Божией и традиционными духовными идеалами. На таком ложном основании невозможно построить ни крепкое общество, ни личное счастье. Именно поэтому великий писатель, наш земляк Антон Павлович Чехов предостерегал от мечтательного легкомыслия, которое разбивает в прах все человеческие попечения.
Потому, исполнившись Вифлеемской радости, представ перед кротким величием Родившегося Богомладенца, вспомним о тех незыблемых законах жизни, которые установлены Богом и завещаны нам нашими славными предками.
Тогда милосердный и человеколюбивый Господь дарует нам покой и надежду, веру и силу, мир и любовь – против которых бессильны всякое зло и всякая неправда!
С мироспасительным праздником Рождества Христова и грядущим Новолетием!
+ МЕРКУРИЙ,
митрополит Ростовский и Новочеркасский,
Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации