В общеобразовательных школах Молдовы факультативно преподаются «Основы Православия» (комментарий в журнал «Православное образование» № 2)
Сергей Блынду, заместитель Председателя Издательского Совета Православной Церкви Молдовы, заместитель Председателя департамента Религиозного образования и катехизации Единецкой-Бричанской епархии
Говоря о преподавании религии в школах Молдовы, необходимо сразу обратить внимание на отличие ситуации в нашей стране от таковой в России. В Молдове речь идет не о комплексном культурологическом учебном курсе, а о преподавании основ религии, причем именно Православия. На государственном уровне был принят важнейший документ, ставший основанием нашей работы в этом направлении – Национальный Куррикулум по предмету «Религия. Основы Православия». Будучи членом рабочей группы Министерства образования Республики Молдова по разработке данного документа, а также общественным наблюдателем и координатором Министерства по его внедрению в учебный процесс в системе государственного образования в Республики Молдова, могу рассказать о Куррикулуме подробнее.
В юридическом смысле – это трехсторонний договор между государством, родителями и Церковью о факультативном преподавании в школе Основ Православия. С содержательной стороны – это государственный документ, излагающий не только цели, задачи и подробнейшую программу обучения, но формулирующий саму стратегию формирования личности ребенка в определенном мировоззренческом контексте. С точки зрения дидактики – это православное вероучение, выраженное в формах национального стандарта образования.
Преподавание Основ Православия в Республике Молдова имеет свою предысторию. Работа в этом направлении началась лет 12 назад. Тогда инициативной группой православных педагогов и богословов по благословению приснопоминаемого Преосвященнейшего епископа Доримедонта († 2006) были подготовлены и впервые изданы учебники для 1–4 классов по предмету «Основы Православия», а также книга для учителя «Познаем нашу веру!» с развернутыми темами и уроками для 5–9 классов, охватывающие весь гимназический курс. Однако возможности официально внедрить преподавание Православия в школах в то время не было. Учебники печатались небольшими тиражами; покупали их в основном родители, чтобы с их помощью рассказывать своим детям дома о Православии, а также в сельских школах батюшки, на свой страх и риск, не имея юридического статуса, преподавали Основы Православия детворе.
Ситуация изменилась только летом 2010 года, когда Правительством Республики Молдова было принято Постановление № 596 о введении впервые в истории в школах преподавания предмета «Религия» в форме факультатива. Тогда же государство закупило учебники для 1-го и 2-го классов и «Книгу для учителя» общим тиражом 45 тыс. экземпляров. Можно сказать, что оперативная задача обеспечения первого «стартового» учебного года была тогда решена, однако в целом проблема финансирования производства и распространения учебников по предмету остается достаточно острой.
Нужно отметить, что существенным шагом, можно даже сказать «прорывом», в деле продвижения и легализации преподавания религии в школе, явилась разработка и утверждение Национального Куррикулума по этому предмету. В системе современного администрирования учебного процесса на государственном уровне Куррикулум является документом первостепенной важности, так как именно его наличие обеспечивает право допуска дисциплины в школьное расписание и учебно-воспитательный процесс в целом.
Разработкой и продвижением данного Куррикулума занималась рабочая группа специалистов Министерства образования Молдовы и Молдавской Митрополии. Будучи педагогом по образованию, имея опыт работы в Кишиневском педагогическом университете и в Научно-исследовательском институте педагогики и психологии, я вошел в состав этой рабочей группы по благословению Преосвященнейшего Никодима, епископа Единецкого и Бричанского, Председателя Издательского Совета Православной Церкви в Молдове. Хотел бы отметить уникальность и творческую содержательность проделанной работы. Понятно, что сам по себе любой предметный «Куррикулум» как дидактическая система – это продукт западной педагогики, и мы были вынуждены его использовать, так как стремление государства к интегрированию с Европой сопровождается определенными обязательствами. Однако, понимая и принимая это условие, рабочая группа постаралась наполнить документ таким содержанием, которое позволяет в рамках курса обеспечить каждому ребенку условия вовлеченности в живой и активный формирующий процесс осознания и поддержки собственной религиозной идентичности. Программа обучения во всех своих компонентах неразрывно связана с христианским воспитанием и, начиная с формирования благоговейного отношения к святыне, храму, богослужению, она постепенно, шаг за шагом, реализует себя как воцерковление. По глубокому убеждению всех членов группы, благодать Божия пробуждает в ребенке живую веру быстрее и эффективнее, чем самый «сверхподготовленный» учитель, хотя человек, педагог должен прилагать к этому максимум усилий.
Другой особенностью проделанной работы можно назвать оперативность и слаженность взаимодействия членов группы и заинтересованных государственных структур. Результатом этого явилось то, что Национальный консилиум Министерства образования республики одобрил нашу деятельность в полном объеме и уже в августе 2011 года утвердил разработанный группой Куррикулум. Таким образом, с начала текущего учебного года преподавание Основ Православия в системе государственного образования Молдовы приобрело юридически и административно законченную форму.
В общей сложности сегодня в Молдове предмет «Основы Православия» преподается в 700 школах из примерно 1200. Учебным процессом охвачены все гимназические классы, в некоторых районах факультатив посещают 100% детей. Такая ситуация, конечно, не везде, но число учащихся, посещающих занятия, увеличивается. Юридической основой введения предмета в конкретной школе, является письменное заявление родителей на имя директора с пожеланием, чтобы их ребенок посещал данный факультатив. Это обязывает школьную администрацию, согласно Постановлению Правительства, ввести предмет в расписание.
Сейчас рабочая группа Министерства образования, координируя свои действия с Митрополией Молдовы, осуществляет мониторинг процесса внедрения Куррикулума «Религия. Основы Православия» в учебный процесс в школах республики. С этой целью организуются поездки и обучающие семинары в епархиях и благочиниях, происходит непосредственное общение с духовенством и педагогами, которые преподают этот предмет. Проблема преподавательских кадров является для нас достаточно острой, потому что не везде предмет ведут клирики или специалисты, имеющие теологическое образование. Не редки случаи, когда учитель-предметник, совершенно не воцерковленный, берется за преподавание «Основ Православия» из-за дополнительных часов. Мы стараемся этих людей подтянуть или доходчиво объяснить им ту огромную ответственность перед Богом и перед людьми, которую несет на себе каждый, кто взялся обучать истинной вере «малых сих». Последнее время в Молдове наблюдается интенсивное сокращение финансирования общеобразовательных школ, сокращают часы по всем предметам, и поэтому, когда мы ездим по стране, мы стараемся вдохновить учителей, особенно духовенство, чтобы они приходили в школы, даже если за это не будут платить. Потому что долг священника – учить детей Православию, если они этого хотят; даже если это один, два или три ребенка в классе – это необходимо. Нам всем важно помнить, что преподавание Православия по сути и по предмету своему является жертвенным подвигом служения. Только такая установка способна обеспечить подлинный успех дела.
Пользуясь случаем, хочу с признательностью отметить духовную и организационную поддержку, которую оказывает нашей работе Преосвященнейший епископ Единецкий и Бричанский Никодим (Вулпе). По Его благословению при возглавляемом им Издательском Совете Православной Церкви в Молдове создан Научно-методический центр, целью которого является объединение творческих, исследовательских и педагогических ресурсов для обеспечения наиболее эффективного продвижения и совершенствования системы преподавания Православия в школах Молдовы. На сегодняшний день рабочими группами Центра ведется интенсивная работа по нескольким ключевым направлениям: подготовлены к печати учебники для 5–7 классов, создается база методических разработок, формируется система взаимодействия и информирования всех участников проекта, разрабатывается модель дистанционного обучения и методического обеспечения преподавательских кадров и т.д.
Мы заинтересованы в том, чтобы координировать нашу деятельность с Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации. Это обще церковное дело, и для нас важно наладить плодотворное сотрудничество. Нам есть о чем рассказать, но есть и чему поучиться. Нам видится очень широкая перспектива взаимодействия и в первую очередь необходимо осмыслить и сформулировать концептуальное единство наших действий и их типологические особенности. Мы открыты к соработничеству и уповаем на то, что милосердный Господь, видя взаимную братскую любовь, благословит наши совместные труды.