Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Приветствую всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, в этот воскресный вечер, в который мы совершили пассию — богослужение, посвященное воспоминанию спасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа.
Четыре воскресения подряд мы читаем отрывки из Евангелия, которые передают нам святые евангелисты, повествующие об этих страшных днях жизни Спасителя и наших тоже. Все мы знаем на память эти евангельские слова. И о подлом предательстве, и о страхе учеников, об ужасе Гефсиманской ночи, о страданиях во дворе Пилата, об оставленности от учеников, о предательстве Петровом, о несении креста и распятии, о мученической позорной смерти. Мы перелистываем страницы Священного Писания, и эти строки, одна за другой, возникают в нашем сердце, мы все это прекрасно знаем. Но знаем ли мы это всё? Да, на память знаем, восстановим этот исторический ряд событий. А знаем ли мы весь ужас того, что произошло? Способны ли вместить в своем сердце все то, что произошло с Господом? Осознаем ли мы ту жертву, которую Спаситель принес на Голгофе? Самую великую и искупительную жертву — самого себя. Для того чтобы понять, что произошло в те дни в Иерусалиме, чтобы понять всю цену принесенной жертвы, недостаточно просто знать Священное Писание, его толкование, — нужно самому быть сопричастным этим страданиям. Мы знаем из опыта собственной жизни, когда скорбь приходит к нам, когда нас касается боль, когда страдание входит в естество нашей жизни, то мы выходим из этих испытаний другими, мы выносим опыт жизни. Многое, что было свойственно нам, ненужное и суетное, отпадает от нас. Человек преображается, у него проясняется сознание, духовное видение, оставаясь по плоти прежним, он другими глазами смотрит на мир, он дает другую оценку тому, что происходит с ним в его личной жизни, и в окружающей его общественной жизни. Потому что ничто не мешает ему видеть духовную составляющую явлений. И каждый раз, от скорби к скорби, от боли к боли, от печали к печали человек приобретает те навыки духовного ведения, которые мы называем духовной жизнью, духовным восприятием жизни. Но это тогда, когда боль посещает меня лично, а это боль Церкви, боль Христова. Готовы ли мы принять эту боль внутрь себя? Готовы ли мы следовать за Христом, быть рядом с Ним? Если мы готовы, если вместе с Церковью проходим этим спасительным путем страданий, то обязательно выйдем после этого совершенно другими. И не случайно в дни Великого поста, укрепляя нас Крестом Христовым, силой Божественной Животворящего Креста, Церковь напоминает нам о том, какая боль восходящим на Крест, но и какая радость, и какое видение открывается с этого Креста. Мы не можем идти другим путем в своем христианском служении кроме того пути, которым шел Христос. И не надо обманывать себя, что можно спасти свою душу в теплом, спокойном и сытом месте. Это не путь христианский. Путь христианского служения — это несение Креста, это постоянная кровоточащая язва в сердце, когда от каждого духовного прикосновения других людей неимоверная боль пронзает нашу душу, делая её чувствительной ко всему, что происходит в нашей жизни, делая её способной воспринять то, что происходит в жизни других людей, сорадоваться и сопечаловаться им. Если мы не будем иметь эту скорбь в своем сердце, мы никогда не поймем ни других людей, ни Слово Христово, оно будет звучать для нас только историческим повествованием, оно не будет для нас самой жизнью нашей. Потому не надо избегать ни боли, ни страданий, нужно принимать все, что Бог посылает в нашей жизни лишь как некую тень от Своих страданий и от Своего Креста ради немощи нашего естества, которое не в состоянии вынести то, что Он вынес на Голгофе. Давая нам утешение в Церкви Своей Божественной силой, силой Святого Духа, Господь укрепляет нас в нашем крестоношении, в нашей сопричастности его страданиям, делая нас сопричастниками Его Воскресения. Мы входим в эти Святые дни, воспринимая каждое слово Священного Писания и веруем в то, что пройдя этот скорбный и тернистый путь со своим Господом и Спасителем, сопереживая, соболезнуя с Ним, будем участниками радости Его спасительного для нас Воскресения. Пусть укрепляет нас слово евангельское, пусть сила Духа Святого, действующая в Церкви Божией, просвещает наше сердце. Пусть скорби и печали, пришедшие в нашу жизнь, будут соестественными скорбям и печалям Спасителя нашего дабы обрести нам плод духовный, венец этого поста в Пасхе Господней, здесь, на земле, открывая для себя Пасху, вечную и спасительную, в невечернем дни Царствия Христова. Аминь