Об истории олимпиады и о том, что ждет финалистов в Москве, рассказала Татьяна Склярова, руководитель проекта «Общероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры».
Об истории олимпиады и о том, что ждет финалистов в Москве, рассказала Татьяна Склярова, руководитель проекта «Общероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры», председатель центральной методической комиссии олимпиады, заведующая кафедрой социальной педагогики, заместитель декана педагогического факультета ПСТГУ.
— Татьяна Владимировна, расскажите, пожалуйста, как появилась олимпиада по основам православной культуры?
— Идея проведения общероссийской олимпиады принадлежит заместителю министра образования и науки РФ Исааку Иосифовичу Калине (с ноября 2010 г — руководитель департамента образования г. Москвы). Впервые она была высказана в 2007 году на конференции, которую проводило Министерство образования и науки РФ и Русская Православная Церковь в г. Калуге. Конференция была посвящена подготовке нового поколения стандартов среднего общего образования, и на повестке дня стоял вопрос, каким образом изучение истории и культуры православия и других основных религиозных культур, которые есть в России, будут представлены в новом поколении стандартов. Тогда была предложена концепция Русской Православной Церкви о введении в содержание образования новой образовательной области «Духовно-нравственная культура», в которую войдут разные предметы. Сегодня этот эксперимент реализуется в 19 российских регионах. Именно на той конференции и было предложено провести на общероссийском уровне олимпиаду школьников по ОПК, чтобы понять, как в разных регионах востребован и представлен этот предмет.
— Как развивалась олимпиада по ОПК?
— С первого года своего существования олимпиада пользовалась довольно большой популярностью у школьников разных возрастов. Чтобы не быть голословной, приведу статистику участников. Впервые олимпиада прошла в 2008/2009 учебном году, в ней приняли участие 13 тысяч школьников из 32 регионов Российской Федерации. В следующем учебном году олимпиада проводилась уже в 42 регионах, а общее количество участников составило 45 тысяч. В этом году приняли участие уже 67 регионов и свыше 80 тысяч детей.
— Что влияет на количество участников олимпиады?
— Первоначально — инициатива школьных педагогов, заинтересованных в проведении этого интеллектуального состязания среди своих учеников. Если к этой инициативе подключается административный ресурс, то число участников вырастает в геометрической прогрессии. Олимпиада носит характер добровольный, однако на мой взгляд, ресурс добровольного участия школ и муниципалитетов практически исчерпан. Несколько регионов России по собственной инициативе включили проведение олимпиады по ОПК в программу работы своих учреждений образования, и статистика участия школьников из этих регионов резко отличается от всех остальных регионов. Больше половины всех заявок к нам поступают из Краснодарского края, Нижегородской и Белгородской областей. Если такой ресурс будет подключаться регионами и дальше, то, конечно, количество участников будет увеличиваться.
— Все олимпиады проходят экспертизу и в зависимости от решения совета олимпиад им присваивается определенный уровень. Какой уровень у олимпиады по ОПК?
— В прежние годы уровень присваивался сразу по результатам экспертизы поданной вузом заявки на проведение олимпиады. С прошлого года правила были изменены, и теперь оценка ставится по результатам проведения олимпиады, поэтому какой уровень будет присвоен олимпиаде в этому году, мы сможем узнать только после проверки нашего отчета в Российском совете олимпиад школьников. В прошлом году она получила второй уровень. Льготы, получаемые финалистами в подобных олимпиадах, были равнозначны льготам олимпиад первого уровня — внеконкурсное поступление в любой вуз по профилю предмета олимпиады (история), либо по направлению образовательной деятельности в высшей школе (теология и религиоведение). Было лишь одно отличие: вузам было предоставлено право самим выбирать: принимать либо отказывать абитуриенту в этих льготах. Отказать в приеме победителя олимпиады первого уровня вуз не в праве. Сейчас у нас есть все данные для того, чтобы олимпиада по ОПК получила первый уровень.
— Расскажите, как пройдет суперфинал?
— По традиции, во вторую неделю по Пасхе, с 1 по 5 мая, в Москве соберутся лучшие из лучших. Расписание финальных дней уже опубликовано и комментируется участниками на официальном сайте олимпиады. Для финалистов мы организуем ряд мероприятий, которые уже стали традиционными. Это экскурсия в Донской монастырь, поездка на Бутовский полигон, посещение Пасхального фестиваля. Конкурсные задания тоже остались прежними: домашняя работа с компьютерной базой данных новомучеников и исповедников российских, индивидуальное письменное задание, творческая работа в форме эссе и групповая проектная работа. В этом году проекты будут посвящены храмам Москвы, история которых так или иначе связана с духовным или ратным подвигом русского народа. В каждом конкурсе будет свой абсолютный победитель. Еще один победитель будет выбран по результатам блиц-турнира «Знатоки православной культуры». Также награду получат абсолютный победитель всей олимпиады, победители среди 10 и 11 классов и победители в ряде номинаций.
— В суперфинале соберутся победители олимпиады этого года. Но если дети уже получили призовые места, то для чего же устраиваются эти состязания?
— Раньше финальный тур проводился в Москве, но в этом году впервые финальные этапы были проведены в регионах, и таким образом количество победителей увеличилось. Чтобы не нарушать традицию общего сбора финалистов в столице, было решено провести суперфинал. Конечно, главной целью суперфинала является встреча и состязание победителей со всей России. Как и в прошлом году, победители суперфинала получат патриаршие грамоты, их немного, в этот раз планируется выдать только семь таких грамот. Детей наградит лично Святейший Патриарх Кирилл. Также будут награждены члены команды, которая сделает лучшую проектную работу.
Для многих финалистов возможность встречи и совместной работы в Москве — очень серьезная моральная и психологическая поддержка. Детям важно осознать и почувствовать, что быть православным, стремиться к продолжению образования в этой сфере — это не маргинальное поведение, а норма, и таких людей немало и в других городах страны. Для них очень значимо встретиться с единомышленниками.
Автор: Михаил Данчук