Официальное обращение в аппарат уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка c просьбой инициировать обсуждение проблемы адаптации приёмных детей в системе общеобразовательных учреждений направили благотворительный Фонд профилактики социального сиротства и благотворительный Фонд содействия семейному устройству детей-сирот «Измени одну жизнь».
Целью инициаторов обсуждений является разработка комплекса мер, которые повысят качество и условия образования для приёмных детей, а также введение дополнительных обучающих программ для учителей, работающих с детьми-сиротами, сообщает РИА «Новости».
«Мы обязательно рассмотрим эту проблему на общественном совете при уполномоченном в ближайшее время и выработаем комплекс предложений по адаптации детей-сирот в общеобразовательных учреждениях», — сообщила омбудсмен Анна Кузнецова.
Она подчеркнула, что «это очень важная тема, потому что сегодня наблюдается рост семейного устройства детей-сирот, приёмных семей становится больше, вместе с тем они сталкиваются с проблемами». Со слов Кузнецовой, одной из таких проблем являются трудности и непонимание, с которыми сталкивается ребёнок в школе.
«Вместо помощи они иногда слышат от учителей: «Что вы от него хотите — он же детдомовский! Он никогда не догонит нашу программу! Переведите вашего ребёнка в другую школу!» Конечно, это вопрос внутренней культуры учителя и вообще человека, потому что предвзятое отношение может встретиться и со стороны родителей других детей. Наша общая задача — создать комфортную среду для приёмных семей, изменить отношение к детям-сиротам», — пояснила омбудсмен.
Кузнецова подчеркивает, что для решения этой проблемы нужны меры системного характера: «Не только законодательные изменения, но и программы повышения квалификации педагогов, формирование среды принятия ребёнка таким, каков он есть. Большой опыт в этом вопросе накоплен сегодня, в том числе и у НКО». «Семья с приёмными детьми становится нормой. Но нам нужно смотреть немного вперед: большинство оставшихся в федеральном банке данных сирот – это как раз подростки, многие из которых сталкивались с жестоким обращением в семье, имеют непростой опыт жизни в сиротских учреждениях. Школы должны быть готовы принять таких детей и помочь им адаптироваться», — подытожила Кузнецова.
Благотворительные фонды, обратившиеся к Кузнецовой, провели опрос среди 262 приёмных родителей школьников из 54 регионов страны. Согласно результатам исследования, сложности у приёмных детей и их родителей возникают ещё в момент поступления в школу (19%). При этом лишь в 16% случаев приёмные дети самостоятельно справляются со школьной программой, всем остальным необходима помощь, но при этом в 76% случаев школа свою помощь не предлагает совсем.