Главная цель состоявшегося мероприятия заключалась в отражении и обобщении опыта, накопленного в казачьих формированиях Российской Федерации и епархиях Русской Православной Церкви по созданию условий для реализации в казачьей среде задач по организации процесса взаимодействия казачьих обществ с приходами Русской Православной Церкви.
24-25 января в Донском ставропигиальном монастыре прошла работа направления «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества».
В работе направления приняли участие 173 человека. Среди них- представители Министерства регионального развития Российской Федерации, Российского Православного университета, атаманов казачьих обществ России и зарубежья, общественных объединений казачества, духовников казачьих обществ, научного сообщества, деятелей культуры и искусства, преподавателей казачьих учебных заведений.
Главная цель состоявшегося мероприятия заключалась в отражении и обобщении опыта, накопленного в казачьих формированиях Российской Федерации и епархиях Русской Православной Церкви по созданию условий для реализации в казачьей среде задач по организации процесса взаимодействия казачьих обществ с приходами Русской Православной Церкви, а также механизмов формирования пространства духовно-нравственной культуры в казачьих формированиях и поселениях.
В рамках направления состоялась II-я Международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества».
В ходе работы двух пленарных заседаний, круглого стола, 4-х секций,педагогической мастерской и методического семинара организованных в рамках конференции, выступили более 60 представителей казачьих обществ, священнослужителей, научных работников, представителей органов власти.
Были обсуждены многие наиболее важные проблемы казачества. Среди них одна из главных составляющих идеологию казачества в настоящий период его развития есть приобщение к Вере Православной, традиции которой в значительной мере утраченные казаками за годы атеизма.
Еще раз со всей решимостью участники заявили: «Православие было и есть идеологическая основа казачьего мировоззрения».
Именно поэтому казачьи организации своей главной задачей ставили и ставят в настоящее время возвращение в Храм каждой казачьей семьи, помня, слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что «Казак без Веры — не казак».
Воцерковление казаков, как отмечали выступавшие, зависит от повседневного соработничества священника, атамана, казака и членов его семьи. От каждого казака во многом зависит формирование православной духовно-нравственной обстановки в семье.
Многие выступавшие справедливо отмечали, что фактором, затрудняющим воцерковление, является общая проблема нравственной и экономической ситуации в России, утрата большинством населения уверенности в обеспеченном и справедливом будущем детей, внуков и правнуков. Казачество на протяжении своего историко-культурного развития реализовывало свою особую, отличную от самодержавно-государственной доктрины, идею социального устройства. В основе казачьей идеи лежало общее стремление людей строить свои внутренние отношения не на принуждении и угнетении личности, а на корневых традициях славяно-русского народовластия, раскрепощающих личность во имя выполнения определенной смысложизненной миссии. Данное предназначение казака реализовалось в защите, сбережении и расширении православной цивилизации.
В докладах и выступлениях участники конференции поднимали вопросы правового регулирования, методологии, теории, экономики, организации и обеспечения многоплановой работы по расширению процессов взаимодействия казачьих обществ с Русской Православной Церковью.
Участники конференции поддержали проект Стратегии развития российского казачества, разработанный Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества.
В секциях, на которых обсуждались вопросы истории казачества, казачьего образования и духовно-нравственного окормления казачьих общин и объединений, был сделан упор на необходимость развития у казачьей молодежи интереса к знанию истории казачества, его семейных традиций, возрождение Православных духовно-нравственных ценностей.
В выступлениях на секции «Казачья экономика: проблемы и перспективы» отмечалось, что процесс возрождения казачества может быть более успешным, если участие казаков в экономических проектах будет наполнено православным содержанием, базирующемся на принципах, изложенных в «Социальной концепции Русской Православной Церкви».
Важнейшей составляющей взаимодействия Церкви и казачества является развитие тесного всестороннего сотрудничество с православными казаками в Республике Беларусь, в Украине, в ряде стран СНГ, а также в странах дальнего Зарубежья как формы народной дипломатии и казачьего братства.
В этом отношении большой интерес вызвал опыт духовного окормления Русской Православной Церковью казачьих организаций за границами России.
В этой связи участники направления внесли следующие предложения в резолюцию XX Международных Рождественских образовательных чтений:
1. Рекомендовать атаманам войсковых казачьих обществ возглавить процесс заключения договоров о взаимодействии с соответствующими организациями Русской Православной Церкви до конца этого года.
2. Поддержать инициативу Синодального Комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством о формировании института заместителей (товарищей) атаманов по взаимодействию с РПЦ во всех казачьих обществах и общественных объединениях казачества.
3. Рекомендовать Министерству образования ускорить работу по внедрению примерной программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах.
4. Предложить Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви внести предложение о православном
компоненте в казачьих кадетских корпусах, в Министерство образования Российской Федерации в проект закона об образовании.
5. Предложить Совету при Президенте РФ по делам казачества создать рабочую группу для разработки предложений для Министерства
образования для нового закона «Об образовании».
6.Рекомендовать атаманам войсковых казачьих обществ рассмотреть на казачьих кругах вопросы катехизации казачьего сообщества и определения статуса войскового духовника.