В среду, 30 января 2019 года, в Государственной Думе в рамках VII Рождественских Парламентских встреч прошёл круглый стол, подготовленный совместно Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Комитетом по образованию и науке Государственной Думы на тему «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития».
Его участниками стали представители Русской Православной Церкви, традиционных религиозных общин, Министерства просвещения РФ, Общественной палаты, органов власти субъектов, научно-педагогической и родительской общественности, депутаты и члены Совета Федерации.
В ходе обсуждения был полнят ряд вопросов, таких как отсутствие системного подхода и непрерывности в практике реализации духовно-нравственного образования школьников, необходимость формирования ценностно-мировоззренческих компетенций в сфере воспитания детей на основе российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей у педагогов, а также у родителей.
Обращаясь к участникам круглого стола, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий отметил: «Для того чтобы видеть будущее, не всегда нужно быть пророком, в отдельных случаях достаточно быть просто внимательным к тому, чем живут наши дети. Они – будущее, которое формируется, изменяется, растёт вместе с нами, в прямой зависимости от нас. Мы можем и, видимо, просто обязаны сделать его лучше!
Он напомнил, что когда начиналось преподавание предметной области ОРКСЭ, со стороны его противников раздавались упрёки в том, что «приобщение детей к религии может вызвать конфликты между учащимися», но все опасения оказались неоправданными.
Сегодня же главное опасение тех, кто выступает против того, чтобы духовно-нравственное воспитание заняло достойное место в рамках школьной программы – «увеличение времени на изучение православной культуры (других традиционных религиозных культур) повлечёт за собой чрезмерную учебную нагрузку на детей, либо сокращение часов на другие, не менее важные предметы школьной программы.
В этой связи я неоднократно говорил и вынужденно повторяю, что проблема духовно-нравственного воспитания школьников, подростков и молодёжи – это не проблема школьных часов, вообще не проблема времени. Глобально – это проблема смысла жизни, жизненных приоритетов, — сказал митрополит Меркурий.
Как отметил председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы Вячеслав Никонов, духовно-нравственному воспитанию необходимо уделять значительное внимание.
Парламентарий подчеркнул, что «в российском обществе образованности на протяжении многих веков было ровно столько, сколько её было в Русской Православной Церкви». «Изначально образование пришло вместе с христианством», – сказал он, напомнив, что очень большое количество высокообразованных людей в России получили духовное образование.
Председатель Комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин в свою очередь заявил, что общество вступает в новый этап социальной трансформации: период последовательной индивидуализации проходит. «Наступает время, когда резко возрастает нравственная взыскательность российского общества, что будет определять оценку общественно-политической ситуации в стране», – сказал он.
По итогам мероприятия его участники рекомендовали в федеральные государственные образовательные программы и примерные основные образовательные программы внести изменения, направленные на расширение преподавания религиозных культур и светской этики по выбору родителей, со 2-го по 10-й классы.
Регионам участники круглого стола посоветовали реализовать с участием Русской Православной Церкви меры по расширению возможностей и гарантий преподавания в школах православной культуры, организовать школы молодых родителей и молодых воспитателей, а в системе повышения квалификации педагогов предусмотреть специальные курсы по традиционной духовно-нравственной культуре народов России.
Как сообщил Вячеслав Никонов, на площадке Комитета по образованию и науке Госдумы планируется провести мероприятия по обсуждению, экспертизе и разработке законодательных инициатив и предложений по совершенствованию условий духовно-нравственного образования и воспитания детей и молодёжи.