По мнению владыки, эксперимент с в изучением основ религиозных культур высветил: школам нужны по-настоящему профессиональные преподаватели религиозных основ, причем речь идет не о священнослужителях, а именно о педагогах светских. Кроме того, необходимы конкретные методические рекомендации, особенно с учетом ситуационной обстановки на многонациональном, многоконфессиональном Кавказе.
В Пятигорске под председательством епископа Феофилакта состоялся первый в истории Пятигорской и Черкесской епархии августовский педагогический совет.
В конференции приняли участие учителя, методисты, директора школ, руководители органов управления образования, священнослужители из Ставропольского края, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик. Основной темой дискуссии стало обсуждение итогов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных школах.
Напомним, входящие в состав Пятигорской и Черкесской епархии Ставропольский край и КЧР в числе других 19 регионов России были выбраны для пилотного внедрения новых предметов духовно-нравственного образования в 2009 году. А вот пятигорские школьники знакомятся с религиозными основами уже 15 лет, с 1996-го. Директор общеобразовательной школы № 27 Татьяна Золотухина рассказала журналистам, что учебное учреждение является краевой экспериментальной площадкой. И хотя, как и все другие в нашем городе, она многонациональна, православную культуру на факультативных занятиях здесь с удовольствием изучают и представители других конфессий. Сама директор считает:
— Человек, живущий в России, должен иметь представления об ее основополагающей религии.
Благочинный Пятигорского округа православных церквей, настоятель Михайловского и Спасского соборов протоиерей Борис Дубинский отметил, что сотрудничество церкви и школы в Пятигорске крепнет год от года. В 2002-м было подписано Соглашение между Ставропольской и Владикавказской епархией и Управлением образования Пятигорска. Тогда основы православия стали внедряться и в других школах города. Так что можно смело утверждать: духовность возрождалась именно на пятигорской земле.
— Никакая светская этика не дает подрастающему человеку ответ на главный вопрос: как жить? А вот дети, овладевшие постулатами веры православной, начинают понимать, для чего и зачем пришли в этот мир. Эти школьники коренным образом отличаются от сверстников и поведением, и целями в жизни. Нравственные понятия особенно востребованы сегодня. А мы заполняем духовный вакуум в душах ребят, учим их почитать предков, любить свою историю, свою Родину, — утверждает священнослужитель.
Ответил на вопросы представителей СМИ и владыка Феофилакт.
По мнению духовного лидера, эксперимент высветил: школам нужны по-настоящему профессиональные преподаватели религиозных основ, причем речь идет не о священнослужителях, а именно о педагогах светских. Кроме того, необходимы конкретные методические рекомендации, особенно с учетом ситуационной обстановки на многонациональном, многоконфессиональном Кавказе.
— Почему в начале эксперимента многие родители выбирали для своих детей светскую этику, а затем верх взяла православная культура? — спрашивали журналисты.
— Такое положение дел мне представляется очевидным. Всегда что-то новое вызывает если не противодействие, то предубеждение. Хочу еще раз подчеркнуть, речь-то идет не о религиозном образовании, а именно культурологическом. И когда стало ясно, что это за предмет и на каких условиях он будет преподаваться, мнение родителей диаметрально изменилось.
А сами ребята говорят, что им попросту интересно узнавать о культурно-религиозных корнях своих друзей и соседей. Такие же примеры мы наблюдаем и в стенах ПГЛУ, где действуют факультеты православной, исламской и других теологий, когда христиане, к примеру, изучают ислам с тем, чтобы разбираться в его традициях, истории. И это можно только приветствовать, — отметил владыка.
— То есть этот курс не представляет из себя урок Закона Божьего?
— Ни в коем случае. Более того, убежден, что преподавание Закона Божьего и религиозных предметов должно осуществляться профессионально в воскресных школах, духовных училищах, семинариях, академиях и других учреждениях религиозного образования. А в светских школах очень важно преподавать именно религиозную культуру.
В рамках самого епархиального педсовета главный советник аппарата полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Валентина Солонина рассказала о шагах, предпринимаемым государством по совершенствованию духовно-нравственной составляющей российского образования.
Итоги двух лет преподавания модулей ОРКСЭ на Ставрополье подвела и. о. министра образования края Ирина Кувалдина. Как рассказала Ирина Владимировна, двухгодичный опыт работы педагогов многоконфессионального Ставрополья получил высокую оценку на заседании Координационного совета в Москве.
Оценена положительно и апробация изучения религиозных основ и этики в КЧР, о чем поведал исполняющий обязанности ректора республиканского института повышения квалификации работников образования Борис Кашароков.
Во многих выступлениях говорилось о необходимости подготовки учителей по ОРКСЭ в таком же режиме, как это происходит с обучением будущих учителей биологии или физики, то есть в педагогических или классических вузах по программам бакалавриата и магистратуры.
Ректор Пятигорского государственного лингвистического университета Александр Горбунов отметил, что пока не разработаны стандарты для новой специальности, вуз может взять на себя осуществление программ переподготовки и повышения квалификации. В том числе и для этих целей летом нынешнего года в ПГЛУ создали Институт государственно-конфессиональных отношений, выросший из отделения теологии, открытого четыре года назад.
Епископ Феофилакт призвал всех участников педсовета к продолжению и развитию сотрудничества, а в заключение вручил Архиерейские грамоты лучшим преподавателям основ православной культуры.
Наталья ТАРАСОВА.
Фото Александра ПЕВНОГО.
Газета «Пятигорская правда»