На прошедшей в канун Дня России встрече представители Русской Православной Церкви, государственных и общественных организаций обсудили значение символов и ценностей в жизни страны.
По благословению Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия во его работе принял участие руководитель Информационно-аналитической службы Отдела иеромонах Геннадий (Войтишко).
Открывая дискуссию, отец Геннадий отметил, что, когда мы говорим о символах, мы прежде всего должны говорить об идеалах и ценностях. «Что является ценностью для нашего нашего общества и государства? По сути то, что является нашим «цивилизационным кодом», как сказал об этом однажды Святейший Патриарх Кирилл. То, что определяет нашу самобытность и национальную идентичность, устойчивость нашей нации, нашего общества и нашего государства. И в этом смысле, национальные символы — это не нечто, что мы можем произвольно придумать. Это то, что существует, объективно выражая наше жизненное содержание: это традиционные религиозные ценности, и прежде всего — евангельские ценности, основанная на них культура, выражающий их язык, система общественных отношений; ценность жизни человека — прежде всего, потому что так или иначе все духовно-нравственные ценности сформированы вокруг главного — сохранения жизни человека», — сказал выступавший.
По мнению руководителя информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела Вахтанга Кипшидзе, символы, ценности первичны по отношению к созданию и формированию любой нации, любого народа. «Если говорить о нашей отечественной истории, то понятно, что без Крещения Руси, которое привнесло ценностное основание в жизнь русского этноса, о развитии этого этноса в том виде, в котором он за века сформировался, было бы говорить совершенно невозможно», — сказал Кипшидзе.
По его мнению, ценности и символы, которыми живет общество, оказывают «непосредственное — не идейное, а совершенно практическое влияние на развитие любой нации, любого государства». При этом может быть очень опасна подмена ценностей, отметил Кипшидзе.
Он добавил: «Что считать символом и насколько он должен отражать существующую реальность?.. Если, скажем, говорить о Европе, если мы обратимся к швейцарскому флагу, к кресту — это не «перекрестие дорог» или что-то подобное, — это самый настоящий христианский крест, который попал в геральдическую символику этого государства по воле христианского населения этой страны».
Христианский крест, продолжил Кипшидзе, остается на флаге Швейцарии, в то же время «в этой стране сейчас существуют такие явления, — вполне признаваемые законом, — которые, мягко говоря, не очень соответствуют христианской совести». «Я говорю, прежде всего, о признании гомосексуальных браков, о легализации эвтаназии и всех этих вещах, которые совершенно несовместимы с крестом и швейцарским флагом. И мне кажется, этого стоит опасаться больше всего: когда под символами, которые олицетворяют определенные ценности — христианские для Европы, прежде всего, — происходят вещи, которые к христианству, к ценностному наследию христианства не имеют никакого отношения. Чем больше этот разрыв, тем ближе общество к какому-то, простите, коллапсу», — сказал Кипшидзе.
По словам олимпийской чемпионки, фигуристки Натальи Бестемьяновой, символом России также является и фигурное катание. «Лучшее что есть в мире из фигурного катания — это символ России. Это символ того преодоления себя, того невозможного, что делает спортсмен и восходит на пьедестал. Мне кажется, сегодня это очень важно. Как показала олимпиада, признание России и выдвижение ее на первые позиции в нашем виде спорта дало фантастические результаты, которых мы даже не знали. Поэтому символами, мне кажется, могут быть и люди, которые преодолели себя и сделали то, что нереально было сделать», — сказала спортсменка.
По мнению начальника управления информации и общественных связей Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Анастасии Горшковой, новыми символами Москвы стали храмы, построенные и строящиеся в рамках «Программы-200». Но вот, что никогда не было частью русской идентичности — так это национализм. «Вместе с тем, к сожалению нам приходится иметь с этим дело… Бывает, что люди, вроде поднимая флаг за русское, за веру, за что-то еще, безжалостно «ездят» по чувствам других людей, которые тоже русские. Мы работаем более чем с 200 организациями. Естественно, что кто-то из работающих там людей русский, а кто-то молдаванин, кто-то белорус, кто-то армянин, кто-то грузин. И они говорят — «Я тоже русский. Почему мне говорят, что я «черный?»» Это абсолютно недопустимые вещи. Обсуждая символы современной России, мы должны вплотную обсуждать и эту тему, сказать, что эта проблема у нас есть. И прятаться от этого не нужно. Национализм — это не наши ценности», — сказала Горшкова.
Присутствовавший на мероприятии заведующий сектором образовательных конференций, чтений и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации монах Трифон (Умалатов) рассказал о конкурсе «Красота Божьего мира», который проводится с 2005 года Синодальным отделом по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Этот конкурс направлен на духовно-нравственное просвещение детей, которое помогает видеть окружающий мир в свете православного мировоззрения, на приобщение юных художников к мировой культуре и, прежде всего, к православной, позволяющей воспитать и сохранить в молодом поколении нравственные устои, любовь к семье, дому, друзьям, Отечеству.
В работе круглого стола также приняли участие ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений игумен Киприан (Ященко), руководитель проекта «Кремлевский церемониальный бал» Ирина Семенец, ведущий эксперт Фонда национального становления государственного развития «Разумная инициатива» Валерий Белокур.