Материал подготовлен сотрудником Информационно-аналитической службы Отдела религиозного образования и катехизации Еленой Балашовой.
Воскресная школа: вместе проживать каждый день
Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года был принят пакет документов, регламентирующих деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Это постановление является знаменательным, поскольку такой значительный шаг, направленный на создание системы воскресных школ, сделан впервые за всю историю их существования. Вопросы о стандартизации деятельности воскресных школ остаются одними из наиболее часто задаваемых. Некоторые из них на примере Воскресной школы храма Рождества Христова в Черневе мы рассмотрим в этой статье вместе с директором школы Галиной Горай.
«Учитывая, что православных общеобразовательных школ в России мало, а школьный предмет “Основы православной культуры” в рамках курса “Основы религиозных культур и светской этики” является все же культурологическим, именно воскресная школа является тем местом, где ребенок и взрослый могут получить полноценные знания о православной вере. Чтобы эти знания были верными, нужен системный подход и образовательный минимум, что, собственно, и предполагает Стандарт», – отметил в недавнем интервью митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.
Утвержденные Священным Синодом документы призваны способствовать повышению качества учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах. Главным новаторством документов является выстроенная типологизация воскресных школ:
• воскресная учебно-воспитательная группа;
• воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица;
• центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом (православные образовательные центры, действующие при крупных приходах, отличающиеся многообразием педагогической деятельности).
Приведенные типы воскресных школ имеют свои отличия и в той или иной мере подчинены требованиям к материально-техническому обеспечению, к учебно-воспитательной деятельности – ее результатам, организации, структуре и содержанию программы, ее информационному оснащению и так далее.
Центр духовно-нравственного воспитания – это воскресная школа, которая проходит государственное лицензирование и получает статус учреждения дополнительного образования. В ряде епархий и митрополий уже есть воскресные школы, которые прошли процесс государственного лицензирования и получили соответствующий статус (например, в Тамбовской митрополии). Государственное лицензирование позволяет воскресным школам преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве, дает школам ряд преференций: государственное финансирование и признание трудового стажа педагогов.
Обратимся к опыту воскресной школы храма Рождества Христова в Чернево (район Южное Бутово города Москвы). В 2012 году школе исполнилось 15 лет. Организована она была трудами настоятеля храма протоиерея Игоря Федорова и его ныне почившей супруги матушки Ирины.
«В прошлом 2012 году нашей школе (воскресная школа храма Рождества Христова в Чернево (район Южное Бутово города Москвы) – авт.). исполнилось 15 лет. Организована она была трудами настоятеля храма протоиерея Игоря Федорова и его ныне почившей супруги матушки Ирины. Школа не всегда располагалась в одном и том же помещении, – рассказывает директор школы Галина Алексеевна Горай. – Первоначально для занятий договаривались с директорами общеобразовательных школ о предоставлении нам помещений для занятий. В одной из них нам выделили комнату для рекреации, зал и два класса. Но число детей быстро увеличивалось, и в этом помещении нам стало тесно. Мы перешли в следующую школу, №1863, где в наше распоряжение предоставили девять классов, две рекреационные комнаты и зал. Отношения с директорами складывались прекрасные, а дети этих общеобразовательных школ с радостью посещали наши занятия. Со временем усердием отца Игоря на территории храма Рождества Христова для воскресной школы было выстроено свое здание, в него мы и переехали. Но численность учащихся все увеличивалась. Сегодня приходится учиться в две смены: в воскресенье и в субботу. Но, несмотря на некоторые трудности, никто не уходит! Говорят: «В тесноте, да не в обиде». Сейчас планируется постройка нового здания для воскресной школы. В нем необходимо расположить не менее десяти классов, музыкальный и физкультурный залы, методический кабинет, библиотеку, мастерские. Все должно способствовать еще большему развитию учебного процесса».
Как рассказала Галина Алексеевна, в школе дети с шестилетнего возраста занимаются в подготовительной группе; далее они проходят обучение с первого по восьмой класс. Преподаются такие предметы, как Закон Божий, основы святости, церковнославянский язык, литургика, краеведение, изобразительное искусство, хореография, фольклор. Дополнительно дети могут посещать театральную и хоровую студии, заниматься английским языком, лепкой, росписью по дереву и ткани (мастерская «Батик»), осваивать военно-патриотическое дело (проводятся занятия по боевому самбо), обучаться игре на классической гитаре. Окончив восемь классов, ребята сдают экзамены и получают аттестаты.
«Для успешного обучения ребенка, – продолжает директор воскресной школы, – прежде всего, я думаю, нужна добросовестная и согласованная работа священнослужителей, педагогов, детей и родителей, личная заинтересованность каждого в своем деле и личная ответственность за него. Педагоги школы благословляются священниками, священнослужители, помимо своей основной пастырской деятельности, являются также и педагогами (преподают некоторые предметы), родители не только помогают педагогам в обучении детей, но и сами с удовольствием обучаются в классах для взрослых».
От преподавателей требуется тщательная подготовка к каждому занятию; обязательным является составление плана и конспекта урока, подбор игр, музыкального сопровождения, иллюстративного материала, видеофильмов, оформление стенда и листовок для родителей. На специальном стенде для родителей отражаются тема занятия, его краткое содержание и вопросник, ознакомившись с которыми, можно по дороге домой обсудить с ребенком изложенный материал, что помогает его лучше усвоить. В разделе «Читаем вместе» приводится также список рекомендуемой литературы. Наряду со стендом, аналогичная информация содержится и в листовках, раздаваемых родителям.
В школе принят свой «Кодекс педагогической этики». Среди его «заповедей» – «не готовься к урокам всуе»; «не убивай учебное время попусту, так как уроки быстро заканчиваются»; «не завидуй знаниям и мастерству священников и других преподавателей: учись у них и накапливай свой личный опыт»; «почитай отца и мать каждого ученика».
Родители всегда могут ближе ознакомиться с содержанием уроков воскресной школы – все занятия являются открытыми. Родственники учеников имеют возможность присутствовать на этих занятиях, а могут пойти и на свои собственные уроки: после общего молебна перед началом обучения для взрослых проводятся занятия по Закону Божию, христианской этике (эти предметы преподают священники храма Рождества Христова), иконоведению.
Священники, дети, родители, преподаватели и директор вместе посещают святые места, организуют различные праздники, проводят время на природе. В конце каждого месяца в школе поздравляют именинников: выпекают для них праздничный пирог и дарят подарки.
На вопрос о достижениях школы Галина Алексеевна ответила: «Если говорить о достижениях, то их немало. Хор школы удостоился звания лауреата на фестивале детско-юношеских хоров “Пою Богу моему дондеже есмь”, ему поручено открывать и закрывать все фестивали нашего благочиния. Театральная студия выезжает со своими представлениями. Награды, правда, не все, представлены в моем кабинете, но главным достижением я считаю не это. Ведь мы занимаемся не просто тем, что даем детям необходимый набор знаний и формируем у них какие-то навыки – мы вместе проживаем каждый день. Задача состоит в том, чтобы ребята, приходя сюда, видели теплое отношение, чтобы они были счастливы. Отрадно видеть, что наши дети, в свободное от занятий время, приходят гулять на территорию воскресной школы. Значит, им тут хорошо. Только создавая благоприятную обстановку внутри школы, можно достигнуть цели – воспитать нравственного, разумного трудолюбивого, православного человека в современных непростых условиях, научить ребят отличать плохое от хорошего, правильно относиться друг к другу, почитать старших, помогать младшим. И если дети начинают это понимать, для нас это – высшая награда!»
Публикация в журнале «Православное образование» (весна 2013 года).