26 января 2017 года Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил на Круглом столе «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» в рамках V Рождественских Парламентских встреч XXV Международных Рождественских образовательных чтений.
Уважаемый Вячеслав Алексеевич,
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства,
дорогие отцы, братья и сестры!
Тематика нашей встречи – «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» – предполагает серьезный обстоятельный разговор о стратегии развития отечественной школы в целом, а не только преподавания религиозных культур. Думаю, здесь, в этой аудитории не нужно объяснять, почему знакомство с традиционными религиями в общеобразовательной школе — это не анахронизм, не пережиток в развитии школы, общего образования детей, а естественная, неотъемлемая часть воспитания и обучения. На повестке дня стоит много сценариев развития отечественной школы. Интеграция, возвращение в школьную программу религиозно-культурологического компонента, основанного на изучении традиционных религиозных культур народов России, — необходимая составляющая духовного и нравственного возрождения школы при любом сценарии ее развития. На мой взгляд (и это соотносится с церковной позицией), религиозное образование — органичная часть современного культурного спектра, современного светского образования, построенного на принципе уважения мировоззренческого разнообразия в обществе. Приобщение детей к традиционной духовной культуре, нравственным ценностям народа имеет глубокие исторические традиции, свои педагогические нормы и правила; и в школе это образование не менее значимо, чем обучение по другим основным учебным предметам.
Если позволите, немного статистики. 2016/2017 учебный год ознаменовался ростом процента выбора Основ православной культуры как по России в целом (36,9%), так и практически в каждом федеральном округе. По сравнению с прошлым учебным годом Основы православной культуры изучают на 32 400 четвероклассников больше. Также можно сказать об увеличении выбора православной культуры в ряде традиционно непростых в плане церковно-государственного взаимодействия регионов. Серьезно вырос процент родителей, выбравших для своих детей изучение православной культуры в Камчатском крае (+13,1%), в Оренбургской (+25,2%), Магаданской (+12,5%), Тюменской (+16%) областях, в республиках Тыва (+11,5%) и Чувашия (+12,1%), в Чукотском автономном округе (+12,2%).
В то же время в ряде регионов Юга России и Северного Кавказа продолжает сохраняться низкий выбор православной культуры. И не везде это следствие этноконфессионального состава населения. Так, для Северной Осетии выбор ОПК 1,7%, где около половины населения относит себя к православным христианам, — это де-факто признание запрета на изучение ОПК в регионе. В Приволжском федеральном округе, в Республике Татарстан до сих пор, уже пятый год не удается преодолеть фактический запрет местных властей на изучение религиозных культур по выбору в школе.
И все же это уже единичные примеры. Еще в 2012 году, в самом начале, когда нам указывали на больший выбор неконфессиональных курсов, светской этики, мы говорили, что выбор религиозных культур родителями будет постепенно расти по мере увеличения числа подготовленных учителей и преодоления административных запретов на уровне региона, города или конкретной школы. Это и происходит, и в целом выбор религиозных культур за эти годы постепенно вырос примерно от одной трети до уже почти половины всех учащихся 4-х классов.
Но в общем контексте развития духовно-нравственного образования в школе, реализации прав граждан России на изучение их детьми в школе духовной культуры наибольшие трудности сейчас представляет сохранение фактически экспериментального характера преподавания религиозных культур. Напомню, что сегодня это только одни четвертые классы, это один урок в неделю, в общей сложности 34 учебных часа. Неадекватность временных затрат и воспитательных задач, полагаю, очевидна. Но что еще более дискредитирует практику религиозного образования в светской школе — не по нашей вине! — так это закономерное отсутствие в таких условиях хорошо подготовленных педагогов, в частности учителей православной культуры. Кроме того, имеет место слабая интеграция курса с другими предметными областями.
И все это является следствием сохранения уже указанного экспериментального формата преподавания на один учебный год, неразработанности содержания предметов по религиозным культурам и светской этике по другим классам, для основной и старшей школы. Как будто все религиозные и мировоззренческие вопросы заканчиваются в младшей школе, и дальше мы имеем дело уже с духовно зрелыми личностями, не нуждающимися в нашей помощи и нравственной поддержке!
В настоящее время на основной ступени школы есть предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — логическое продолжение курса ОРКСЭ, в рамках которой вполне можно было бы восполнять незавершенность начального, экспериментального курса. Несмотря на то, что эта предметная область включена как обязательная в Федеральный государственный образовательный стандарт, ее состав — четыре учебных предмета по религиозным культурам и светская этика по выбору — не зафиксирован. Соответственно, она не включена в примерные учебные планы для школ, нет полноценных линий учебников по этим предметам, а также возможности профильной подготовки педагогов.
Ситуация усугубляется тем, что общественное мнение в существующих неопределенных условиях зачастую формируется не в контексте профессионального обсуждения с привлечением заинтересованных сторон и участников образовательного процесса, а с использованием некомпетентных высказываний, а часто и умышленно искаженной информации в СМИ, заказных антицерковных провокаций.
При анкетировании епархий Русской Православной Церкви летом 2016 года в Синодальный отдел были представлены данные о преподавании православной культуры в рамках указанной предметной области в 5–9 классах. На основании полученных данных можно констатировать, что развитие преподавания православной культуры, несмотря на все трудности, в регионах идет. Его можно сравнить с региональными процессами в 1990-х — начале 2000-х годов, когда изучение традиционных религиозных культур было стихийно, инициативно начато и развивалось в ряде регионов. Ответом на эти процессы тогда стала экспериментальная апробация в 2009–2011 годах и последующее введение преподавания в 4-х классах. Представляется, что уже давно настало время переходить от экспериментального к адекватному формату преподавания религиозных культур по выбору — на всех уровнях общего образования, по всем годам обучения детей в школе.
Концепция такого перехода, с выходом за 3–4 года на преподавание со 2-х по 10-е классы и с адекватной учебной нагрузкой была разработана еще в 2012 году после завершения эксперимента по его положительным итогам. Пора уже приступать к ее реализации. Дальше затягивать с решением этого вопроса, оставлять преподавание православной культуры только в 4-х классах, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, значило бы «свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников». Это было сказано Патриархом еще в 2015 году, два года назад.
Со своей стороны мы, представляя в диалоге с министерством интересы граждан России православного христианского вероисповедания, уже давно подготовили детальный план — «дорожную карту» развития преподавания религиозных культур и светской этики по выбору в школе.
Важно, чтобы на нашем мероприятии был выражен адекватный ответ предвзятым и некомпетентным высказываниям в СМИ, направленным на дискредитацию возрождения религиозно-нравственного образования в российской школе, дезориентацию общественного мнения, возбуждение неприязни к православным христианам, Церкви по этому вопросу. Также должен быть определен паритетный характер сотрудничества государства и религиозных организаций в этой сфере. Не должно вызывать противоречий такое понимание этого процесса, когда религиозные организации обеспечивают соответствие содержания учебных дисциплин вероучению, морали, традициям конфессии, а государство — их интеграцию в образовательный процесс, обеспечение светского характера преподавания. Это практика большинства современных стран.
Уверен, что работа нашего круглого стола и в целом Парламентских Рождественских встреч будет способствовать решению главной задачи, которая сегодня нас объединяет, — развитию условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе образования, в школе.
Благодарю вас за внимание!
(Москва, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, 26 января 2017 г., 14.00)