14 декабря 2021 года состоялись традиционные краевые Рождественские педагогические чтения «Сила России – в ее истории», проходящие в рамках регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений. Организатором образовательного форума выступили: Министерство образования и науки Хабаровского края, Хабаровский краевой институт развития образования, Хабаровская епархия. Из-за ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции заседание проходило в режиме онлайн с применением дистанционных технологий.
Целью пленарного заседания послужило обсуждение современного состояния теории и практики духовно-нравственного и патриотического воспитания в контексте педагогической науки, актуальных вопросов образования детей и молодежи в современном мире, социокультурного контекста современного образования.
Перед началом заседания руководитель отдела образования Хабаровской епархии иерей Георгий Ибрагимов произнес приветственное слово митрополита Хабаровского и Приамурского Артемия:
— Тема Рождественских чтений в этом году посвящается 350-летию со дня рождения Петра I, которое отмечается в России в 2022 году на основании указа Президента Российской Федерации. Данная тема также поднимает перед нами проблему соотношения секулярного мира и религиозности, потому что именно личность императора Петра I являет нам пример этого соотношения. Если говорить простым русским языком, то секуляризм – это отделение Церкви от государства, то есть вытеснение религии из всех сфер общественной жизни.
Безусловно, Петровская эпоха – это эпоха великих перемен и великих свершений. Наряду с радикальным государственным переустройством меняется и уклад жизни всего народа. Поэтому правлению Петра I невозможно дать однозначную оценку. С одной стороны, очевидна прогрессивная политика великого императора: учреждение основных служб и ведомств, его просветительская миссия, выход России в мировое геополитическое пространство, с другой – разрушение самобытного строя православной русской жизни и грубое попрание канонических норм Православной Церкви через упразднение патриаршества. Именно в правление Петра берет начало процесс секуляризации, то есть постепенного отказа от духовных ценностей в пользу материальных предпочтений и светского образа жизни.
Юность Пётр провел в немецкой слободе, поэтому неудивительно, что молодому царю нравилась жизнь европейцев. Большое впечатление на русского монарха произвели карнавалы и гулянья, высмеивавшие католические обряды. А поэтому оставаясь верующим человеком, но не получившим твердого православного воспитания, император постоянно колебался в своих убеждениях.
Результатом реформ стало появление в стране правящего класса, почти оторванного от собственных исторических корней и связанного с Православной Церковью лишь гражданской обязанностью. Так, языком элиты в это время был французский, и только Александр Сергеевич Пушкин открыл для нас безграничные возможности и красоту русского языка. Это касается и русской иконы как произведения искусства, напрочь забытой в Синодальный период и заново открытой лишь в начале XX века. На сегодняшний день ни в одном народе мы не наблюдаем такого неблагоговейного отношения к своему духовенству как в России.
Сейчас в реалиях современного секулярного мира мы снова говорим о традиционных ценностях, которые сейчас обозначены в нормативных документах как базовые национальные ценности. Школа сейчас также носит светский характер, но о религии на уроках теперь говорят, как о ценности, а не «опиуме для народа», как в советское время. Религиозный опыт многих тысяч наших соотечественников, особенно русских святых подвижников и людей, прославивших Россию необходимо осмыслить. И именно такую возможность даёт нам преподавание в школе ОПК в рамках курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР. И есть уже немалый опыт преподавания ОПК в светской школе по самым различным программам – «Истоки», «Русское слово», есть программы для детских садов.
При этом у родителей, детей и педагогов всегда сохраняется свобода духовного выбора и, тем более, выбора жизненного пути. Важно, что в современном секулярном обществе есть место для подлинной религиозности, которая может стать духовным светом для современного общества.
Сердечно желаю вам, дорогие учителя, прежде всего, доброго здоровья, а также творческого вдохновения, благополучия вашим семьям и благодарности от ваших учеников!
Несмотря на заочный формат, доклады и обсуждения вызывали живой интерес участников.
— В рамках педагогических чтений были рассмотрены вопросы сохранения традиций и развития инновационных подходов к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию на уроках истории, литературы, ОРКСЭ, во внеурочной деятельности, организован обмен эффективным педагогическим опытом педагогов-практиков, — рассказал руководитель отдела образования Хабаровской епархии иерей Георгий Ибрагимов. – Радостно, что в последнее время мы видим, как смещается вектор в пользу Православия, ведь именно на нем и строилось все то, что мы зовем духовным и культурным наследием нашей страны.
Почетным гостем Чтений выступил Остапенко Андрей Александрович — профессор Кубанского государственного университета, Екатеринодарской духовной семинарии, Высших богословских курсов Московской духовной академии, действительный член Российской академии социальных наук, заслуженный учитель Кубани, доктор педагогических наук.
Также со своим докладом: «Интернет и молодёжная среда. Нравственный выбор» выступил настоятель храма святителя Николая Чудотворца города Хабаровска иерей Андрей Долгополов.
В педагогической конференции приняли участие представители школ, вузов, сузов и прочих образовательных учреждений со всего Хабаровского края.
Информационный отдел Хабаровской епархии