Как строится религиозно-образовательная и катехизическая работа в тихой, казалось бы, провинциальной епархии? Ведь многие уверены, что в глубинке все течет медленно и сонно. Эти привычные заблуждения в беседе с корреспондентом журнала «Православное образование» развенчивает архиепископ Липецкий и Елецкий Никон.
«Сейчас детей ничем не удивишь …»
Интервью: Елена Балашова
Фото предоставлено информслужбой Липецкой и Елецкой епархии
– Ваше Высокопреосвященство, Вы подвизаетесь в Липецкой и Елецкой епархии уже более 20 лет, в том числе с 1996 года – в архиерейском сане. За эти годы произошли огромные перемены в жизни Церкви, в том числе и в системе православного образования и катехизации. Какова была Ваша самая главная задача как правящего архиерея епархии?
– В Липецкую область я приехал в 1991 году. Когда в 2003 году меня поставили правящим архиереем, здесь было 74 прихода. Сейчас в нашей епархии уже 276 приходов, к тому же еще около 120 храмов стоят полуразрушенными с советского времени. Но это все на очереди, а самым главным было найти для этих храмов священнослужителей. Меня ругали, говорили: «Что там Никон творит, он, наверное, с дороги берет и рукополагает!» Однако в епархии своей семинарии не было, а ехать в другие города люди не хотели, чтобы не быть отправленными в чужие края на приходы, хотели послужить Богу в родных местах. Разумеется, во всех случаях мы рассматривали отдельно, смогут ли они быть священнослужителями по каноническим правилам. А при новом Патриархе вышло положение, согласно которому рукополагать в священный сан можно только людей с духовным образованием, окончивших семинарию или академию. Сейчас уже те, кто желают быть священнослужителями, приходят, просят благословения поступать в эти учебные заведения.
– В вашей епархии есть своя семинария?
– Нет. Высокопреосвященнейший Евгений, архиепископ Верейский (прим. ред. – председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви) предлагал открыть у нас семинарию, обещал помочь и преподавательскими кадрами и всем, чем нужно. Но я ответил, что семинарии есть и в Воронеже, и в Тамбове, и в Рязани, и в Курске, и в Саратове, и в Ростове-на-Дону, и все желающие могут поступать туда. Так что я сейчас не вижу смысла в том, чтобы у нас создавать семинарию.
– А уровень подготовки священников устраивает Вас как архиерея?
– Уровень, конечно, разный. Священники ведь люди, а люди все разные. И отношение к служению бывает разное. Но наши батюшки стараются исполнять свои обязанности не просто как наемные работники, а как добрые пастыри.
– Владыка, сейчас многие начинают роптать, что, мол, раньше захотел покрестить ребенка, пришел в храм и покрестил, а сейчас требуют еще какое-то оглашение. И люди начинают бегать по храмам, искать тот, в котором без бесед все сделать можно.
– Оглашение и беседы нужны не для младенца, а для взрослого. А взрослые всегда спешат. Вероятно, многое зависит и от священнослужителя. Огласительные беседы – это очень важно, но нельзя также и пропускать заклинательные молитвы в ходе Таинства Крещения. Да и формальные слова ничего никому не дадут – ни родителям, ни крестным.
– А если во время Крещения что-то было пропущено, это уже нельзя восполнить?
– Если есть сомнения, можно прийти и попросить батюшку прочитать над вами заклинательные молитвы. Сегодня, я уверен, вообще помочь болящему человеку можно только соборованием и Причастием. Расскажу случай из своей практики, когда я еще был приходским священником. Приносят однажды прямо в храм на руках одного парня его жена и мать. Я говорю: «Куда вы его, несите в больницу!», а они: «Мы только из больницы, батюшка». В общем, вечером я его пособоровал, утром причастил. Через месяц с лишним, накануне Пасхи, встретил его, гуляющего с друзьями, как ни в чем ни бывало. «Помогло, – говорит, – батюшка, Ваше лечение!». Другой прихожанин попросил помочь парализованной матери. После соборования и Причащения она встала и еще пять лет жила и на своих ногах ходила. И таких случаев множество. Соборование – действенный способ помочь человеку. Как-то я спросил своего духовника – сколько раз в жизни человеку надо собороваться. Он сказал, что если человек болен, то надо соборовать, пока не выздоровеет.
– Тому, о чем Вы говорите, владыка, правильному отношению к Таинствам, людей надо учить. Ведь многие думают, что собороваться надо только перед смертью, и даже боятся этого Таинства, стесняются предложить своим болящим сродникам пригласить священника, чтобы пособоровать и причастить их. А кто был для Вас наставником в вере?
– Господь дал мне счастье знать великих старцев. Сейчас мы нередко анализируем, сравниваем нашу жизнь с тем православием, которое было во времена наших старцев. Например, схиархимандрит Виталий (Сидоренко), я к нему попал впервые в 20 лет и не смог от него уйти. Он никогда слова просто так не говорил, все исполнялось буквально. В книгах много про него писали, про его подвиги и жизнь, в которой были одни муки и страдания. Отец Виталий был бессребреником, его келейница прятала от него вещи, потому что он все раздавал, куда бы ни шел, вплоть до носков. Он был такой любвеобильный человек, что с ним не хотелось расставаться. С его духовным отцом митрополитом Зиновием (Мажугой), в схиме Серафимом, я был знаком 11 лет. Они жили в Тбилиси, и я почти каждый месяц летал к ним в Грузию. Прилетал с проблемами, а улетал с легким сердцем. Мы вместе молились, читали разные поучения, ездили по святым местам. А когда умер владыка Зиновий, то такая благодать была от его тела, что не было ни печали, ни скорби, мы ходили и общались, будто бы во сне.
К схимонахине Антонии я впервые приехал со своим больным племянником, и она предсказала, что я буду монахом. В 16 лет у матушки отнялись ноги. Врачи не знали, что делать. В Почаеве ее матери сказали, чтобы больше не возила ее никуда, потому что это промысел Божий быть ей такой, и постригли ее в монахини. Она помогала многим детям. К ней привозили детей с припадками, судорогами, а она прочитает над ними Евангелие, даст воды и все проходит. Даже автобусную остановку рядом с ее домом люди называли «Матушка». Много чудес совершалось по молитвам матушки перед моими глазами. Я до встречи с ней ходил в храм, причащался, но редко, а тут уже поневоле закрестишься, когда такие события происходят. Многих она исцелила и привела к Церкви и Богу. Власть была за то, чтобы ликвидировать этот «очаг», в нее и стреляли, и обворовывали, и поджигали, а она любвеобильно всех принимала, в любое время суток.
Вообще, это место: Липецкая, Тамбовская, Воронежская земля – просвещенное или посещенное великими старцами и старицами. Когда наших мучеников, великих молитвенников, убили или в лагеря сослали, то уже их плеяда начала окормлять людей. Это милость Божия, что люди так были просвещены Богом. И люди учились почитать Бога через нравоучения и благодатные наставления старцев и стариц. Например, монахиня Татьяна (Красавина), в войну она была медсестрой хирурга, сама умела врачевать. Привозили к ней раненых, она их буквально по кусочкам собирала, и все срасталось, и человек ходил. Вылечила она и моего отца. По ее фамилии назвали мазь против переломов, чтобы все срасталось правильно. Так вот, эта Татьяна была и в лагерях, но там не работала по субботам, воскресеньям и в двунадесятые праздники. Ее пытали жестоко, но она настаивала на своем.
Обо всем этом на уроках «Основы православной культуры», конечно, не расскажешь, но это и есть глубинная православная культура нашего народа.
– Скажите, владыка, а как вообще Вы относитесь к предмету «Основы православной культуры», который сейчас вводится во всех школах? Это же культурологический курс, не вероучительный. Насколько он может дать человеку нравственное основание, знание о Православии, привести человека хотя бы к желанию сердцем прикоснуться к этой глубинной культуре?
– В свое время мы искали и собирали любые обрывки, даже по пол-листочка из духовных книг, Евангелия, старались найти и прочесть жития святых. Сейчас детей ничем не удивишь. Многие не хотят вникать в культуру, тем более в веру, потому что воспринимают все поверхностно, и предметы, которые им преподают, они не усваивают. Есть талантливые дети с прекрасной памятью, которым Господь многое дает, за которых кто-то молится, так что они садятся и упорно хотят выучить, стремятся понять, что такое основы православной культуры, наша этика и т.д., в чем заключается отношение человека к человеку, человека к Богу и Бога к человеку. Но таких мало. И все же то, что мы сейчас это преподаем, замечательно. Мы выполняем свой долг. Иначе, когда предстанем на Страшном Суде, не сможем ничем оправдаться. Люди, которые жили и росли, когда не было храмов, представ перед Богом, скажут: если бы был храм, мы бы, конечно, воцерковились, если бы нам преподавали, то мы бы выучили и приняли бы глубокую веру. И Господь простит их пробел в вере и религии. А сейчас есть храмы, монастыри, и должны преподаваться такие уроки. Мы должны свидетельствовать, хоть дети могут и не понять что-то. Им надо слушать и учить, для того чтобы там, на Страшном Суде, не услышать: идите от меня проклятые, в огонь вечный. Преподавать, повторю, нужно. А кто как будет воспринимать преподавание, это зависит не столько от человека, сколько от Господа. Господь даст благодать, которая немощные врачует и оскудевающие восполняет.
– Ваше Высокопреосвященство, расскажите о православном образовании в епархии.
– У нас в епархии существуют две православных гимназии – в Липецке и в Ельце, замечательные учебные заведения. По моей просьбе в Липецке нам передали для этих целей четырехэтажную громадную школу. Ее хотели забрать другие структуры под свои нужды, но я обратился к мэру, просил его отдать школу нам. Сейчас мы там делаем хороший спортзал. В школе замечательный директор, раньше она работала в государственной системе образования – Марина Сергеевна Щурко. Духовник гимназии – иерей Андрей Сердюков, батюшка молодой и очень инициативный, детям с ним интересно. В елецкой гимназии духовник очень опытный – протоиерей Василий Романов, он же директор, школу возглавляет давно, к нему все очень уважительно относятся. Это разные школы, но обе очень высокого уровня.
У нас очень хорошие отношения и с главой области, и с руководством города. Благодаря сотрудничеству с ними, в бывшем кинотеатре Липецка сегодня расположен православный молодежный культурный центр «Экклезиаст», на втором этаже этого центра есть храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Строится также «Дом православной книги».
Еще мы попросили помещение под детский садик. Нам дали двухэтажное здание, мы все там сами подготовили, деткам было хорошо. Потом этот садик перерос в гимназию, которая как раз и переехала в то самое новое здание школы. Мы просили чиновников, чтобы то старое здание осталось нашим садиком, и городской департамент образования согласился. Можно его сделать не суточным, когда детей каждый день родители вечером забирают, а недельным, когда детей забирают домой на выходные. Так у нас сделано в гимназии – есть группа дошколят, которые там живут неделю, там же и спят, а на воскресенье их забирают домой. Там все очень хорошо обустроено, они с удовольствием приезжают, играют, бегают. Им, наверное, сейчас дома уже будет скучнее, нежели в коллективе, в гимназии. В Ельце тоже отец Василий хочет открыть садик прямо рядом с гимназией. Уже и здание ему передали, но, конечно, очень нужны средства. Вот так и живем – просим, делаем, работаем.
Большая работа проводится в воскресных школах. У нас к религиозному образованию подключены кандидаты наук, много женщин-подвижниц, которые всю душу вкладывают в детей. В Липецком педагогическом университете есть кафедра теологии, курсы для подготовки педагогов, собирающихся преподавать «Основы православной культуры». У нас очень тесное сотрудничество и с ректорами, и с преподавателями липецких вузов. Есть и особые программы взаимодействия с высшими учебными заведениями. Немало в этом отношении сделали клирики Успенского монастыря Липецка. Неслучайно игумен Митрофан (Шкурин), который исполняет обязанности наместника обители, сейчас трудится в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации. Разрабатываем мы и программы дистанционного обучения.
Наша обитель – Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь – опекает две общеобразовательные школы, школу глухонемых, Центр «Надежда» для детей, чьи родители лишены родительских прав, и других «трудных» детей. Наши насельники приходят к ним и преподают там круглый год. Это светские учреждения, но наши иеромонахи, монахи и монахини тесно с ними сотрудничают, приводят их целыми классами причащаться. Организовываем разные поездки, концерты. Школам глухонемых, слабовидящих монастырь также помогает продуктами.
У многих наших монашествующих есть высшее образование. Задонский монастырь – это как техническая база, на которые опираются и приходы, и другие монастыри епархии, и школы, и детские лагеря, которых у нас немало: в селе Конь-колодец на берегу Дона недавно закончился отдых 130 детей. В Ельце есть православный военно-патриотический лагерь «Стрижата». Там есть авиационное отделение Московского аэроклуба, ребята одеваются по форме, учатся летать на спортивных самолетах. Детский палаточный лагерь есть в Лебедяни, в Чаплыгине. Все это – православные лагеря, вместе с ребятами живут священники, все вместе встают на правила, готовятся к причастию. Детей привозят поклониться мощам святителя Тихона Задонского, святителя Митрофана Воронежского. Дети хорошо отдыхают, купаются, проводят соревнования, живут, как правило, в зданиях при храмах. Одних гимназистов у нас больше 400 – в Липецкой гимназии почти 300 человек, в Ельце – 120. Конечно, им всем хочется летом хорошо отдохнуть.
– Взаимодействие со светской школой заключается только в преподавании ОПК?
– Нет, что Вы! У нас проводятся регулярно разные православные олимпиады. В каждой школе ежегодно проходит Неделя Православной культуры. В течение семи дней батюшки приезжают по очереди в каждую школу области с интересными программами для всех классов, не только для учащихся, но и для их родителей и педагогов.
«Основы православной культуры» в школах выбрали, в среднем по епархии, где-то 50%. Преподаватели у нас есть, они обучаются на курсах повышения квалификации в Липецком государственном педагогическом университете, так что будем работать дальше.
– А много ли человек ездит на ежегодные Рождественские чтения в Москву? Вообще, как это мероприятие отражается в епархии?
– На Рождественские чтения в Москву от епархии ездит делегация в составе 15 человек. Они многое там записывают, перенимают опыт, применяемый потом в епархии, все это отражается в епархиальных СМИ. У нас хороший коллектив в отделе средств массовой информации. Очень многое для этого делает его руководитель монахиня Агафона (Шнейдер).
Также у нас проводятся региональные Свято-Тихоновские чтения. Первый день мы проводим в зале педагогического университета, а на второй день все приезжают на автобусах в Задонский монастырь, где служится молебен у мощей святителя Тихона, в трапезной всех обязательно кормим.
– Какие-то договоры заключались о сотрудничестве?
– Обязательно. И с образовательными структурами, и с медицинскими, и с МЧС. У нас в епархии работают 15 отделов, каждый из которых возглавляют знающие люди. Все рвутся в бой! Хорошие люди, другие и не должны приходить в наше дело.
– То есть, у вас тут развернута бурная активность, а то привыкли думать, что в глубинке все тихо…
– Нет, надо шевелиться, а как иначе? Тишина, конечно, тоже есть. Без тишины монаху нельзя, но работы много. Вот в обители паломников как много! Люди приезжают, они чувствуют намоленность и говорят: «Как же здесь легко. Все проблемы уходят». Особенно когда мощи святителя Тихона Задонского вернулись в обитель в 1991 году, стало легче жить, потому что все почувствовали благодать и помощь святителя.
– Много паломников приезжает поклониться святителю?
– Много. И детей много. Часто бывает у нас воронежский кадетский корпус. Как приедут, выстроятся здесь, строем идут в храм, потом в трапезную. Много детей приезжает из воскресных школ. Видите, сколько у нас цветов растет, – это все они посадили. Приезжают студенты из технического университета, они у нас на огороде трудятся. Из педуниверситета с кафедры теологии студенты приезжали в монастырь проходить практику.
– Как благодарить Бога за Его чудеса и милости?
– Просто благодарить: слава тебе, Боже! Вот я выхожу грибы собирать, читаю про себя молитву: Господи, помилуй меня грешного. Нашел гриб – слава Тебе, Боже! Все окрестности Задонска нами исхожены с молитвами. Благодари Бога молитвой, и дело приложится.