В Москве с 21 по 23 января 2015 года прошли XXIII Международные Рождественские образовательные чтения. Представляем главные тезисы из выступления Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия.
Об образовании:
«Настоящее образование невозможно без духовно-нравственного измерения, без воспитательного компонента. В противном случае такое знание неполезно человеку: оно предоставляет лишь некий набор информации, но не сообщает систему координат, в которой ею пользоваться. Образование должно не только давать человеку необходимые знания, оно должно воспитывать личность».
Об ОПК и работе с государством:
«В диалоге с Министерством образования мы говорим, что желательно иметь подзаконный нормативный акт, устанавливающий общий, единый порядок, регламент выбора конфессиональных модулей курса ОРКСЭ».
«Необходимо обеспечить экспертизу учебников по религиозным культурам в религиозных организациях. Сделать это можно разными путями. Один из вариантов – внести изменения в принятый Министерством образования Порядок формирования федеральных перечней учебников. Или же – внести соответствующие изменения непосредственно в федеральный закон».
«Нужна корректная не идеологизированная юридическая формулировка понятия «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях» в контексте правильного, современного понимания светскости государства».
«Давней и пока нерешенной проблемой является гарантирование равного обеспечения как государственного и муни- ципального, так и негосударственного общего образования. Речь идет, в частности, о православных школах, детских садах и т.д., имеющих аккредитацию, но не получающих средства наравне с государственными и муниципальными школами, дошкольными учреждениями».
«Разумным и педагогически оправданным представляется поэтапное расширение курса по всем ступеням и годам обучения, с установлением прочных межпредметных связей ОРКСЭ со всеми дисциплинами гуманитарного цикла: историей, литературой, обществознанием и т.д.»
«Без поддержки регионов, участия епархий очень сложно добиться расширения преподавания ОПК на основной и старшей ступенях школьного образования. Это, пожалуй, наряду с необходимостью обеспечения свободы выбора модулей курса ОРКСЭ, – главная задача в сфере развития культурологического и духовно-нравственного компонента в светском образовании».
«…Нужны профессионалы: методисты, организаторы, педагоги, а также единомышленники в органах управления образованием. Над всем этим нужно усиленно работать на перспективу».
О катехизации:
«Всегда нужно помнить о том, что ключевое звено в катехизическом процессе – это люди, то есть непосред- ственно те, кто будет заниматься катехизаторской деятельностью на приходах».
О православных школах:
«В 2014 году впервые прошли аттестацию, а также были переаттестованы 77 православных школ, гимназий и дошкольных образовательных учреждений. Однако не все из них имеют конфессиональное представление Русской Православной Церкви. Это недопустимо».
О воскресных школах:
«В рамках реализации «Стандарта учебно- воспитательной деятельности…» воскресным школам необходимо пройти епархиальную аттестацию, которая призвана содействовать повышению качества учебно-воспитательной деятельности и материально-технического обеспечения».
О конкурсной работе:
«Не надо забывать о детях, которые принимают участие в конкурсах. Хорошо бы позаботиться о том, чтобы каждый участник конкурсов, которые вы организуете, получил хотя бы скромное свидетельство участника. Ведь это совсем не сложно, а детей и их родителей это вдохновит на дальнейшие творческие труды».