О том, как повлияла война на Донбассе на работу местных воскресных и государственных школ, чего не хватает педагогам в образовательном процессе, зачем детям нужен курс «Основы православной культуры» и есть ли будущее у православного образования в регионе, мы побеседовали с протоиереем Александром Авдюгиным, настоятелем храма-часовни святых Богоотца Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров в г. Ровеньки Луганской области.
— Отец Александр, работают ли сейчас обычные и воскресные школы на Донбассе, ходят ли туда дети?
— Я служу в Ровеньках, мы уже достаточно долго живем в зоне боевых действий. Православные гимназии и воскресные школы здесь работали, работают и, надеюсь, будут работать. Но, естественно, прошлое лето и зима были для многих опалены войной. В тех храмах, которые находились на линии фронта или близко к ней, священники только молились. Собирать детей, конечно, было нельзя. Но на сегодняшний день полноценная церковная жизнь возобновилась.
Прошлым летом я на некоторое время уезжал из Ровеньков, и когда вернулся в августе, то здесь не было ни света, ни воды, ни телефонной связи, вокруг все взрывалось и грохотало. Людей в городе осталось процентов тридцать. Чувствовалось, что что-то не так, но я никак не мог понять, что именно. А потом понял: не стало детского смеха. Многие семьи уехали, особенно из тех районов, где были серьезные боевые действия, где гибли люди, где были разрушены храмы. И когда местными образовательными структурами было принято решение 1 сентября начинать новый учебный год, я первый выступил против. Тревожился: мало ли что, а вдруг снаряд прилетит?! Они все-таки рискнули. И знаете, дети с родителями начали возвращаться. Конечно, далеко не все: классы стали меньше примерно на пятую часть. Но тем не менее большинство вернулось.
— Очевидно, война сильно повлияла на детей…
— Дети очень сильно изменились психологически, у них сейчас совсем другие лица. Для них теперь война – не игра на улице, а вполне серьезная вещь. Они боятся, если гремит гром, если из дома уходят мама или папа и их долго нет. Очень часто спрашивают, когда закончится война. Даже в воскресных школах, например, участвуя в конкурсе на лучший рисунок, большинство детей рисует войну, причем с надеждой на то, что скоро наступит мир. Если бы вы видели эти глаза – как они ждут мира!
— Говорите ли вы с детьми в воскресных школах о войне?
— Да, говорим. И хотя боевые действия Ровеньки сильно не затронули, у нас все же были убитые. Кроме того, мы, священники, часто ездим в города, которые находятся в прифронтовой зоне. Далеко не всех детей оттуда вывезли, и они сейчас живут в постоянном страхе. Знаете, как они встречают приезжего священника: «Дед, ты бог? А скажи, когда войны не будет?»
Мы уже привыкли к цитате из романа Достоевского «Братья Карамазовы» о слезинке замученного ребенка. Но не дай Бог эту слезинку воочию увидеть – это страшно. И с этими детишками нужно разговаривать совершенно по-другому. С ними нужно много работать, и не только православным священникам, но и православным психологам и вообще всем добрым людям, понимающим, что такое детская душа.
— А как вы работаете с этими детьми в воскресных школах?
— Мы стараемся выполнять все те планы, которые были составлены на епархиальных советах по религиозному образованию. А программы остались прежними: мы преподаем Закон Божий и для младших, и для старших групп. Из нового: мы ввели преподавание традиций русской культуры и считаем это очень важным делом, ведь население здесь в основном русскоязычное. Воспитать детей в лучших традициях именно русской культуры – это одна из наших главных целей. И, слава Богу, детишки ходят, занимаются. Их стало меньше, они живут хуже в материальном плане, но они получают религиозное образование – и слава Богу.
— Школы тоже испытывают материальные трудности?
— На сегодняшний день не хватает книг, учебников. Я уже несколько раз обращался в информационные отделы соседних епархий, в Патриархию. Но, понимаете, мы сейчас находимся в блокаде, и с территории Украины не получаем ничего. В последний раз мы видели православные газеты в наших храмах год назад, а уж о методических пособиях и речи нет. А из России мы ничего не получаем из-за нашего неясного положения: все-таки наша епархия относится к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Точно такая же ситуация с воскресными школами. Конечно, нам приходит гуманитарная помощь от православных людей, за что им огромное спасибо. Удивительно, что помогают и православные из Латвии, Прибалтики, Германии. От них приходят игрушки, книжки, но нам нужна православная детская литература. Денег на ее покупку катастрофически не хватает.
— А со взрослыми вы работаете?
— Мы придумали рискованную затею, которую не сразу все поддержали, – открыть библейскую школу для взрослых. Тем паче, что к нам перешли, причем совершенно искренне, два бывших протестанта – а протестанты, что ни говори, Библию знают неплохо. Сначала я относился к этому боязливо, но вот уже 6 лет эта библейская группа у нас действует, и опыт положительный. Вначале мы читали вместе воскресное Евангелие, разбирали его, искали ответы на вопросы, а позже пришлось ввести дополнительно апологетику и библейскую историю.
Я могу сказать следующее. В прошлом году, когда я вернулся домой после фестиваля «Вера и слово», у нас в Ровеньках стоял такой грохот, вокруг все время что-то взрывалось. Думаю: ну, придется закрывать библейскую школу – никто же не будет ходить. Но нет, люди ходили и ходят. Потребность в этом у них просто огромная! Люди хотят слышать Евангелие и говорить о Христе. Но что плохо: у нас нет четких программ. Программ по ОПК, разработок для воскресных школ море – выбирай не хочу. В то время как для взрослых ничего нет – а надо бы.
— А какая ситуация с курсом «Основы православной культуры»? В новостях была информация о том, что в Луганской области планируют ввести курс в школах…
— Курс «Основы православной культуры» преподается с сентября в каждой школе Луганска и Горловки. На родительских собраниях большинство высказалось «за». Для преподавания пока используются учебники, изданные под общей редакцией протодьякона Андрея Кураева. Самое важное, повторюсь, чтобы в курсе органично сочетались знакомство с основами православной веры и изучение русского культурного наследия, русской истории и традиций. Это невероятно актуальная задача, ведь у того, что происходит сегодня на Украине одна причина – забвение, уничтожение нашего исторического наследия. Результат, как видите, оказался трагическим.
Украинская молодежь, которая сейчас настроена против России, с самого детства живет в условиях нестабильности. Помните, у древних китайцев самым страшным пожеланием врагу было: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!». Эти перемены приносят нам только боль и разрушение, и нужно это прекращать. А каким образом это можно прекратить? Посредством системы образования, как государственной, светской, так и религиозной, церковной. Я считаю, что «Закон Божий» в воскресных школах уже даже не нужно открывать – мы его выучили наизусть, а вот преподавание исторического наследия таким образом, чтобы «русскость» не становилась «москальством», а Россия – агрессором, чрезвычайно актуальная задача. Для этого не нужно много времени: достаточно 5-6 лет – и все станет на свои места, мы вернемся к истокам. Иначе получается, что мы на Украине возродили православие, у нас все прекрасно знают «Отче наш», но то, что Владимир Красное Солнышко был русским князем, отчего-то стали забывать.
— Хватает ли на Донбассе православных специалистов, которые могли бы реализовывать эту задачу?
— Слава Богу, хорошие специалисты у нас есть, но потребность в них остается большой. До войны у нас в Ровеньках было духовное училище, в Луганске был богословский университет, но студенты из этих учебных заведений сейчас оказались разбросаны по разным местам: кто на фронте, кто за фронтом. В то же время, как только утвердилась ЛНР, на базе Луганского университета им. Шевченко в короткие сроки было создано богословское отделение. Нашли преподавателей – священников с хорошим образованием. Примерно 25 человек в этом году получили степень магистра, при этом их обучение не было имитацией, а диплом – отпиской, напротив, студенты получили качественное образование и прошли сложные экзамены.
— Каким Вы видите ближайшее будущее Донбасса? Есть ли предпосылки для оптимизма?
— Я сейчас часто повторяю слова недавно почившего одесского старца Ионы, духовника Одесского Свято-Успенского монастыря: «Первая Пасха – военная, вторая – голодная, третья – победная». Очень по сердцу мне эти слова. Сначала я к ним отнесся скептически, а сейчас, анализируя ситуацию, понимаю, что к этому все и идет. И в храмах становится больше людей, они исповедуются, причащаются, в них больше искренности.
И если сначала было много разговоров о восстановлении единства страны, о нашем прекрасном совместном будущем, то когда к нам в первый раз прилетела и взорвалась большая ракета, а в украинских СМИ написали, что были уничтожены 200 сепаратистов и колонна военной техники (в то время как в реальности погибла одна семья, ребенок и старичок), то отношение горожан кардинально изменилось. И так происходило практически везде на Донбассе.
Сейчас, может быть, можно что-то сделать, чтобы слово «Украина» воспринималось жителями Донбасса позитивно, но лучше мы будем дальше жить сами. И сможем, я уверен, ведь у нас есть на что опереться. У нас прекрасные люди: трудолюбивые, добрые, хорошие. Война все-таки многое раскрывает в человеке, и я был свидетелем удивительных историй. Например, когда не было воды, один местный житель арендовал за свой счет дорогое оборудование, пробурил колодец (а вода у нас находится очень глубоко) и, завершив работу, сказал всем: «Приходите и берите воду просто так». И днем, и ночью у него включен насос. Я не хочу вмешиваться в политику, это не мое дело. Но то, что сейчас люди раскрылись по-настоящему, это факт.
В прошлом году мне предлагали переехать в Ростовскую область и служить и трудиться там, но я пробыл без своих прихожан 2-3 дня и понял, что не смогу. Я не считаю это подвигом, просто они вошли в мое сердце. И если мы сможем сочетать доброту, которая есть в наших людях, желание жить в мире и полноценное, опирающееся на православную веру и русскую историю образование, то, думаю, много времени не понадобится. И мы еще увидим возрождение и новую, светлую, красивую Пасху и у нас на Донбассе.