Главное – слушать и слышать друг друга
Сотрудничество светской власти и Церкви взаимовыгодно и полезно обеим сторонам, что наглядно показывают успехи соработничества Правительства Нижегородской области и Нижегородской епархии. О том, как строятся отношения Министерства образования и епархии, и о таком новшестве, как «учительские дома», рассказывает министр образования Нижегородской области С. В. Наумов.
— Сергей Васильевич, на территории Нижегородской Епархии находятся несколько православных гимназий и школ. Цель таких образовательных учреждений – «возрождение национального генотипа России, т.е. святости, учености и воспитанности». Также действует ряд воскресных школ. Как строятся взаимоотношения с такими православными учреждениями образования? С какими трудностями приходится сталкиваться? Каких успехов достигли?
— Действительно, на территории Нижегородской области постепенно формируется сеть православных общеобразовательных школ, учредителем которых является Нижегородская Епархия. Процесс длительный и сложный. Вместе с тем, мы, в министерстве образования, считаем важнейшим делом светской власти всецело поддерживать процесс возрождения православных образовательных учреждений. Общими усилиями, светской и православной сторон, сегодня в Нижегородской области созданы и успешно функционируют 9 православных гимназий, одна монастырская православная средняя общеобразовательная школа и один православный детский сад.
Министерство образования Нижегородской области поддерживает деятельность православных общеобразовательных учреждений с целью удовлетворения потребности населения области в таких учреждениях, в том числе оказывает им финансовую поддержку в рамках действующего законодательства.
Во-первых, Законом Нижегородской области № 114-З от 8 сентября 2008 года предусмотрено с 1 января 2009 года выделение негосударственным православным общеобразовательным учреждениям Нижегородской Епархии, успешно прошедшим процедуры лицензирования и аккредитации, субвенции на исполнение полномочий в области общего образования по нормативам, утвержденным для муниципальных и государственных учреждений Нижегородской области.
Во-вторых, у православных гимназий появилась возможность получать грантовую поддержку от регионального Правительства. Уже в этом году в соответствии с приказом министерства образования Нижегородской области от 07.04.2011г. № 773 «Об утверждении процедуры показателей и максимальных баллов конкурсного отбора общеобразовательных учреждений Нижегородской области, внедряющих инновационные образовательные программы», предусматривается возможность участия епархиальных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Также в Закон Нижегородской области «О Правительстве Нижегородской области» внесены изменения, устанавливающие меры государственного стимулирования реализации инновационных проектов в негосударственных образовательных учреждениях Нижегородской области. Грант Губернатора Нижегородской области составляет 740 000 рублей.
Другим направлением поддержки православных школ министерством образования Нижегородской области является научно-методическая поддержка. Министерство образования и государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (НИРО) не только оказывают методическую помощь педагогам православных школ при разработке учебных программ православного компонента, но и помогают осуществить их сертификацию в областном экспертном совете, делая их, таким образом, доступными для использования в любых общеобразовательных учреждениях области.
В Нижегородской Епархии из 327 приходов, регулярно осуществляющих свою богослужебную деятельность, в 195-ти сегодня действуют воскресные школы. С учетом специфики воскресных школ на территории Нижегородской области в настоящее время их деятельность не лицензируется.
— В Нижегородской Епархии активно работает отдел образования и катехизации. Расскажите о сотрудничестве с ним: насколько оно удовлетворительно, каковы общие достижения, каковы Ваши пожелания по поводу сотрудничества?
— Официальное сотрудничество началось в 2003 году подписанием двустороннего договора между министерством образования Нижегородской области и Нижегородской Епархией Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). Тогда же был создан Региональный координационный Совет по взаимодействию министерства образования Нижегородской области и Нижегородской Епархии, в состав которого вошли сотрудники министерства, НИРО, Отдела образования Нижегородской Епархии, руководители общеобразовательных учреждений и представители высшей школы. Заседания Регионального координационного Совета проводятся не реже 3 раз в год по наиболее актуальным и значимым вопросам.
Взаимоотношения между министерством образования Нижегородской области и Нижегородской Епархией Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) выстраиваются в рамках соработничества, особенно по духовно-нравственному образованию и воспитанию.
Совместными усилиями на базе НИРО создана лаборатория гражданского становления личности.
Министерство образования Нижегородской области ежегодно отмечается Московским патриархатом в числе трех лучших регионов за организацию Всероссийской олимпиады по основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!». В 2010-2011 учебном году 2646 обучающихся области приняли участие в этой олимпиаде. Яна Лебедева из Нижнего Новгорода, победитель регионального этапа, была делегирована на заключительный этап олимпиады в Москву, где достойно выступила и была награждена Дипломом III степени.
Ежегодно на базе НИРО проходят региональные Рождественские чтения. Об интересе к чтениям и активном участии педагогической общественности в них говорит тот факт, что в Международных Рождественских чтениях (Москва, 2011 год) приняла участие нижегородская делегация из 313 человек!
Традиционным на Нижегородской земле стал конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», который проводится с 2007 года. В 2011 году для участия в конкурсе представлено 146 работ, общее количество победителей и призеров по различным номинациям составило 17 человек. Для того, чтобы оценить уровень организации этого конкурса нижегородцами, могу привести один факт. По решению Московского патриархата в 2011 году министерству образования и Нижегородской Епархии предложено организовать окружной этап конкурса.
Я уверен: впереди нас ждут хорошие результаты и достижения. Главное слушать и слышать друг друга!
— Вопрос сельских школ остро стоит по всей России: они закрываются и Нижегородская область не исключение. Причина часто даже не в финансировании, а в качестве образования. Однако Вы нашли способ его решения: организация учительских домов, существовавших в дореволюционной России как земские школы. Поделитесь идеей со своими коллегами, расскажите, в чем суть учреждения, организации и работы учительских домов? Каковы их плюсы и минусы?
— На территории Нижегородской области осуществляется в режиме апробации создание и введение в действие новой модели общеобразовательного учреждения «Учительский дом».
«Учительский дом» – это обучение младших школьников у учителя на дому. Такая система удобна для отдаленных деревень, в которых школы находятся под угрозой закрытия.
Таким образом, на селе сохраняются начальные школы и рабочие места для педагогов.
— Каким образом планируется привлекать педагогов для работы в таких образовательных учреждениях, ведь не секрет, что учителя не особенно стремятся работать в деревне и селе?
— В настоящее время в ряде районов области сложилась ситуация, оптимальная для открытия «Учительского дома». В результате реструктуризации малокомплектных общеобразовательных учреждений высвобождаются учительские кадры, которые необходимо трудоустраивать. И, как следствие, ряд педагогов области заинтересованы в реализации данного проекта и готовы предоставить свой жилой дом под «учительский».
На данный момент составлен план создания и введения модели, рассчитанный на 2011-2012 годы, продолжается разработка нормативно-правового, финансового, организационно-методического и программно-методического обеспечения.
Планируется, что к 1 сентября 2011 года в двух муниципальных районах – участниках апробации, будут приняты муниципальные правовые акты, необходимые для реализации проекта.