Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«Погружение людей в информационный мир, в виртуальный мир несет определенную опасность дефицита реального человеческого общения. Запросто можно представить себе такую картину: в одной комнате сидят молодые люди, уткнувшись в планшеты, никто ни с кем, по сути, не общается. Если задают вопрос, человек отмахивается. А что он делает? А он общается через социальные сети. Живого общения нет, интереса к нему нет, а общение через социальную сеть вызывает интерес.
Я не призываю вас полностью оставить социальные сети, но скажу следующее: ни в коем случае нельзя погружаться в них так, чтобы социальные сети закрывали вам другие возможности видеть мир, это будет опасно для человеческой личности».
(Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Международного съезда православной молодежи в Москве, 18 ноября 2014 года)
Архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии:
Интернет, соцсети, блоги… Они стали мощнейшим искушением нашего времени и оружием против человека, сравнимым, пожалуй, с атомным. Конечно, этот атом при желании можно направить и в мирное русло, но всё равно он таит в себе огромную опасность и при несоблюдении определенных правил и условий способен произвести не меньшие разрушения, чем Чернобыльская катастрофа. Если тщательно посчитать, сколько времени уходит на просиживание в интернете и бесцельное проведение времени в блогах и соцсетях, можно ужаснуться. Со временем могут накопиться месяцы, а то и годы жизни! И все они отобраны у нас же самих, у родных и близких. Но вот что еще опасно: жуткая привязанность. А впоследствии — зависимость не слабее наркотической. И лечиться от нее не так-то и просто. Не верите? А попробуйте, если не можете прожить дня, а то и часа без своего главного товарища и любимого друга — планшета, айфона…
Что же делать? У каждого может быть свой рецепт. Но есть и тот, который давно сформулировала и предложила Церковь для борьбы со своими греховными зависимостями. Э
то аскетические упражнения: молитва, пост, воздержание. Есть у нас среда и пятница, многодневные посты, особые постные дни. Установите для себя правило: в эти дни не выходить в соцсети, не читать новости и блоги, по возможности — вообще не пользоваться гаджетами. По мере того как вы будете это делать, сами увидите, как преобразится ваша жизнь: родные и друзья получат от вас больше внимания и настоящего, а не виртуального человеческого участия и любви. Вы сможете сделать счастливыми других, и от этого сами станете счастливее! Не отбирайте добро, внимание, улыбку и радость у подлинной жизни и у настоящих друзей и близких и не дарите принадлежащее им виртуальности и дьяволу, который очень умело использует современные «достижения» человечества против нас с вами. Лично я принципиально не завожу личных страничек в соцсетях. Для моей миссии в пространстве интернета мне достаточно сайта моей любимой духовной академии и ее же странички в соцсетях. А вот удержаться от длительного просмотра интернета мне бывает сложно. Я знаю, как могу увлечься и потерять очень много драгоценного времени. Поэтому запрещаю себе в определенные дни и периоды вообще выходить в интернет.
И еще, как мне кажется, важное замечание. Знаете, кто никогда и ничего не прощает человеку? Дьявол. И… интернет. Не прощает ни одного неосторожного слова, ни одной слабости и никакой виртуальной разнузданности! Все сохраняет в кэше, ничего не забывает, запоминает навсегда. Поэтому, если и пользуетесь этим достижением, делайте это только во благо себе, используйте как некую подпорку в добрых и праведных делах и помните, что настоящая жизнь не там, в виртуальном пространстве, а здесь, на земле, среди людей, которые так нуждаются в ваших настоящих слове, деле, любви и участии.
Иерей Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино:
Думаю, что проблема гаджетомании — это очень серьезная проблема, глубину которой мы пока несколько недооцениваем. Что касается моего личного опыта, то в какой-то момент я понял, что трачу огромное количество времени и энергии на то, чтобы заглядывать в социальные сети, читать разные статьи. При этом я не могу правильно оценить, насколько мне нужна та информация, которую я получаю, не фильтрую ее и поэтому невольно отвлекаюсь на незначительные проблемы. Мой мозг включается в каждое сообщение, которое я читаю в фейсбуке или ЖЖ. То есть дополнительно к моим непосредственным семейным и пастырским обязанностям возникают еще десятки проблем, в которые я, быть может, вообще никак не должен включаться. И я для себя решил, что это совершенно недопустимо.
Теперь я никогда не оставляю никаких публичных сообщений в фейсбуке и ЖЖ, ничего не комментирую, а использую аккаунты в этих социальных сетях только для частной переписки. В некоторых случаях это действительно технически удобно, поскольку для части моих знакомых и коллег это самый привычный способ связи. Свою френдленту в фейсбуке я редактирую таким образом, чтобы видеть посты буквально двух-трех человек — именно для того, чтобы, когда я эту ленту почти случайно открываю, не отвлекаться на ненужную для меня информацию. Не потому, что ко всем остальным я плохо отношусь, а потому, что всю информацию невозможно вместить и это никому не приносит никакой пользы. Обо всем действительно важном люди мне расскажут и, если возникла какая-то проблема, спросят совета. Я очень рекомендую всем делать так же — тогда жизнь становится намного проще, высвобождается много сил, чтобы заниматься более полезными вещами.
Отдельная тема — гаджеты и дети. Мои старшие дети обычно смотрят кино на компьютере, общаются со своими знакомыми. Однажды я попросил сына связаться с одной его сверстницей и дал ему телефон, на что он сказал: «Папа, ну что ты, сейчас никто по телефону не звонит, мы только через фейсбук переписываемся». Я стараюсь как-то их в этом ограничивать, прошу, призываю заняться чем-то другим. Если вижу, что не помогает, отнимаю у детей компьютер.
Старшие все-таки умеют себя немного ограничивать. Например, они отказались от смартфонов и ходят с самыми простыми и дешевыми телефонами, хотя у них была возможность иметь более современные модели. Это было их желание, и я их в этом поддержал.
С младшим ребенком нам пришлось немножко повоевать. Видимо, это слабость, которая имеет корни в том числе и в среде общения. Если в школе все сидят в гаджетах, то и другому ребенку тоже хочется быть включенным в эту деятельность. И вот, сын сидел, подолгу играл в телефоне, а в его случае это плохо отразилось на зрении. Сейчас у нас действует категорический запрет на пользование телефоном. Сын этот запрет принял, и теперь, даже когда сверстники дают ему поиграть в телефон, он говорит: «Мне нельзя, мне родители не разрешают, у меня болят глаза».
Я призываю родителей внимательно наблюдать за тем, как дети пользуются гаджетами, чтобы вовремя забить тревогу. Думаю, что в каких-то случаях требуется жесткое родительское решение, что ребенок не может пользоваться устройством больше часа в день или больше десяти минут в день и только с разумными целями, например, если это нужно для учебы, для связи с каким-то знакомым. А если человек часами сидит и играет в игры в телефоне, то это может привести к очень тяжелым последствиям и для физического, и для душевного, и для духовного развития.
Иерей Александр Волков, клирик храма святой мученицы Татианы при МГУ, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха:
Моя жизнь очень тесно связана со смартфоном, поскольку существенная часть работы осуществляется при помощи телефона (проверка почты, общение с сотрудниками, просмотр документов и тому подобное). Современная техника позволяет быть автономным и оперативным вне зависимости от места, в котором ты находишься. Лично я не вижу для себя проблемы чрезмерной власти смартфона над моей жизнью. Игр на телефоне нет, иногда я читаю с его помощью книги. На ночь телефон обычно не выключаю. У детей никаких гаджетов нет и не будет. Максимум — кнопочные телефоны.
Елена Жосул, заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью историко-филологического факультета РПУ Иоанна Богослова:
Информационная перегрузка — одна из новых социальных и психологических болезней нашего времени. Растущая скорость и качество мобильного интернета, появление новых недорогих моделей смартфонов и планшетов, социальные сети как основное место досуга и общения молодежи… В результате мы сталкиваемся с пугающими цифрами статистики, свидетельствующи
ми о растущей зависимости всё большего числа людей от бесконечных прогулок по сети. Активный интернет-пользов атель в течение суток смотрит в экран своего гаджета в среднем 200 (!) раз. Смартфон как будто становится новым органом человеческого тела, его медийным продолжением… Что на выходе? Рассредоточенное внимание, снижение способности концентрироватьс
я на решении конкретных задач, ухудшение памяти. Современные гаджетоманы разучиваются читать длинные серьезные тексты — ведь в лентах социальных сетей информация подается в основном в виде картинок и коротких абзацев. Ученые уже окрестили этот феномен «клиповым мышлением». Все эти новые качества, которые человеческая психика вынужденно приобретает в век глобальной информатизации, — однозначно негативное явление. Привыкание к «клиповому» способу потребления и освоения любой информации, поступающей из внешних источников, особенно опасно для детей и подростков. Личностные качества, когнитивные способности подростка еще не до конца сформированы, и пристрастие к гаджетам в юном возрасте может обречь его на судьбу вечно рассеянного, поверхностного и, в конечном счете, несостоявшегося человека.
Как же быть? Для христианина ответ на этот вопрос на самом деле предельно прост. Многовековой опыт духовной аскезы и преодоления своих страстей, который предлагает всем Церковь, — вот главный источник личного решения тех проблем, которые приносит с собой тотальная гаджетомания. Просто в новейшее время к списку традиционных для человека страстей и зависимостей добавляется еще и зависимость от поглощения новой информации, от технических новинок и «примочек».
А раз это — установленная зависимость, то и бороться с ней необходимо путем разумных ограничений. Проверять электронную почту не каждые 15 минут, а дважды в сутки. Отводить на социальные сети четко определенное время в течение дня. Не «кликать» по многочисленным ссылкам на очевидно поверхностные статьи, по возможности не тратить время в интернете впустую, но расходовать его рационально и экономно. Кстати, периоды церковных постов — прекрасная возможность потренироваться в выставлении собственных защитных барьеров на пути уже практически непрерывного информационного потока, который льется на нас с многочисленных экранов.