(1) Специфика представляемой модели заключается, прежде всего, в том, что основной упор в ней сделан на (2) комплексное и непрерывное методическое сопровождение практической деятельности учителей, преподающих учебный курс «Основы православной культуры». Отсутствие, как правило, базового образования, недостаток знаний, профессиональных и личностных компетенций, требует дополнительного участия специалистов в области православной культуры в поддержке преподавания данного учебного курса в общеобразовательных школах. Возникает необходимость создания и развития городской межинституциональной методической службы по сопровождению преподавания в школах учебного курса «Основы православной культуры» с привлечением представителей образования, науки, Русской Православной Церкви, что, в свою очередь, формирует насущную потребность в становлении новой институции, нового вида социально-педагогического служения, требующего особого призвания, за которым сегодня уже закрепилось устойчивое название – общественный методист по ОПК. Общественный методист по ОПК призван сыграть ключевую роль и стать главным связующим звеном в выстраивании долгосрочного практико-ориентированного взаимодействия не только с конкретным педагогом или педагогами, но и с образовательной организацией в целом, в том числе, в части реализации программ духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся на уровнях начального, основного и среднего общего образования.
В Москве институт общественных методистов начал целенаправленно и системно формироваться с 2012 года во взаимодействии с Русской Православной Церковью, кадрового потенциала которой оказалось достаточно для сопровождения не только учебного курса «Основы православной культуры», но и учебных курсов «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». Предлагаемый алгоритм может послужить действенным примером для выстраивания подобных моделей с учетом национально-культурной специфики и возможностей конкретного региона. При храмах столицы из числа штатных сотрудников – специалистов в области истории религий, теологии, культурологии, православной педагогики и психологии – стали создаваться (3) службы общественных методистов, нацеленные на последующую долгосрочную методическую работу со школьными педагогами. Подготовка общественных методистов велась и ведется в режиме создаваемых при викариатствах методических кабинетов при непосредственном участии в их работе методистов Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы. Обучение общественных методистов включает в себя прохождение инструктажей по вопросам преподавания в школе знаний о религии, освоение необходимой нормативно-правовой и программно-методической базы, изучение содержания предметной области ОРКСЭ и учебного курса ОПК. В процессе подготовки определяются примерный функционал общественного методиста, возможные направления и формы взаимодействия со школами, границы взаимной ответственности и полномочий, алгоритмы действий при поступлении индивидуальных и коллективных запросов со стороны педагогов, администрации школ на оказание соответствующей информационной, организационно-методической, консультативной и иной помощи.
После прохождения соответствующей подготовки и процедуры аккредитации списки общественных методистов публикуются на сайте Отдела религиозного образования Московской городской епархии (к настоящему времени аккредитацию в качестве общественных методистов по основам православной культуры получили более 500 представителей московских храмов), а информация о предоставляемых методическими службами храмов образовательных ресурсах, включая весь спектр предлагаемых для совместной реализации в школах воспитательных и культурно-просветительских программ, размещается на официальных сайтах храмов.
Таким образом, при столичных храмах сегодня идет целенаправленный процесс формирования и развития методических служб, работающих в постоянном контакте с городской методической службой в режиме методических кабинетов при викариатствах и готовых на профессиональной основе оказывать квалифицированную консультативную и организационно-методическую помощь школьным учителям в вопросах преподавания основ православной культуры, других учебных курсов предметной области ОРКСЭ, участвовать в разработке и реализации программ дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания школьников разных возрастов.
Деление на викариатства в Москве в целом совпадает с делением на административные округа, поэтому в целях создания единой городской методической службы и планирования долгосрочного сотрудничества методических служб храмов со школами за основу был взят именно (4) территориальный принцип. Заключенное 24 апреля 2012 года между Русской Православной Церковью и Департаментом образования города Москвы Соглашение, предметом которого является сотрудничество в области образования, духовно-нравственного просвещения и гражданско-патриотического воспитания школьников, позволило выстроить взаимодействие по принципу территориальной близости школ к храмам с учетом границ муниципальных районов, то есть в зону ответственности каждого храма включается определенное число находящихся в непосредственной близости к нему школ данного района, с которыми и планируется организация тесного и многолетнего сотрудничества. Объективную сложность при этом представляет неравномерная плотность распределения храмов и школ по муниципальным районам, что при составлении районированной карты «школы – приходы» требует объединения отдельных районов в так называемые «кусты», так чтобы за одним храмом было закреплено оптимальное количество школ.
Для того чтобы перевести взаимодействие по линии «школа – храм» в практическое русло и закрепить знания, полученные в рамках (5) курсов повышения квалификации, ежегодно организуемых для учителей ОПК Городским методическим центром с привлечением представителей викариатств города Москвы, в качестве организационной формы, способной обеспечить долгосрочный характер взаимодействия и устойчивость контактов общественных методистов со школьными педагогами, в каждом из таких «кустов» организована работа ежемесячных постоянно действующих практико-ориентированных семинаров, в задачи которых входит конкретная помощь учителям в подготовке и анализе уроков по ОПК, другим учебным курсам предметной области ОРКСЭ, индивидуальное консультирование, информационно-методическая поддержка, помощь в организации внеурочной деятельности, планирование совместных внешкольных мероприятий. Семинары организуются на базе одной из школ района (куста), которая по согласованию с директором школы выбирается в качестве опорной консультативной площадки. Здесь происходит знакомство и непосредственное общение педагогов с районными (кустовыми) общественными методистами, ведется открытая дискуссия, обсуждаются реальные проблемы, связанные с преподаванием предметной области ОРКСЭ, определяются сферы совместной деятельности, конкретизируются возможности приходов по оказанию методической помощи учителям в реализации программ дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания, планируются темы и сроки проведения ближайших семинаров. Тематика каждого последующего семинара определяется с учетом индивидуальных и коллективных запросов педагогов.
В межсеминарский период ведется совместная работа по реализации в школах района (куста) программ духовно-нравственного воспитания обучающихся, включающая организацию циклов экскурсий, праздников, семинаров, факультативов, культурно-просветительских бесед, тематических классных часов, семейных гостиных, олимпиад, конкурсов, выставок, патриотических, экологических, волонтерских акций и других форм воспитательной деятельности.
Опыт регулярного проведения подобных семинаров в разных административных округах и муниципальных районах столицы выявил массовый и устойчивый запрос педагогов в получении ими регулярной организационно-методической поддержки со стороны представителей Русской Православной Церкви в вопросах преподавания основ православной культуры, зафиксировал значительный рост мотивации к изучению учебного курса ОПК и предметной области ОРКСЭ в целом, стремление к углублению знаний в данной области, что подтверждается, в частности, ежегодным увеличением количества слушателей курсов повышения квалификации учителей ОПК и ежегодным ростом процента выбора учебного курса ОПК родителями обучающихся.
Системный подход к организации методической службы с опорой на территориальный принцип и привлечение кадрового потенциала Русской Православной Церкви к педагогическому служению в качестве общественных методистов позволяет сегодня охватить комплексным методическим сопровождением преподавание учебного курса ОПК во всех столичных школах, способствует формированию педагогической общности и созданию методических объединений учителей ОПК, содействует развитию и укреплению Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, основу которой составляют учителя ОПК, не только прошедшие курсы повышения квалификации при Городском методическом центре, но и получившие аккредитацию со стороны Отдела религиозного образования Московской городской епархии.
Сегодня в Москве при поддержке Департамента образования и науки города Москвы, непосредственном участии методистов Городского методического центра и представителей Русской Православной Церкви создана (6) единая городская межинституциональная методическая служба по сопровождению преподавания в столичных школах предметных областей ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) и ОДНКНР (Основы духовно-нравственной культуры народов России) и реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся. Для организации системного взаимодействия определен единый методический день – среда. Каждую 4-ю среду месяца проводятся методические совещания с участием ответственных представителей викариатств на городском уровне. Каждую 2-ю среду месяца – совещания в режиме методических кабинетов при викариатствах на окружном уровне. Каждая 3-я среда месяца предполагает проведение открытых ежемесячных постоянно действующих семинаров для учителей ОПК с участием общественных методистов по муниципальным районам.
В ходе сегодняшней конференции в последующих выступлениях мы постараемся показать различные стороны и особенности реализации представляемой модели сопровождения преподавания учебного курса ОПК в каждом из 11 административных округов столицы, рассказать о совместных с Русской Православной Церковью образовательных проектах и, по завершении конференции, предлагаем всем ее участникам, прежде всего представителям епархиальных отделов религиозного образования, включиться в реализацию совместного межрегионального пилотного проекта по совершенствованию данной модели, наполнению ее региональными практиками в сотрудничестве с методическими службами при викариатствах города Москвы. Давайте работать вместе.
С материалами конференции «Моделирование социокультурного системного развития школы. Проект ‟Будущее наследие”» в рамках Международных рождественских образовательных чтений, где представлен московский опыт сопровождения преподавания учебного курса «Основы православной культуры» при участии Русской Православной Церкви можно ознакомиться тут: