Преподавание православной культуры (ОПК) и духовно-нравственное воспитание в школе в связи с обновлением ФГОС начального и основного общего образования. Рекомендации. 18.07.2021.
С 16 июля 2021 г. вступили в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденные приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 и № 287 взамен действовавших (с изменениями и дополнениями) ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 и ФГОС ООО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. Обновленные ФГОСы содержат новые материалы, связанные с преподаванием в общеобразовательных организациях православной культуры (ОПК), воспитанием школьников. Рекомендации по использованию новых ФГОС НОО и ООО предназначены для сотрудников епархиальных ОРОиК, церковных специалистов, занятых в сфере реализации церковных полномочий в преподавании в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях учебных предметов, курсов, модулей православной культуры (ОПК), педагогов, учителей православной культуры.
1. Преподавание православной культуры и духовно-нравственное воспитание школьников на уровне начального общего образования.
Преподавание православной культуры (ОПК) на уровне начального общего образования осуществляется в рамках обязательной предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
В новом ФГОС НОО в целом сохранились нормативные условия реализации ОРКСЭ, преподавания ОПК в рамках ОРКСЭ, установленные в предыдущей редакции стандарта. Основные материалы по ОРКСЭ, ОПК в ОРКСЭ содержатся в разделах 32.1 и 43.6 ФГОС НОО.
В разделе 32.1 об учебном плане программы начального общего образования указано:
«В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули):
Предметные области | Учебные предметы (учебные модули) |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики:
учебный модуль: «Основы православной культуры»; учебный модуль: «Основы иудейской культуры»; учебный модуль: «Основы буддийской культуры»; учебный модуль: «Основы исламской культуры»; учебный модуль: «Основы религиозных культур народов России»; учебный модуль: «Основы светской этики» |
Здесь «Основы религиозных культур и светской этики» названы и предметной областью, и учебным предметом (в правой колонке таблицы), как и в предыдущем варианте ФГОС НОО. В добавление к этому в правой колонке перечислены учебные модули.
Далее в комментарии указано:
«При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».
Таким образом, в новом ФГОС НОО положение о выборе изучения одного из «учебных модулей» ОРКСЭ по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, а также перечисление названий этих учебных модулей — включено в основной текст ФГОС НОО, что закрепляет принцип преподавания религиозных культур и светской этики в школе по выбору родителей, семьи школьника. В предыдущем ФГОС НОО состав предметной области ОРКСЭ был указан в сноске (включенной в ФГОС НОО только в 2012 г.): «*По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики».
В предложениях, направленных в Министерство в процессе разработки новых ФГОС участниками Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР, поддержанных представителями всех российских религиозных организаций — участников образования по ОРКСЭ, для обозначения состава предметной области ОРКСЭ предлагалось использовать термин «учебные предметы». В новом ФГОС НОО, к сожалению, для обозначения ОПК и других предметов по выбору в рамках ОРКСЭ, использовано понятие «учебные модули».
Наименование ОПК «учебным модулем», а не «учебным предметом» негативно отражается на статусе учителя православной культуры, статусе самого этого учебного предмета в школе, в том числе при подготовке учителей в разных формах, проведении предметных олимпиад и др. Это касается и всех других «модулей», в том числе по основам светской этики. На данный момент в принятом ФГОС НОО эта проблема не решена.
Можно обратить внимание на включенные в новые ФГОСы определения учебного предмета, курса, модуля (п. 6 в ФГОС НОО, п. 5 в ФГОС ООО). С учетом их содержания определение учебного предмета вполне соответствует православной культуре (ОПК). Как учебный предмет православная культура имеет свои дидактические особенности, изучается обучающимися разного возраста, отражает предмет соответствующей науки (для предмета по православной культуре в средней школе можно говорить о соответствии его содержания православной христианской теологии, признанной научной дисциплиной). По данному в ФГОС НОО определению «учебный модуль» понимается как относительно самостоятельный тематический блок учебного предмета или учебного курса, либо нескольких взаимосвязанных разделов (п. 5.1 ФГОС НОО). Но «модули» ОРКСЭ не составляют «тематических блоков» какого-то учебного предмета или курса, изучаются обучающимися не все, последовательно, а только один, по выбору. Все они имеют каждый своё, особое предметное содержание, дидактические особенности его освоения, особые образовательные задачи. Некорректным является и наименование ОРКСЭ «учебным курсом», «комплексным учебным курсом» (в новом ФГОС НОО не используется), и наименование ОРКСЭ «учебным предметом».
В своей профессиональной деятельности, в церковных образовательных материалах, документах церковным специалистам рекомендуется использовать в отношении православной культуры (ОПК) в школе наименование «учебный предмет» за исключением только тех случаев, когда необходима прямая ссылка на текст ФГОС НОО. Учебный предмет «Православная культура (ОПК)» имеет зафиксированное и согласованное Церковью и государством содержание (Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», 2002 г.), в Синодальном отделе подготовлены для включения в Федеральный реестр образовательных программ примерные образовательные программы по православной культуре (ОПК) по уровням общего образования. Эти материалы являются содержательной основой для разработки учебно-методического обеспечения преподавания православной культуры по уровням общего образования, годам обучения, при подготовке учителей, новых учебников и пособий.
В соответствии с предложениями участников Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР в новом ФГОС НОО изменено название сравнительно-религиоведческого учебного модуля ОРКСЭ: вместо названия «Основы мировых религиозных культур» — «Основы религиозных культур народов России». Это более точное название данного предмета (модуля), поскольку изначально, при его включении в ОРКСЭ (тогда ОДНКНР) в 2009 году имелось в виду изучение основных религиозных традиций в Российской Федерации, религиозных культур народов России (фактически православие, ислам, буддизм, иудаизм), а не всех религий в мире или только «мировых религий». Соответственно, в образовательных материалах по данному модулю не должны присутствовать материалы по другим, не российским религиям, по «древним религиям» и т.п.
В разделе 43 «Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы (учебные модули)» в подразделе 43.6 представлены предметные результаты по ОРКСЭ.
В начале подраздела дублируется положение о преподавании основ религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника:
«По выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» изучаются учебные модули: «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России» или «Основы светской этики»».
Далее указано:
«Предметные результаты по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» должны обеспечивать:
43.6.1. По учебному модулю «Основы православной культуры»:
1) понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;
2) формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
3) осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы православной культуры;
4) формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучения религии (православного христианства), называть основателя и основные события, связанные с историей ее возникновения и развития;
5) знание названий священных книг в православии, умение кратко описывать их содержание;
6) формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей православных культовых сооружений, религиозных служб, обрядов и таинств;
7) построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
8) понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния православной религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей;
9) овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;
10) понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
11) формирование умений объяснять значение слов: «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;
12) умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в православной культуре, истории России, современной жизни;
13) открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства».
Аналогичные требования сформулированы и по другим учебным модулям ОРКСЭ. Данные перечни согласованы друг с другом, наряду со специфическими позициями содержат общие позиции. В отношении их содержания следует указать, что, включение в ФГОС НОО формулировок требований к предметным результатам образования отдельно по каждому из «учебных модулей» (предметов) по выбору — является правильным, необходимым. Предложения об этом, о такой детализации, имея в виду, что в предыдущем ФГОС НОО требования были сформулированы только в целом к предметной области ОРКСЭ, неоднократно направлялись в Министерство в процессе разработки новых ФГОС. Таким образом, это предложение было учтено при подготовке нового ФГОС НОО.
В части оценки формулировок наиболее значимые, конкретные из них (3-6, 8, 12) связаны с освоением школьниками в процессе обучения по ОПК определенных знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с формированием их православной христианской культурной идентичности, ориентации на православную нравственную культуру. В знаниевом аспекте наиболее важны позиции, связанные с формированием умений рассказывать об основных особенностях вероучения религии (православного христианства), называть основателя и основные события, связанные с историей её возникновения и развития; знать названия священных книг в православии, умение кратко описывать их содержание; умения называть и составлять краткие описания особенностей православных культовых сооружений, религиозных служб, обрядов и таинств.
В воспитательном аспекте наиболее значимая позиция 3): «осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы православной культуры;». Остальные позиции имеют общее образовательное, воспитательное, развивающее значение, поэтому повторяются в перечнях по другим «учебным модулям» ОРКСЭ.
Следует указать, что данный перечень в таких формулировках не вполне отвечает задаче определения предметных результатов образования по ОПК в ОРКСЭ, не обеспечивает адекватной оценки знаний школьников по ОПК в соответствии с изучаемым ими содержанием. Позиции 4-6 недостаточно конкретизированы, не определено какие конкретно «основные особенности» православного вероучения, православных культовых сооружений, «основные события», связанные с историей православия, должны знать школьники и т.д. В последнем перед утверждением новых ФГОС опубликованном проекте ФГОС НОО 2019 г., в дополнение к этим обобщённым формулировкам предметных результатов, были включены (в приложениях) детализированные до необходимой степени «Требования к предметным результатам освоения учебных модулей предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», выносимым на промежуточную аттестацию». Это было обусловлено необходимостью исполнения поручения (от 15.12.2014 № Пр-2876, п. 5) Президента Российской Федерации В.В. Путина о возвращении в государственные образовательные стандарты общего образования обязательного содержания образования по основным общеобразовательным программам, в том числе по учебным предметам. В принятой редакции ФГОС НОО указанные приложения с детализированными требованиями к предметным результатам образования (по всем учебным предметам) — отсутствуют, исключены. Возможно, эти материалы будут включены в новые, обновленные примерные образовательные программы начального общего образования. Детализированные требования, включенные в указанный проект ФГОС НОО 2019 г. (размещен на сайте СОРОиК), рекомендуется использовать в работе при подготовке в епархиях, регионах образовательных материалов, профессиональных образовательных программ для учителей, контрольно-измерительных материалов для учащихся по ОПК в ОРКСЭ, как это указано в комментарии к данному проекту, в качестве методического материала.
В начальной школе преподавание православной культуры (ОПК) может также осуществляться за рамками предметной области ОРКСЭ в 4-м классе, в части программы начального общего образования, формируемой участниками образовательных отношений за счёт включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией (п. 32.1 ФГОС НОО). Как и до утверждения нового ФГОС НОО, это могут быть учебные курсы по православной культуре в урочной форме, занятия в рамках внеурочной деятельности по разным годам обучения в начальной школе с использованием (в урочной форме) учебных пособий, допущенных для использования в общеобразовательных организациях согласно статьи 18 (ч. 4, п. 2) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и приказа Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». В перечень включены издательства, выпускающие учебные пособия учебно-методических комплексов (УМК) по Основам православной культуры А. В. Бородиной (№ 7 в перечне), по Православной культуре Л. Л. Шевченко (№ 40 в перечне), другие, в том числе региональные, издательства, также выпускающие учебные пособия по православной культуре, которые могут использоваться в школе.
В части программы начального общего образования, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе в урочной форме, учебные курсы преподаются «…с целью удовлетворения различных интересов обучающихся… а также учитывающие этнокультурные интересы» (ФГОС НОО, п. 32.1). До закрепления гарантий преподавания православной культуры (ОПК) не только в 4-х классах, но и по другим годам обучения, введение такого преподавания, занятий по православной культуре (ОПК) в 1-3 классах возможно при выражении запроса родительским сообществом.
Разъяснение таких возможностей, инициирование таких запросов в школах родителями, заинтересованными в изучении их детьми в школе православной культуры (ОПК), в их православном духовно-нравственном воспитании (в частности, в своих этнокультурных интересах), должно включаться в содержание работы церковных специалистов, епархиальных ОРОиК в своих регионах, на своих территориях. Прежде всего, с родительским сообществом, а также с администрациями школ и педагогами.
В части содержания, условий духовно-нравственного воспитания школьников в новом ФГОС НОО обновлены требования к программе воспитания в образовательной организации, сформулированы положения о «духовно-нравственном воспитании» в разделе о личностных результатах освоения школьниками программы начального общего образования:
«41. Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
41.1. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
… 41.1.2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям».
В отношении этих формулировок следует исходить из понимания, что до сих пор в государственных нормативных документах, образовательных стандартах не зафиксировано определённое, корректное понимание духовно-нравственного воспитания, его содержания и специфики, отличающей его от воспитания вообще, других направлений воспитания. Духовно-нравственное воспитание трактуется, формулируется в положениях, не отражающих и не характеризующих его содержание и специфику, особенности реализации в государственной и муниципальной школе — в общих формулировках «о нравственности», как это дано и в новом ФГОС НОО (признание индивидуальности, проявление сопереживания, доброжелательности и т.п.).
Специфика духовно-нравственного воспитания состоит в воспитании на основе определённой духовно-нравственной культуры (в ОРКСЭ конкретно — религиозных культур народов России: православной, исламской, буддийской, иудейской), на основе соответствующего мировоззрения и системы морали, с ориентацией личности на нравственный идеал и высшие, смысложизненные ценности в конкретной духовно-нравственной культуре, традиции, с целью приобщения к этой духовно-нравственно культуре, традиции.
Специфика духовно-нравственного воспитания, образования была отмечена в методическом материале Минобрнауки России в формулировке одной из задач преподавания религиозных культур и светской этики в школе: «формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи» (Инструктивно-нормативное письмо Минобрнауки России «Об обучении основам религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях» для учителей и организаторов введения курса от 22.08.2012 № 08-250). О специфике духовно-нравственного воспитания при изучении православной культуры, цели православного духовно-нравственного образования как приобщения ребенка к православной культуре, традиции, высказывался Святейший Патриарх Кирилл, обращая при этом внимание на принципиальное отличие задач духовно-нравственного и религиоведческого образования детей в школе: «Также обращаю ваше внимание на то, что в школе иногда при преподавании курса ОПК изучение православной культуры подменяется неким общим религиоведческим курсом, исходящим из секулярного подхода к религии. В этом случае искажается главная цель духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребёнка к традиции, в которой живет его семья» (Выступление на XX Международных Рождественских образовательных чтениях).
Особенности духовно-нравственного воспитания в государственной и муниципальной школе определяются его спецификой. Оно осуществляется: исключительно на добровольной основе, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, имеющих по закону преимущественное право на их воспитание своих детей перед всеми другими лицами; с учётом принципа вариативности (православное, исламское и др. в рамках ОРКСЭ); с участием соответствующих религиозных организаций, обеспечивающих идентичность содержания образования (воспитания и обучения) вероучению, историческим и культурным традициям религиозной организации (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ч. З ст. 87). Духовно-нравственное воспитание в школе, конкретно православное христианское духовно-нравственное воспитание при изучении православной культуры (ОПК), не предусматривает только так называемого «обучения религии» — «подготовки обучающихся к участию в богослужениях, обучения религиозной практике в религиозной общине» (письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 № 08-250).
При отсутствии пока в ФГОС НОО определения специфики духовно-нравственного воспитания, духовно-нравственного образования (воспитания и обучения), использование формулировок ФГОС НОО о духовно-нравственном воспитании, как нормативного документа, может дополняться в образовательных программах образовательных организаций, в рабочих программах воспитания, рабочих программах педагогов указанными выше положениями, формулировками, характеризующими специфику содержания, целеполагания и условий духовно-нравственного воспитания школьников, конкретно православного христианского духовно-нравственного воспитания.
В новом ФГОС НОО обновлены материалы, относящиеся к воспитанию в общеобразовательной организации, в частности требования к структуре рабочей программы воспитания в образовательной организации:
«31.3. Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы начального общего образования.
Рабочая программа воспитания может иметь модульную структуру и включать:
анализ воспитательного процесса в Организации;
цель и задачи воспитания обучающихся;
виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей;
систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой Организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе».
В предыдущем ФГОС НОО структура рабочей программы воспитания соответствовала примерной программе воспитания, включенной в Федеральный реестр образовательных программ в 2020 году, в соответствии с которой в настоящее время в школах перерабатываются образовательные программы, программы воспитания. В новом ФГОС НОО эта структура изменена, особенно первое и последнее из четырёх требований к структуре рабочей программы воспитания. Указанная примерная программа воспитания 2020 г. разработана одна на все уровни школы — начальное, основное, среднее общее образования. В ее содержании практически не отражены специфика и содержание духовно-нравственного воспитания, слабо представлены ценностно-целевые основы гражданско-патриотического воспитания. С учётом нового ФГОС НОО, возможно, в Федеральный реестр будут включены и другие примерные программы воспитания, тогда в образовательных организациях можно будет выбирать какую из них брать за основу рабочей программы воспитания. При этом сохраняется только требование ФГОС НОО, чтобы в структуре данной программы были отражены указанные четыре раздела. Это значимо для понимания участия в разработке образовательных программ, рабочих программ воспитания в образовательных организациях церковных специалистов, что возможно в формате взаимодействия образовательных организаций с религиозными организациями как одним из социальных институтов воспитания, их представителями, в том числе согласно заключённым договорам, соглашениям о сотрудничестве между школами и церковными организациями (приходами, епархиями и др.).
Также церковные специалисты в епархиях могут принимать участие в подготовке методических рекомендаций, материалов по вопросам воспитания, духовно-нравственного воспитания в соответствии с новым ФГОС НОО для образовательных организаций в муниципальном образовании, в регионе.
В такой работе необходимо максимально отражать содержание и специфику духовно-нравственного воспитания школьников при изучении православной культуры, а также вопросы взаимодействия, социального партнёрства школы и Церкви, церковных организации в воспитании и обучении школьников. В конкретной работе в школах, при наличии такой возможности, по разработке, обновлению рабочей программы воспитания, образовательной программы в целом, целесообразно обогащать содержание этих программ материалами по духовно-нравственному воспитанию, отражать взаимодействие школы в воспитании и обучении с церковными организациями как социальными партнерами. Возможно, в форме отдельного вариативного содержательного модуля в рабочей программе воспитания, с названием, условно, «Духовно-нравственное образование», «Социальное партнерство», что предусмотрено указанной примерной программой 2020 г., а также в ежегодном календарном плане воспитательной работы, который также стал обязательной частью школьной документации.
2. Преподавание православной культуры и духовно-нравственное воспитание школьников на уровне основного общего образования.
Преподавание православной культуры (ОПК) на уровне основного общего образования в настоящее время может осуществляться в рамках обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), а также за рамками ОДНКНР по всем годам обучения в 5-9-х классах.
В новом ФГОС ООО, в целом, сохранились нормативные условия реализации ОДНКНР как обязательной предметной области, условия преподавания православной культуры (ОПК). Новый ФГОС ООО не изменяет условий преподавания православной культуры (ОПК) в части программы основного общего образования, учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и за рамками ОДНКНР «за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией» (п. 25 ФГОС ООО).
Таким образом, учебные предметы, курсы православной культуры (ОПК) в соответствии с новым ФГОС ООО могут преподаваться в 5-9-х классах в предметной области ОДНКНР, а также вне ОДНКНР в части программы основного общего образования, учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в урочной форме (с учётом установленных норм максимальной учебной нагрузки обучающимся). В то же время, проблема полноценного преподавания, гарантий преподавания православной культуры (ОПК) на уровне основного общего образования, в 5-9 классах средней школы, аналогично гарантиям преподавания ОПК в ОРКСЭ в 4 классах, с принятием нового ФГОС ООО — пока не решена, сохраняет актуальность.
В новом ФГОС ООО сохраняется и правовая коллизия, противоречие, заключающееся в положении ОДНКНР в ФГОС ООО как обязательной предметной области (п. 33.1) и отсутствием ОДНКНР в обязательной части примерных учебных планов основного общего образования в актуальной, последней по времени одобренной примерной основной образовательной программе основного общего образования (ПООП ООО) принятой в 2015 г. (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020).
Возможно, предметная область ОДНКНР будет включена в обязательную часть примерных учебных планов основного общего образования для общеобразовательных организаций в новых примерных образовательных программах основного общего образования с указанием классов, учебных годов реализации, учебной нагрузки по годам обучения.
Основные материалы по предметной области ОДНКНР содержатся в разделах 33.1 и 45.8 нового ФГОС ООО.
В разделе 33.1 об учебном плане программы начального общего образования указано:
«В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области и учебные предметы:
Предметные области | Учебные предметы |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | — |
Прочерк в правом столбце таблицы означает, что, как и в предыдущей редакции ФГОС ООО, составляющие предметную область ОДНКНР учебные предметы — не названы, не определены. Сохраняется ситуация, описанная в методических рекомендациях Минобрнауки России по ОРКСЭ и ОДНКНР: «В ФГОС основного общего образования… включена обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Содержание предметной области не раскрыто, составляющие её учебные предметы не названы» (Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях»).
Это ещё одна правовая коллизия, противоречие, сохраняющееся и в новом ФГОС ООО: наличие обязательной предметной области ОДНКНР в ФГОС ООО и отсутствие её конкретного наполнения, перечня составляющих её учебных предметов. Причина этого известна: отсутствие до сих пор решения о расширении преподавания религиозных культур и светской этики по выбору на уровне основного общего образования, в 5-9 классах, затягивание этого решения уже почти 10 лет, после включения в школьную программу предметной области по религиозным культурам и светской этике.
Согласно известной позиции Русской Православной Церкви, поддержанной религиозными организациями российских мусульман и буддистов, в рамках ОДНКНР должно быть обеспечено преемственное с ОРКСЭ в начальной школе, гарантированное преподавание религиозных культур и светской этики по выбору семьи, родителей школьника (с возможным изменением названия предметной области на «Религиозные культуры и светская этика»). В том числе, гарантированное, по выбору преподавание учебного предмета «Православная культура».
Также согласно позиции Русской Православной Церкви в рамках ОДНКНР недопустимо введение «некоего общего предмета «по духовно-нравственной культуре», всем религиям вместо преподавания религиозных культур по выбору», как это конкретно подчёркивается в соответствующем документе, комментарии СОРОиК.
Далее в разделе 33.1 относительно ОДНКНР указано:
«При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого Организацией».
В данный «перечень» учебных курсов в предметной области ОДНКНР, которые должна предлагать школа, образовательная организация родителям обучающихся в ней детей, может и должен включаться учебный курс по православной культуре (ОПК), учебно-методическое обеспечение для которого допущено для использования в общеобразовательных организациях.
Это учебные курсы (с соответствующими учебниками, пособиями) для 5, 6 и последующих классов на уровне основного общего образования:
1) на основе учебников (учебно-методических комплексов) по православной культуре (ОПК), включенных в актуальный Федеральный перечень учебников (раздел 2.1.2.2 в Федеральном перечне учебников по приказу Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254);
2) на основе учебных пособий по православной культуре (ОПК), допущенных для использования в школах по приказу Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 (изданных в организациях, включённых в перечень организаций по данному приказу).
Конкретные рекомендации по учебно-методическому обеспечению преподавания православной культуры (ОПК) на уровне основного общего образования изложены в подготовленных ранее и размещённых на сайте Синодального отдела соответствующих Рекомендациях по данному вопросу. Информация о имеющихся учебниках, пособиях также представлена в Перечне таких учебников, пособий. Данные материалы следует использовать с учётом обновления учебно-методического обеспечения для преподавания православной культуры в школе, в том числе в 5-9 классах (выход в 2021 г. новых учебных пособий для преподавания православной культуры в 6, 7 классах в издательстве «Русское слово», новых региональных пособий и др.).
Указание в разделе 33.1 (также ниже в разделе 45.8) — «по заявлению обучающихся…» — является ошибочным. В 5-9 классах обучаются дети, несовершеннолетние, и они не имеют права выбирать учебные курсы духовно-нравственной воспитательной направленности, прежде всего по закону (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 87, ч. 2). ФГОС НОО не может противоречить федеральному закону, выбор учебного курса в предметной области ОДНКНР для своих детей, обучающихся должны осуществлять только их родители (законные представители).
Во избежание возможных некорректных трактовок требований ФГОС ООО по реализации ОДНКНР следует указать, что фраза в разделе 33.1: «по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов… из перечня, предлагаемого Организацией» — не может трактоваться как указание на обязательный выбор всеми родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся в конкретном классе или в школе, в Организации в целом только одного учебного курса в рамках ОДНКНР. В таком случае не было бы необходимости для школы, Организации предлагать родителям обучающихся «перечень» таких учебных курсов.
Родители (законные представители) обучающихся в школе, в классе могут, имеют право выбирать разные учебные курсы, в том числе учитывающие их этнокультурные интересы. Важно, чтобы в каждой школе и в каждом классе была обеспечена возможность выбора родителями изучения учебных курсов по православной культуре (ОПК) в 5, 6 и последующих классах на уровне основного общего образования.
Важно отметить, что выбор родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся одного из учебных курсов в предметной области ОДНКНР из предлагаемого Организацией (школой) перечня осуществляется «по заявлению», т.е. он должен быть зафиксирован, должно быть письменное заявление о выборе, аналогичное тому, которое оформляется при выборе предметов (модулей) в ОРКСЭ.
Это является подтверждением того, что ОДНКНР преемственная предметная область с ОРКСЭ в начальной школе, она предусматривает выбор учебного курса духовно-нравственной воспитательной направленности, с учетом специфики духовно-нравственного образования, воспитания, о которой было сказано выше. Именно поэтому выбирать такой учебный курс, направленный на «формирование ценностно-смысловой сферы личности школьника с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей его семьи» (см. выше о специфике духовно-нравственного воспитания), должны родители обучающегося, имеющие преимущественное право на его воспитание перед всеми другими лицами.
Все учебные предметы, курсы по православной культуре (ОПК) как в рамках ОДНКНР, так и за рамками ОДНКНР, преподаются в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Данная часть учебного плана, как указано в ФГОС ООО, предназначена, в частности, для: «обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся… с целью удовлетворения различных интересов обучающихся… учитывающие этнокультурные интересы…» (п. 33.2 ФГОС ООО).
В связи с этим, до закрепления гарантий преподавания православной культуры (ОПК) по выбору в 5-9 классах, введение в школах преподавания курсов православной культуры в урочной форме, занятий по православной культуре в рамках внеурочной деятельности стимулируется, возможно при выражении запроса родительского сообщества на такое преподавание, на такие занятия. Разъяснение таких возможностей, инициирование таких запросов в школах родителями, заинтересованными в изучении их детьми в школе православной культуры (ОПК), в их православном духовно-нравственном воспитании (в частности, в своих этнокультурных интересах), также должно включаться в содержание работы церковных специалистов, епархиальных ОРОиК в своих регионах, на своих территориях. Прежде всего, в работе с родительским сообществом, а также с администрациями школ и педагогами.
Таким образом, вопрос о преподавании в рамках ОДНКНР одного или нескольких учебных курсов по выбору по православной культуре (ОПК) на уровне основного общего образования, в 5-6 и далее классах, остаётся формально в компетенции образовательной организации, а практически в существенной мере зависит от желания, решений родителей, родительского сообщества чтобы их дети продолжали изучение православной культуры, начатое в 4 классах далее, в 5 и последующих классах школы.
В разделе 45.8 ФГОС ООО сформулированы предметные результаты освоения программы основного общего образования по ОДНКНР:
«45.8. Предметные результаты по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должны обеспечивать:
1) понимание вклада представителей различных народов России в формирования ее цивилизационного наследия;
2) понимание ценности многообразия культурных укладов народов, Российской Федерации;
3) поддержку интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской Федерации;
4) знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации;
5) формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;
6) осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;
7) формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов Российской Федерации».
Здесь же далее указано:
«Предметные результаты по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» конкретизируются Организацией с учетом выбранного по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией, учебного курса (учебного модуля) по указанной предметной области, предусматривающего региональные, национальные и этнокультурные особенности региона».
Таким образом, в образовательных организациях предметные результаты по предметной области ОДНКНР при изучении, преподавании в рамках ОДНКНР в 5-х, 6-х и далее классах учебных курсов по православной культуре (ОПК) должны конкретизироваться с учётом содержания образования, воспитания и обучения по православной культуре, изучаемых конкретно в этой школе учебных курсов, преподаваемых с использованием учебников по православной культуре (ОПК) из Федерального перечня учебников или учебных пособий, изданных организациями из перечня по приказу Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 (или по преемственному к нему приказу; данный перечень организаций периодически обновляется, вскоре может выйти обновлённый).
Такую работу, по детализации в рабочих программах учебных курсов предметных результатов по ОДНКНР с учётом выбранных и изучаемых в школе учебных курсов может делать педагог или педагоги, преподающие эти учебные курсы. Если это курс или курсы по православной культуре (ОПК), то указанный в ФГОС НОО перечень предметных результатов из семи позиций должен быть конкретизирован и дополнен с учётом содержания учебных курсов (курса) по православной культуре (ОПК) — в части получаемых школьниками знаний по православной культуре, умений, навыков, других предметных результатов образования, именно по православной культуре.
Также, как и в разделе 33.1, во избежание возможных некорректных трактовок требований ФГОС ООО по реализации ОДНКНР следует указать, что фраза в разделе 45.8: «с учетом выбранного по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией, учебного курса (учебного модуля) по указанной предметной области, предусматривающего региональные, национальные и этнокультурные особенности региона» не может трактоваться как указание на обязательный выбор в рамках ОДНКНР только одного учебного курса в конкретном классе или в Организации в целом. В таком случае не было бы необходимости для школы, Организации предлагать родителям обучающихся перечень таких учебных курсов. Родители (законные представители) обучающихся в классе, школе могут выбирать разные учебные курсы, в том числе курсы, учитывающие их этнокультурные интересы.
Важно, чтобы в каждой школе и в каждом классе, где обучаются дети, родители которых могут быть заинтересованы в выборе изучения православной культуры, православном духовно-нравственном воспитании своих детей в 5-х, 6-х и последующих классах (особенно если их дети по их выбору изучали ранее ОПК в ОРКСЭ в 4-м классе) была обеспечена возможность такого выбора. В практическом плане в епархиях необходимо, во взаимодействии с органами управления образованием, администрациями школ, организовать работу так, чтобы в каждой школе, в которой ОПК изучался в 4-х классах, в конце учебного года была организована возможность для родителей сделать выбор, выразить свою потребность в дальнейшем преподавании их детям православной культуры (ОПК) в 5-х, 6-х и т.д. классах в рамках ОДНКНР, оформить свой выбор учебного курса по православной культуре (ОПК) в школе на специальном родительском собрании по этому вопросу в школе или иначе, но также письменным заявлением в администрацию школы.
Соответственно, в школах должны иметься, быть созданы ресурсы учебников, пособий по православной культуре (ОПК) для 5-х, 6-х и др. классов, иметься учителя, которые преподавать эти курсы. Последнее ставит задачу подготовки таких учителей (уже не учителей начальной школы, а учителей-предметников) в разных формах, минимально в форме повышения квалификации на 144 часа или более, что требует интенсификации этой работы в регионах, епархиях.
Минимальный объём преподавания в урочной форме в предметной области ОДНКНР для выставления отметки по ОДНКНР в аттестат о получении основного общего образования также составляет не менее 64 часов, как это было указано в методических рекомендациях Минобранауки России (Письмо от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях», п. 5).
В части содержания, условий духовно-нравственного воспитания школьников в новом ФГОС ООО, как в ФГОС НОО, сформулированы положения о «духовно-нравственном воспитании» в разделе о личностных результатах освоения школьниками программы основного общего образования:
«42.1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
… 42.1.3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства».
В отношении этих формулировок, как было сказано выше об аналогичных формулировках в ФГОС НОО, следует исходить из понимания, что в государственных нормативных документах, образовательных стандартах в настоящее время не зафиксировано определённое, корректное понимание духовно-нравственного воспитания, его содержания и специфики, отличающей его от воспитания вообще, других направлений воспитания. Духовно-нравственное воспитание и в ФГОС ООО трактуется, формулируется в положениях, не отражающих и не характеризующих его содержание и специфику, особенности реализации в государственной и муниципальной школе. Здесь: в общих формулировках о готовности личности оценивать своё поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм (каких именно?), ориентации на моральные ценности и нормы в ситуации нравственного выбора (какие именно ценности и нормы?) — бессодержательные, неконкретные, абстрактные положения.
Как и в использовании ФГОС НОО, при отсутствии пока в ФГОС ООО определения специфики духовно-нравственного воспитания, духовно-нравственного образования (воспитания и обучения), использование формулировок ФГОС ООО о духовно-нравственном воспитании, как нормативного документа, может дополняться в образовательных программах образовательных организаций, в рабочих программах воспитания, рабочих программах педагогов указанными выше в разделе о ФГОС НОО положениями, формулировками, характеризующими специфику содержания, целеполагания и условий духовно-нравственного воспитания школьников, конкретно православного христианского духовно-нравственного воспитания.
В новом ФГОС ООО, как и в ФГОС НОО, обновлены материалы, относящиеся к воспитанию в общеобразовательной организации, требования к структуре рабочей программы воспитания:
«32.3. Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования.
Рабочая программа воспитания может иметь модульную структуру и включать:
анализ воспитательного процесса в Организации;
цель и задачи воспитания обучающихся;
виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики модулей;
систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся».
В дополнение к этим требованиям к структуре рабочей программы воспитания в ФГОС ООО включён объёмный текст с позициями о том, что должна обеспечивать рабочая программ воспитания в школе. Среди этих требований можно выделить ряд позиций, имеющих наибольшее отношение к духовно-нравственному воспитанию, преподаванию православной культуры как составляющих воспитательной, образовательной деятельности в школе:
«Рабочая программа воспитания должна обеспечивать:
создание целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную деятельность, реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне Организации, класса, занятия в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
… учет социальных потребностей семей обучающихся;
организацию личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур;
…развитие у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности, конструктивного социального поведения в соответствии с этическими нормами взаимоотношений с противоположным полом, со старшими и младшими, осознание и формирование знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия, принятие ценностей семьи, стремления к духовно-нравственному совершенствованию;».
О реализации рабочей программы воспитания в Организации далее указано:
«Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой Организацией, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе».
В предыдущей редакции ФГОС ООО структура рабочей программы воспитания также соответствовала указанной выше примерной программе воспитания, включенной в Федеральный реестр образовательных программ в 2020 году, в соответствии с которой в настоящее время в школах перерабатываются образовательные программы, программы воспитания. В новом ФГОС ООО, как и в ФГОС НОО, эта структура также изменена, особенно первое и последнее из четырёх требований к её структуре.
С учетом сказанного выше в разделе о ФГОС НОО о содержании данной примерной программы воспитания, возможности включения в Федеральный реестр образовательных программ других примерных программ воспитания в средней школе в целом или конкретно на уровне основного общего образования, также сохраняется только требование ФГОС ООО, чтобы в структуре рабочей программы воспитания в образовательной организации были отражены указанные четыре раздела.
В отношении участия церковных специалистов в разработке в школах образовательных программ, рабочих программ воспитания, календарных планов воспитательной работы, если такие возможности имеются, предусмотрены заключёнными договорами, соглашениями о сотрудничестве епархии и органов управления образованием, церковными организациями и школами, в части работ по образовательной программе основного общего образования, в том числе разработке, обновлению рабочих программ воспитания в школах — актуальны те же рекомендации, которые сформулированы выше в разделе о новом ФГОС НОО.
В режиме социального партнерства Церкви как социального института воспитания и школ, системы образования, церковные специалисты в епархиях также могут принимать участие в подготовке методических рекомендаций, материалов для школ и педагогов, разрабатываемых государственными и муниципальными органами управления образованием, научными и образовательными центрами (ИРО и т.п.) в регионах, епархиях по вопросам преподавания православной культуры (ОПК), воспитания школьников, духовно-нравственного воспитания, подготовки учителей к работе в соответствии с требованиями нового ФГОС ООО, в целом по новым ФГОС в муниципальном образовании, регионе.