1 ноября во Владимире открылся педагогический форум «Русский язык в современном образовательном пространстве». Уже во второй раз его проводят фонд «Русский мир», Российская академия образования (РАО) и Российское общество преподавателей русского языка и литературы.
Форум начался с минуты молчания по погибшим пассажирам российского самолета Airbus A321 «Когалымавиа», выполнявшего рейс 9268 Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, потерпевшего крушение в субботу на Синайском полуострове в Египте.
Заместитель Председателя правления фонда «Русский мир» Сергей Богданов, открывший форум, сообщил о том, что Первый педагогический форум Русского мира, прошедший в Сочи в 2014 году, дал старт нынешнему событию, поскольку сформулировал нынешние задачи.
‒ За год нас стало больше, ‒ заявил Богданов. ‒ А главное ‒ Первый форум продолжал свою работу, итоги которой мы подводим сегодня. Это наша первая задача. Вторая — мы на Втором педагогическом форуме займёмся проектным прогнозированием.
С приветственным словом к участникам обратился заместитель руководителя Администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов. Он заметил, что федеральная программа развития русского языка на 2016-2025 годы принята и на неё было выделено свыше 5 млрд рублей. И эта сумма будет расти. Ведь «именно русский язык сформировал Россию как особую российскую цивилизацию». «Сегодня владение русским языком открывает возможности для самореализации и самосовершенствования, для карьерного роста и просто для знания русской культуры», ‒ заявил Магомедов.
Также на открытии форума выступила губернатор Владимирской области Светлана Орлова:
«Здесь собрался цвет российских преподавателей русского языка и литературы. Ваш труд ‒ это в том числе успехи нашей страны», ‒ сказала глава области, приветствуя всех на владимирской земле.
«Русский мир объединяет миллионы соотечественников. Для нашего Отечества именно русский язык ‒ важнейшая основа, объединяющая народы… Любовь к Родине прививается через язык, через литературные произведения, через историю», ‒ отметила С. Орлова.
Губернатор рассказала о культурном, социальном и экономическом развитии Владимирской области, об истории края и призвала всех участников форума побывать на экскурсиях по Владимиру и Суздалю.
Президент Российской академии образования, президент МАПРЯЛ, президент СПбГУ, Председатель попечительского совета фонда «Русский мир» Людмила Вербицкая в своём выступлении отметила, что «сегодня именно русский язык выступает системообразующим фактором для российского общества в целом». Она назвала ключевые, по её мнению, проекты для обеспечения преподавания русского языка и литературы в школе. Это и возвращение сочинения в экзаменационную систему в школе, и создание Концепции филологического образования в Государственной Думе, которая вскоре будет представлена на общественное обсуждение.
Президент МАПРЯЛ также зачитала приветствие участникам форума от Председателя Правительства России Дмитрия Медведева. В послании в том числе говорится о важности использования современных технологий в образовательном процессе: электронных книг, образовательных и просветительских порталов. Это, по мнению премьера, позволит популяризовать русскую литературу и привлечь новых, а главное молодых читателей.
По благословению Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия в работе Форума принимает участие Заместитель Председателя Синодального ОРОиК игумен Митрофан (Шкурин), которой огласил приветствие главы Синодального отдела.
‒ В этом зале среди столь замечательных ораторов и учёных я почувствовал себя учеником. Потому как эти люди не просто владеют искусством русского языка, эти люди умеют говорить на языке сердца, — отметил в своем выступлении игумен Митрофан (Шкурин). — Время изменилось, в том числе через рост влияния русского слова и русской мысли, которая раскрепостилась и вернулась к своим истокам. И в этом смысле работа Второго педагогического форума ‒ наш шанс расти и развиваться и дальше, через родной язык и культуру.
Завершая церемонию открытия Второго педагогического форума, с приветствием от сената России выступила Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина.
‒ Я горжусь тем, что мой первый диплом ‒ диплом учителя, ‒ сказала Зинаида Драгункина, ‒ а первое место работы ‒ школа. Россия всегда славилась и гордилась своими учителями. Сегодня эти учителя сидят в зале Второго педагогического форума. Это учителя-новаторы, учителя-учёные, учителя, двигающие педагогическую науку и науку Родину любить вперёд.
Она попросила участников форума представить конкретные предложения, которые будут рассмотрены в Госсовете по русскому языку.
На форум собрались 450 педагогов из России и зарубежья, треть участников представляют Владимирскую область. Они обсудят приоритетные задачи по развитию преподавания русского языка и литературы в школе, поделятся с коллегами своим педагогическим опытом, интересными наработками, примут участие в педагогическом конкурсе.
В различных секциях преподаватели примут участие в дискуссиях по широкому кругу вопросов: о качестве филологического образования в современной школе, способах развития читательской культуры детей и педагогов, новых технологиях в преподавании русского языка, ситуации с русским языком и литературой в высшем образовании, о зарубежной русистике.
В работе форума также принимает участие Председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.
Часть приехавших на форум педагогов примет участие в IX Ассамблее Русского мира, которая проводится 3‒4 ноября в Суздале.
***
Второй педагогический форум проводится фондом «Русский мир», Российской академией образования и Российским обществом преподавателей русского языка и литературы с целью изучения и распространения передового педагогического опыта в области преподавания русского языка (родного и неродного) и литературы; приобщения детей и молодёжи к чтению; воспитания любви и уважения к русскому языку.
В ходе его проведения состоится открытое обсуждение концепции преподавания русского языка и литературы в российских школах. Обсуждение документа, разработкой которого занимаются три рабочие группы Госдумы, состоится в рамках четырёх основных программ форума:
- Программа координации деятельности, связанная с определением приоритетных задач по развитию преподавания русского языка.
- Дискуссионная исследовательская программа, создающая условия для решения актуальных проблем преподавания русского языка и литературы.
- Конкурсная программа для выявления и распространения передового педагогического опыта.
- Просветительская программа (программа повышения квалификации).
Будут рассматриваться также вопросы, связанные с качеством филологического образования в современной школе, развитием читательской культуры и вузовской русистикой.
Для участников мероприятия пройдут дискуссионные круглые столы по проблемам Года литературы: современный литературный поток и школа, детская и молодёжная литература на русском языке, классическая литература и образование, методы преподавания литературы в вузе, методы преподавания литературы в школе.
Всего в форуме примут участие 450 педагогов из России и зарубежных стран.