Введение
Данный документ, определяющий концептуальные основы для построения педагогического сопровождения Церковью своих чад (детей и взрослых) в приходах, адресован архипастырям, пастырям и приходским педагогам (клирикам и мирянам) в качестве руководства при организации и осуществлении педагогического сопровождения детей и взрослых в приходских общинах.
На основании документа Синодальным отделом религиозного образования и катехизации вырабатываются практические рекомендации по педагогическому сопровождению детей и взрослых в приходе.
I. Общие положения
Служение христиан Богу, Церкви и людям, направленное на просвещение мира Светом Христовой Истины[1], – просветительское служение – является важнейшей задачей Церкви в деле спасения человека.
Просветительское служение христиан, призванных в первую очередь к свидетельству о Христе личной благочестивой жизнью[2], осуществляется также специально организованными Церковью усилиями (пастырскими, педагогическими, социальными). Таким образом в приходских общинах формируется система приходского просвещения.
Целью приходского просвещения детей и взрослых является помощь в развитии духовной жизни в Богообщении[3]: молитве, Причастии Святых Христовых Таин (Евхаристии) и других таинствах Церкви, приобщении к Слову Божию, милосердии, соучастии братьев и сестер во Христе в жизни друг друга (кинония). Для этого на протяжении всей жизни при участии Божественной Благодати трудится сам человек и в этом ему помогают окружающие его люди (см. Приложение 1).
Всю полноту ответственности за приходское просвещение несут архипастыри и пастыри. Помощь им в несении этого служения могут оказывать миряне.
Система приходского просвещения представляет совокупность взаимосвязанных между собой направлений просветительского служения: благовестия (миссии), церковного богослужения, служения милосердия, а также педагогического сопровождения детей и взрослых.
Педагогическое сопровождение детей и взрослых в Церкви[4] имеет общую для просветительского служения цель и обладает особым содержанием, включая в себя:
- Наставление в вере как передачу хранимых в Священном Предании Церкви христианских смыслов[5] и опыта Богопознания и Богообщения.
- Практическую помощь человеку в становлении и развитии Богообщения и преодоления препятствий к нему.
Лица, осуществляющие в приходе педагогическое сопровождение детей и взрослых, называются приходскими педагогами (или катехизаторами).
Вся полнота педагогического служения раскрывается в пастырском служении, сочетающем в себе наставление в вере и поддержку человека в развитии его духовной жизни через пастырское душепопечение.
Педагогическое сопровождение детей и взрослых выстраивается на основе универсальных для всех направлений просветительского служения принципов – актуализации Евангелия, христоцентричности, церковности, понимания человека как образа Божия, внутренней иерархичности, сознательности, общности, природосообразности, сообразности духовному состоянию человека, личностной ориентации, адаптивности, связи приходского просвещения с жизнью, принципа единства Церкви и семьи, принципа понимания ограниченности педагогических усилий, организационного и методологического принципа (см. Приложение 2).
II. Виды и формы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе
Выявление приходским педагогом представлений человека о православном вероучении и его отношения к Церкви является отправным этапом для грамотного попечения о его приобщении к церковной жизни и поддержке в ней, выбора необходимых для этого видов и форм педагогического сопровождения.
В отношении ребенка учитываются особенности развития его духовной жизни в различные возрастные периоды (см. Приложение 3).
Педагогическое сопровождение направлено главным образом на людей, состояние которых определено как «на пороге Церкви» и «внутри Церкви» (см. Приложение 4). По отношению к людям, находящихся «вне Церкви», возможное в будущем педагогическое сопровождение в приходе подготавливается миссионерскими усилиями Церкви.
2.1. Виды педагогического сопровождения детей и взрослых
В зависимости от состояния человека различаются следующие виды педагогического сопровождения:
- педагогическое сопровождение детей и взрослых, выразивших решимость стать членами Церкви или восстановить единство с нею (катехизация);
- педагогическое сопровождение людей после катехизации.
2.1.1. Катехизация
Катехизация – это ограниченный по времени педагогический процесс содействия вхождению человека в жизнь Церкви.
Цель катехизации – дать твердое основание для укрепления веры человека в Бога (доверия Ему, уверенности в Его любви по отношению к человеку и решимости быть Ему верным) и развития Богообщения.
Положительным результатом катехизации является самостоятельное, свободное и ответственное построение христианином своей духовной жизни под руководством Церкви.
Общие задачи катехизации:
- помощь в осмыслении содержания догматов, нравственных и канонических норм Православной Церкви, событий Священной истории, содержания православного богослужения и др.;
- помощь наставляемому в восприятии церковного молитвенного, литургического и аскетического опыта, в приобщении к Слову Божию, вхождении в христианскую общину, в обретении своего места и служения в Церкви.
С опорой на церковную традицию[6] в современных условиях следует выделять следующие направления катехизации:
- оглашение – катехизация людей, желающих принять Святое Крещение, при которой полагается начало церковной жизни;
- дополнение оглашения – катехизация крещеных людей, сохраняющих единство с Церковью;
- восполнение недостатка в просвещении – катехизация людей после фактического прекращения участия в церковной жизни в связи с недостаточностью оглашения или дальнейшей катехизации.
Оглашение взрослых людей
Специфические задачи педагога в области наставления в вере:
- выяснить мотивы обращения человека к Церкви и при наличии неверных мотивов помочь в их исправлении;
- выяснить наличие суеверных, оккультных и иных ложных духовных (псевдодуховных) воззрений и при их наличии помочь в их преодолении;
- разъяснить основы православного вероучения в объеме Символа Веры;
- разъяснить основы христианской нравственности в объеме 10 заповедей Закона Моисеева в их новозаветном понимании;
- разъяснить важность формирования и развития духовной жизни в Богопознании и Богообщении, раскрыть основы их содержания (сущность молитвы – личной и общественной на богослужении, значение основных таинств Церкви и смысл участия в них, важность и принципы чтения Священного Писания как Слова Божия, важность и цель проявления милосердия для христианина, возможности участия в жизни приходской общины);
- разъяснить суть и важность покаяния в грехах и деятельного исправления жизни как важнейшего условия для спасения;
- разъяснить смысл основных аскетических усилий [7] по преодолению греха и взращиванию добродетелей.
Специфические задачи педагога в области практической помощи человеку в становлении и развитии его опыта Богообщения:
- помочь приобщению к молитве (в т.ч. через совместную молитву и раскрытие смысла основных молитвословий, совместное участие в богослужении и помощь в понимании богослужебных текстов);
- помочь подготовиться к исповеданию своих грехов;
- помочь приобщению к Слову Божию (в т.ч. через совместное чтение и разбор текста Священного Писания);
- помочь в совершении дел милосердия;
- помочь человеку в понимании важности дальнейшей катехизации.
Результатами успешного оглашения взрослых являются:
- наличие правильной мотивации обращения к Церкви (осознание и принятие подлинного смысла таинства Крещения как духовного рождения во Христе и вхождения в Его Церковь; восприятие Церкви как Богочеловеческого организма, в котором совершается спасение человека);
- принесение покаяния в соделанных грехах (в том числе отказ от суеверий, ложных учений; образа жизни, связанного с грехом, и т.д.) и исповедание их перед Богом в присутствии священника [8];
- выражение решимости:
- осознанно принять (выразить согласие) и исповедовать Символ Веры;
- исполнять Заповеди Божии (10 заповедей Закона Моисеева в их новозаветном понимании; стремление к духовному и нравственному совершенству с помощью Божией; прощение другим их согрешений; неосуждение ближнего и т.д.);
- вести духовную жизнь, основой которой является ежедневная личная молитва, регулярное участие в богослужении, причащение Святых Христовых Таин и участие в других таинствах (после принятия Святого Крещения), приобщение к Слову Божию, раскрывающемуся в Священном Писании и Священном Предании, совершение дел милосердия, посильное участие в жизни приходской общины, приложение труда в преодолении греха, избавлении от страстей, аскетические усилия поста.
В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью, а также пониманием необходимости выстраивать оглашение в соответствии с описанными выше его задачами и результатами.
Священник, принимающий исповедь кающегося человека, несет ответственность за окончательное решение о его готовности к Крещению с возможным учетом мнения катехизатора, проводившего оглашение данного человека.
Дополнение оглашения крещеных взрослых людей
Данное направление катехизации призвано продолжить наставление в вере и поддержку человека в становлении и развитии его опыта Богообщения, начатые при оглашении.
Акцент при осуществлении этого направления катехизации должен быть перенесен с объяснения теоретических основ на практическое их раскрытие.
Базовые знания в области православной веры и первичный церковный опыт, приобретенные конкретным человеком в процессе оглашения, его способности к восприятию духовного знания и опыта, обстоятельства его жизни становятся отправной точкой для дальнейшей катехизации, определения ее непосредственного содержания.
Специфические задачи педагога в области наставления в вере:
- помочь углубить знания основ православного вероучения (более подробное объяснение Символа Веры или разъяснение базового содержания основных разделов догматического богословия);
- познакомить с основными событиями Священной Истории Ветхого и Нового Заветов как истории спасения;
- помочь углубить понимание основ христианской нравственности (Нагорная проповедь Спасителя, в т.ч. заповеди Блаженств; притчи Христовы и т.д.);
- помочь углубить понимание содержания и законов развития духовной жизни (покаяния, молитвы, участия в таинстве Евхаристии и других таинствах, приобщения к Священному Писанию и Преданию Церкви, проявления милосердия, соучастия в жизни братьев и сестер во Христе).
Специфические задачи педагога в области практической помощи человеку в становлении и развитии его опыта Богообщения:
- помочь в дальнейшем развитии навыка молитвы и углублении понимания богослужения;
- помочь в подготовке к участию в Евхаристии, таинстве Покаяния и других таинствах;
- помочь в дальнейшем постижении Слова Божьего;
- помочь в развитии навыка милосердного отношения к людям и миру;
- помочь в приобщении к различным сторонам жизни прихода.
Результатом успешной катехизации крещеных взрослых людей, дополняющей оглашение, является их утверждение в вере и в практике Богообщения во всех его основных формах, а также в покаянии и аскетическом делании.
Восполнение недостатка в просвещении крещеных взрослых людей
Задачи и результаты катехизации после фактического прекращения человеком участия в церковной жизни должны формироваться с учетом особенностей потери им связи с Церковью.
В случае если таковыми причинами является недостаток в качестве и длительности просвещения – на этапе оглашения или его дополнения – задачи и результаты данного направления катехизации практически будут сходными с соответствующими задачами и результатами указанных направлений катехизации [9] (см. пункты 2.1.1 и 2.1.2).
Если прекращение участия в жизни Церкви в действительности вызвано другими причинами (негативным личным опытом, утратой веры и др.) – речь будет идти уже о педагогическом сопровождении людей, нуждающихся в ответе на проблемы в области веры (см. пункт 2.2.2).
Отдельного внимания заслуживает категория людей, выражающих желание войти (вернуться) в лоно Церкви, жить по Закону Божию после пребывания в другой религии, расколе или секте. Педагогическое сопровождение по отношению к этим лицам должно учитывать их предшествующий опыт и в некоторых случаях включать реабилитацию.
Также существует категория людей, которые выражают желание крестить детей, воспользоваться церковным таинством или обрядом, исходя из ошибочных мотивов, и не имеют стремления либо прямо отказываются менять свою жизнь в соответствии с Законом Божиим. По отношению к данной категории педагогическому сопровождению практически должна предшествовать миссия (в т.ч. апологетическая), призванная скорректировать мотивацию и установки этих людей.
2.1.2. Крещение и катехизация детей
Вера взрослых людей (родителей и восприемников) имеет основополагающее значение не только для их духовной жизни, но и является обязательным условием для совершения Крещения над малолетними детьми[10].
Дети также нуждаются в подготовке к Крещению. При выборе объема, содержания и формы оглашения необходимо ориентироваться на этапы духовного развития ребенка в соответствии с возрастными периодами. Дети старше 10 лет[11], желающие принять таинство Крещения, должны принести покаяние в соделанных грехах и исповедать их перед Богом в присутствии священника.
По отношению к детям процесс педагогического сопровождения представляет собой катехизацию, ограниченную временем взросления ребенка, достижения им зрелого возраста. Значимый акцент в ней должен быть на работе с семьей ребенка.
Цель и задачи катехизации детей едины с теми, что ставятся при катехизации взрослых в период подготовки их к церковной жизни и введения в нее. При этом формы и содержание этой работы определяются в соответствии с учетом возрастных особенностей детей.
Результатом успешной катехизации ребенка является его осознание себя христианином и членом Православной Церкви, утвержденном в вере и практике Богообщения.
2.1.3. Педагогическое сопровождение после катехизации
Церковная жизнь человека в целом является постоянным процессом приобщения к спасению и святости (Мф. 5:48; 1 Пет. 1:15–16), обретения Царствия Божия (Лк. 17:21), поэтому жизнь в Церкви давно пребывающих в ней христиан также может нуждаться в педагогическом сопровождении. Этот процесс нацелен на то, чтобы помочь человеку возрастать в Богопознании и Богообщении.
Особенность этого направления служения в том, что приходской педагог отвечает на обращенные к нему определенные потребности людей, среди которых:
- углубление в вере (в знании веры и развитии опыта жизни в Боге);
- подготовка к церковному служению[12];
- ответ на проблемы[13] в области веры (сомнение, непонимание, кризис веры, охлаждение в вере, негативный опыт церковной жизни), нужда в поддержке (в том числе апологетической) со стороны Церкви[14].
Педагогическое сопровождение людей, стремящихся к углублению в вере и/или нуждающихся в подготовке к церковному служению
Специфические задачи педагога:
- выявить область интересов в изучении Священного Предания, а также уровень осведомленности человека в ней и предложить необходимое содержание и просветительский формат;
- помочь углубить понимание молитвы, поста, усилий по преодолению греха и взращивания добродетелей, участия в таинствах Покаяния и Евхаристии, приобщения к Священному Писанию и т.д. как отдельных аспектов личной духовной жизни;
- оказать поддержку на начальном этапе служения;
- помочь в осознании ответственности за приходскую общину и всю Церковь.
Результатами успешного педагогического сопровождения по отношению к людям, стремящимся к углублению в вере и/или нуждающимся в подготовке к церковному служению, являются:
- углубление знания догматического и нравственного учения, литургического предания Церкви, в том числе развитие умения обосновывать свою христианскую позицию;
- развитие навыка руководства христианскими нравственными нормами во всех делах;
- развитие чувства сопричастности общине и всей Церкви, а также ответственности за них;
- плодотворное включение в служение приходской общины и Церкви, дальнейшее развитие человека в этом служении.
Педагогическое сопровождение людей, нуждающихся в ответе на проблемы в области веры
Специфические задачи педагога:
- определить тип проблемы, возникшей у человека (сомнение в своей вере, непонимание отдельных вопросов учения Церкви или сомнение в их истинности, неприязненное отношение к отдельным проявлениям церковной жизни, кризис веры, охлаждение в вере);
- выявить вопросы в учении Церкви, вызывающие сомнение или непонимание, и помочь ответить на них;
- поддержать человека в возобновлении и развитии опыта Богообщения через совместное участие в его формах.
Результатами успешного педагогического сопровождения по отношению к людям, нуждающимся в ответе на проблемы в области веры, являются:
- полное разрешение человеком проблемы в области веры или смягчение ее остроты;
- сохранение полноценной связи прихожанина с Церковью (участие в богослужебной и внебогослужебной жизни общины и т.д.).
2.2. Формы педагогического сопровождения детей и взрослых
Педагогическое сопровождение детей и взрослых в приходе совершается не только в формах специализированных занятий, но и во всех делах церковной общины. Люди учатся жить в Боге и перенимают опыт веры, погружаясь в жизнь прихода, всей Церкви и взаимодействуя с другими членами.
Педагогическое сопровождение детей и взрослых в приходе осуществляется через:
- участие в церковном богослужении;
- устную и печатную проповедь;
- приходское консультирование;
- катехизические беседы или курсы;
- библейские (евангельские) группы;
- приходские занятия с детьми;
- лектории, приходские курсы по изучению богослужения, истории Церкви, Священного Писания и т.д.;
- участие в миссионерской деятельности;
- дела милосердия (в том числе социальную работу прихода);
- конференции, семинары, образовательные чтения, форумы, слеты, тренинги и т.д.;
- культурно-просветительские проекты – фестивали (в том числе кинофестивали), концерты духовной музыки, выставки, посвященные православному искусству и истории Церкви и т.д.;
- конкурсы, детские олимпиады;
- деятельность церковных музеев, экспозиций, выставок и библиотек;
- паломнические и экскурсионные поездки, краеведческую деятельность.
Стоит обратить внимание на то, что выбор соответствующих форм педагогического сопровождения и адаптация их содержания для каждой целевой аудитории (для людей, имеющих особые потребности по состоянию здоровья[15], для семей с детьми, подростков, пожилых людей и т.д.) происходит в соответствии с ее психофизиологическими особенностями, личными характеристиками и возможностями.
Приходские занятия с детьми могут проводиться в различных формах в зависимости от ресурсов каждого прихода и должны определяться возрастными особенностями детей. Среди возможных форм: школа раннего развития, центр игровой поддержки, семейный клуб, воскресная школа, воскресная группа, приходской клуб, молодежное движение, библейский кружок, просветительский центр и т.д. Воскресная школа для детей, деятельность которой регулируется Положением о деятельности воскресных школ для детей, является одной из возможных, но не единственных форм педагогического сопровождения детей в приходе.
При этом независимо от форм приходской работы с детьми приходом должен быть обеспечен обязательный минимум вероучительного содержания[16], достаточный для каждой из возрастных категорий.
Приходское взаимодействие с детьми и взрослыми может осуществляться как в очном, так и при необходимости в дистанционном формате при помощи современных технических возможностей через Интернет (чаты, видеоконференции, социальные сети и т.д.). При этом дистанционный формат должен иметь лишь вспомогательное значение для организации приходского просвещения, поскольку не может заменить собой всю полноту и разнообразие церковной жизни человека.
III. Организация педагогического сопровождения детей и взрослых
Педагогическому сопровождению детей и взрослых в системе приходского просвещения сопутствуют процессы:
- организации административного и межличностного взаимодействия;
- обеспечения необходимой ресурсной базой;
- установления положительного эмоционального фона.
Внимание к этим процессам открывает возможности для необходимых планирования, контроля (в т.ч. самоконтроля) и оценки результатов деятельности приходских общин.
3.1. Административное и межличностное взаимодействие
Педагогическое сопровождение в приходе осуществляется через административное и межличностное взаимодействие, которое включает в себя следующих участников:
духовенство;
- сотрудников храма;
- прихожан, выполняющих приходские послушания;
- детей и членов их семей, молодежь;
- других членов приходской общины разного возраста (в т.ч. новоначальных христиан);
- некрещеных людей, проходящих оглашение, и крещеных людей, проходящих катехизацию после фактического прекращения участия в церковной жизни.
3.1.1. Административное взаимодействие
Педагогическое сопровождение детей и взрослых в рамках просветительской работы на приходском уровне иерархически связано с организацией просвещения на благочинническом, епархиальном и общецерковном уровнях.
Непосредственная ответственность за организацию, координацию и контроль просветительской работы с детьми и взрослыми (в том числе их педагогическое сопровождение) в приходе лежит на настоятеле. Помогают ему в этом другие священнослужители, поставленные на служение людям приходские специалисты и прихожане. Настоятель определяет границы ответственности для каждого из участников приходской деятельности в соответствии с уровнем его компетенций.
3.1.2. Межличностное взаимодействие
Все члены приходской общины собираются вокруг Христа и ради Христа. Во Христе «все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16).
Поэтому задачей приходского просвещения в этой области является формирование и развитие межличностных отношений, наполненных заботой, ответственностью, приятием, поддержкой и желанием служить друг другу. Такую общину характеризует личное общение, благодаря которому возможно возрастание в любви, укрепление в вере, назидание друг друга, в целом – развитие опыта Богообщения и Богопознания.
Существенное значение в деле просвещения имеет благодатная среда Церкви[17] (среда православных семей, приходских общин, православных объединений[18]). Члены Церкви влияют на жизнь других людей в этой среде. В ней происходит передача детям и взрослым опыта веры Церкви, т.е. опыта жизни в соответствии с Евангелием Господа Иисуса Христа. Каждый член общины призван, как минимум, не препятствовать, а в идеале – способствовать развитию духовной жизни и получению этого опыта другими.
Взаимодействие приходских педагогов с наставляемыми
Приходские педагоги призваны сопровождать человека в церковной жизни, в том числе в наставлении его в вере, церковном богослужении, служении милосердия; поддерживать становление и развитие его опыта Богообщения.
Труд педагогов должен быть направлен прежде всего на становление и развитие духовной жизни наставляемых. При этом все усилия приходского специалиста в этой области являются вторичными по отношению к прямому благодатному воздействию Бога на человека. По слову Господа, «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
Существенное, а иногда и решающее влияние на развитие духовной жизни прихожан оказывает пастырь, осуществляющий духовное окормление общины целиком и каждого ее члена в отдельности. Оно проявляется и через совершение богослужения, таинств и обрядов, и через наставление в вере, и через общие и частные беседы о духовной жизни, и через личное участие пастыря в жизни окормляемых.
Большое значение в области педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе имеет как внешняя деятельность духовенства, так и внутренняя – сам образ доброго пастыря, жизнь которого должна быть примером для мирян.
Принципы служения приходских педагогов[19]:
- Это служение членов приходской общины своей Церкви, Богу и людям. Поэтому труд приходского педагога нельзя рассматривать лишь как источник заработка.
- Педагог должен стремиться к совершенствованию собственной духовной жизни и в целом являть образец отношения с ближними и Богом.
- Знание богословской теории, навыки в области педагогики и психологии, владение ораторскими методами являются необходимыми для просветительской деятельности в приходе, однако сами по себе они будут малозначимы без участливого, заботливого отношения, благодаря которому появляется доверие между педагогом и наставляемым.
Взаимодействие в приходе с детьми и их семьями
Дети входят в приходскую общину в большинстве случаев не сами по себе, а в составе своих семей. Поэтому важно взаимодействовать с ребенком в контексте его семьи.
В ней ребенок проводит большую часть своего времени и в ней происходит основное влияние на ребенка, которое либо содействует, либо противодействует раскрытию образа Божьего в нем[20].
Семья должна быть союзником, обязательным участником педагогических отношений в приходе. Приходские занятия имеют в духовном просвещении детей объединяющее и в какой-то степени корректирующее значение, но все же лишь второстепенное. Поэтому важно помочь родителям и членам семей детей осознать, что ключевая ответственность в наставлении в вере детей лежит на них. Приходские педагоги со своей стороны должны поддержать взрослых членов семьи ребенка в области наставления в вере и развития их опыта Богообщения.
Дети остро нуждаются в том, чтобы церковный и жизненный опыт взрослых помог им понять самих себя, отношения в семье и с друзьями; воспринять ответы на смысложизненные вопросы, данные с православной точки зрения. Взрослым при этом следует быть максимально тактичными и деликатными в содействии духовному развитию детей, которое должно осуществляться без применения любых форм жесткого давления по отношению к детям в области посещения ими храма, участия в приходских событиях, исполнения церковных установлений и т.д.
Взаимодействие прихожан
Основой для формирования устойчивой системы приходского просвещения является крепкая община, на которую настоятель может опереться в процессе организации педагогического сопровождения детей и взрослых. Важно, чтобы сам приходской педагог был членом этой общины, которая в свою очередь призвана содействовать ему в осуществлении просветительского служения (через совместное участие во всех сторонах приходской жизни, в первую очередь в Евхаристии[21]).
При этом само приходское просвещение способствует развитию общины:
– углублению духовной жизни ее членов;
– их сплочению;
– численному росту.
Участие в просветительской деятельности может вести к приобретению членами приходской общины опыта единения; оказания помощи своим братьям и сестрам во Христе; соучастия в жизни друг друга; в целом – опыта жизни во Христе.
3.2. Обеспечение необходимой ресурсной базой
Приходская ресурсная база представляет собой человеческие, материальные, информационно-методические, финансовые, временные возможности прихода, которые необходимы для достижения целей приходского просвещения и обеспечивают его основные процессы.
3.2.1. Человеческие ресурсы
Педагогическое сопровождение в приходе осуществляется людьми и в отношении людей, от человека к человеку.
Человеческие способности можно рассматривать как бесценный ключевой приходской ресурс, который в рамках приходского просвещения направлен на:
- передачу церковного опыта;
- оказание поддержки друг другу (деятельную помощь, сорадование и сопереживание);
- решение общих для приходской общины задач, в том числе использование личного профессионального опыта для развития просветительского служения;
- развитие материальных, финансовых, временных ресурсов прихода, направленных на просвещение.
Несмотря на то, что способности человека являются ресурсом, в христианском понимании неверно воспринимать самих людей в качестве ресурса. В этой связи особой задачей приходского просвещения является предотвращение потребительского отношения к людям (как к источнику пожертвований, бесплатного труда и т.д.) и формирование бережного отношения к каждому члену приходской общины.
Настоятелю и приходским педагогам важно самим понимать и вместе с тем помогать осознавать прихожанам ценность каждого человека, находящегося в приходской общине, – как служащего (в т.ч. ценность его служения), так и того, кому он служит.
3.2.2. Материальные, информационно-методические и финансовые ресурсы
Комплекс материальных и информационно-методических ресурсов прихода с учетом его финансовых и иных возможностей может содержать:
- здание храма и прихрамовую территорию (например, детскую и спортивную площадки);
- комнаты для занятий и встреч, игровые помещения, комнату матери и ребенка и т.д.;
- библиотеку, видео- и медиатеку, зал для видеопросмотра, музыкальный зал, актовый зал и т.д.;
- оборудование (мебель, оргтехнику, спортивное и походное оборудование и т.п.);
- учебные, игровые, наглядные, методические и иные пособия и справочные материалы как для организации специализированных занятий с детьми и взрослыми, так и для предоставления возможности проведения досуга в приходе;
- объекты информационной поддержки просветительской деятельности (приходской сайт, просветительские листовки, информационные стенды и т.д.).
Все места в приходе, предназначенные для пребывания в них детей, должны иметь характеристики безопасного[22] и комфортного пространства, соответствующего возрасту находящегося в нем ребенка. Подобные меры безопасности и комфорта должны быть применимы и к местам и помещениям, которые используются для взрослых. Организация выездных мероприятий также должна соответствовать требованиям безопасности.
Финансовые ресурсы обеспечивают материальную и информационно-методическую базы прихода, а также материальную поддержку педагогов и проведение просветительских мероприятий (приходских встреч, выездов, приглашений специалистов и т.д.).
3.2.3. Временные ресурсы прихода
Время, которое приходская община наполняет значимыми для наставляемых действиями (участие в богослужении, просветительских занятиях и мероприятиях; частное или совместное пребывание в приходе), является важным ресурсом для их просвещения.
Задача эффективного использования временного ресурса в приходском просвещении предполагает необходимость предоставить наставляемому в вере человеку объем времени, достаточный для достижения результатов педагогического сопровождения. При использовании временных ресурсов решающим является качественное наполнение процесса взаимодействия с наставляемым в вере, интенсивность педагогических усилий, всецелое внимание и забота со стороны приходского педагога.
Важно обращать особое внимание на то, чтобы у всех членов прихода, особенно подросткового возраста, была возможность приходить в Церковь, в приход в любое разумное время и находить там для себя уютное, защищенное пространство тишины, отдыха, общения и творчества.
3.3. Установление положительного эмоционального фона
«Главным показателем, основным критерием, по которому можно определить правильность устроения общины, является атмосфера внутри прихода, его микроклимат»[23]. Эмоциональный фон, установившийся в приходе, – это проверка качества всей работы по просвещению детей и взрослых в приходе в целом.
Задачей в области установления положительного эмоционального фона является создание открытой, безбарьерной, доброжелательной (по отношению ко всем членам общины) приходской среды[24], в которой человек будет видеть образцы добродетельной жизни, искреннюю веру и чувствовать любовь и заботу о себе. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10).
Приложение 1. Краткое представление теоретических основ духовной жизни детей и взрослых
Спасение человека совершается через развитие его духовной жизни, раскрытие в нем образа Божьего. Нормой духовной жизни христианина является такая жизнь, когда его дух[25], занимая господствующее положение по отношению к душе и телу, направляет их деятельность при помощи благодати Божией в сторону жизни вечной и Богопознания.
Богопознание – жизнь в Боге и с Богом[26], Его постижение в соответствии с заповедью, выраженной в словах Спасителя: «…да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Источник подлинного Богопознания – божественная благодать Святаго Духа.
Богопознание неразрывно связано с Богообщением[27], в котором и раскрывается образ Божий в человеке. По слову свт. Феофана Затворника, общение с Богом является для человека единственным благом, единственным нормальным состоянием его природы.
При этом неверно думать, что «Богообщение является последней целью человека и человек сподобится его лишь после, в конце, например, всех трудов своих. Нет, оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения. Состояние, в котором человек сознает себя в Богообщении, есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно нравственной и духовной жизни»[28].
Богообщение совершается в молитве, Причастии Святых Христовых Таин (Евхаристии) и других таинствах, приобщении к Слову Божию, делах милосердия, общении с братьями и сестрами во Христе (кинония). Богообщению сопутствует покаяние («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8)).
Покаяние (от греч. μετάνοια (метанойя) — перемена сознания, переосмысление, прозрение) – стремление человека к преодолению греха и собственного нравственного и духовного несовершенства, к утверждению в своей жизни добродетелей. Это стремление сопровождается участием в таинстве Покаяния, в котором Богом при участии священника кающемуся человеку прощаются грехи и подается благодатная сила по дальнейшей борьбе с ними, восполняется утраченная целостность.
Покаяние призвано быть для христианина непрерывным; той силой, которая направляет его движение к Богу. В частности, оно выражается в стремлении к познанию истины, к образованию, когда человек (в равной мере – и взрослый, и ребенок) осознает свое несовершенство в плане незнания чего-либо и стремится к преображению себя ради служения Богу и ближним. Стремление к духовному совершенствованию, к Богопознанию и Богообщению, реализуемое через покаяние, является врожденным в человеке, неотъемлемым его качеством, нуждающемся в поддержке и развитии.
Молитва есть возношение сердца и ума к Богу. Без внимания и благоговения молитва невозможна[29].
Евхаристия – наивысшая из доступных в настоящем веке степень единения человека с Богом. Христос в Евхаристии, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), делает их сотелесными и сокровными как Ему Самому, Его жизни, так и друг другу[30]. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», – говорит Господь (Ин. 6:56). По слову святителя Иоанна Златоустого, в таинстве Евхаристии верующий может видеть Христа и прикасаться к Нему подобно тому, как он прикасался бы, если бы жил во время земной жизни Спасителя[31].
Святитель Кирилл Александрийский отмечает: «Как сила святой Плоти делает сотелесными тех, в ком она будет, таким точно, думаю, образом единый во всех нераздельно живущий Дух Божий приводит всех к единству духовному… Итак, одно все мы в Отце и Сыне и Святом Духе…»[32]. Без этого единства невозможно существование Церкви[33].
В Евхаристии как главном таинстве Церкви происходит восстановление поврежденного грехом единого человеческого естества через единение с самим собой и со Спасителем[34].
Верующий в Бога человек приводится в соединение с Божеством и в других церковных таинствах. Участие в них преображает человека действием благодати Святого Духа, но при этом предполагает синергию Бога и человека.
Приобщение Слову Божию означает живое и действенное[35] соединение с Богом, Который Сам есть воплощенное Слово[36]. Приобщение Слову Божию происходит через обращение к Священному Писанию и Преданию, что приводит человека к размышлению о Нем, пониманию, сохранению[37] Его в уме и сердце и исполнению Его.
Быть милосердным – заповедь Господа Иисуса Христа[38]. «Это такая заповедь, которой должно проникнуться все существо истиннаго христианина, потому что и на всемирном суде Христовом одесную Его станут одни только милосердые, признаны будут благословенными Отца Небеснаго и наследуют уготованное им Царство Небесное. Господь Бог и Спаситель наш есть сущее милосердие и источник милосердия; потому исполненный милосердия последователь Его уподобляется Ему и милосердому Отцу нашему Небесному, Который весь есть любовь»[39].
Под делами милосердия понимается не только участие в организованных благотворительных мероприятиях, но и способность человека смотреть на ближнего любящим, милующим сердцем. По словам прп. Амвросия Оптинского, это означает, что человек, с одной стороны, должен быть сострадательным к ближним (милостыня), не различая достойных от недостойных, а с другой, должен быть снисходителен к ближайшим ему, должен прощать их недостатки, обиды и досаждения[40].
Кинония – теснейшее общение верующих с Богом и друг с другом, которое совершается в Духе Святом во исполнение обетования Господа Иисуса Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Наиболее точным содержанием греческого понятия «кинония» является не просто общение друг с другом, а близкое соучастие, дружба, соработничество Бога, самого спасаемого и других членов Церкви.
Христианин призван осуществлять свою жизнь как любовь и самоотдачу в отношениях со всеми окружающими, вместе со Христом исполняя и завершая то предназначение, которое Бог определил для человека – соединение всего творения в нераздельное единство и приведение его к Богу в общении и любви.
Приложение 2. Основные принципы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе
- Актуализация Евангельского послания[41] – изложение взрослым и детям Евангельского послания без изменения его содержания на языке, доступном взрослым и детям, с учетом социокультурных особенностей их жизни, с использованием примеров, помогающих понять, что Слово Божие сегодня живо и действенно так же, как и две тысячи лет назад[42].
- Христоцентричность – главный[43], основополагающий[44], целеобразующий принцип, требующий от члена Церкви соотноситься во всем с Господом Иисусом Христом – непреложной Истиной, Идеалом и Путем[45], Источником премудрости[46] и благодати[47], чтобы, веруя в Него, все творить во имя и во славу Его[48].
- Церковность предполагает руководство учением и опытом Православной Церкви, в которой происходит преображение жизни и личности человека благодатью Святаго Духа, единение человека со Христом и братьями и сестрами во Христе[49].
- Понимание человека как образа Божия определяет норму отношения к человеку как образу Божию и цель взаимодействия с ним как помощь в его раскрытии.
- Внутренняя иерархичность человека. Духовная жизнь в человеке определяет начало цельности и органической иерархичности в человеке. Психическая и физическая сферы жизни человека имеют подчиненное значение по отношению к основной – духовной.
- Сознательность. Приходское просвещение должно помогать в осознанном усвоении человеком опыта жизни в соответствии с Евангелием и мотивировать его к выстраиванию личных отношений с Богом, основанных на доверии и любви. Принцип связан с осознанным желанием человека участвовать в молитвенной, аскетической и литургической жизни Церкви.
- Общность. Приходское просвещение призвано мотивировать человека к ощущению собственной принадлежности к семье, конкретной церковной общине, Церкви и личной ответственности за них.
- Природосообразность – руководство во взаимодействии с детьми и взрослыми факторами их естественного развития (возрастных особенностей и психофизиологических потребностей).
- Сообразность духовному состоянию человека – понимание в процессе просветительской деятельности состояния духовной жизни (этапов духовного развития) человека и имеющегося у него опыта.
- Личностная ориентация – знание индивидуальных особенностей (духовных, эмоциональных, интеллектуальных, творческих) каждого человека, личных его характеристик и возможностей.
- Адаптивность – гибкость при работе с людьми, имеющими особые потребности (например, глухими и слабослышащими, слепыми и слабовидящими, слепоглухими, людьми с ментальными нарушениями и т.д.), создавая необходимые условия для их комфортного пребывания в приходе. Предполагает использование специальных средств коммуникации, знание психологических особенностей и возможностей этой группы людей.
- Связь приходского просвещения с жизнью. Переданные вероучительные истины, нравственные нормы, духовные ориентиры должны найти в ней практическое отражение – в формировании покаянного опыта борьбы с грехом, навыков личной, семейной и церковной молитвы, чтения Священного Писания, служения Богу и ближним.
- Единство Церкви и семьи в просвещении детей – это норма и идеал приходского просвещения, которое продолжается в семьях и достигает положительного результата лишь там, где люди имеют одну веру, одно мировоззрение, общий взгляд на воспитание детей[50].
- Принцип понимания ограниченности педагогических усилий. В деле духовного роста человека, движения его на пути к Богу педагог не может автоматически обеспечить прогресс, при этом он должен стремиться к созданию в приходе благоприятных условий для этого[51].
Организационный принцип предполагает:
- Обязательность обеспечения приходом благоприятных условий для просвещения.
- Добровольность пребывания детей и взрослых в приходской общине.
Методологический принцип подразумевает:
- Непрерывность – постоянство процесса духовного совершенствования человека, а также педагогического сопровождения его в этом от рождения до смерти.
- Систематичность и постепенность – логическая упорядоченность и взаимосвязь содержательных тем, направленных на формирование у человека целостной системы христианского мировоззрения, а также их постепенное, поступательное развитие (от простых духовных навыков и познаний – к более сложным, от духовного «молока» к «твердой пище»[52]).
Приложение 3. Возрастная периодизация детства, основанная на рассмотрении влияния духовного начала в человеке на развитие души и тела
Периодизация разработана В. В. Зеньковским и описана им в статье «Духовная жизнь в различные периоды детства» (в кн.: Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. Париж, 1934). Определяя образ Божий как духовное начало в ребенке, Зеньковский анализирует, как Первообраз проявляется в каждом возрасте. Источником духовного развития ребенка является устремление духовного начала к выражению в материальной жизни человека.
В настоящее время выделяются такие формы духовной жизни ребенка:
- 0–6 лет. В раннем детстве ребенок свободен, но еще не ответственен. В этом возрасте уже проявляется интерес ко злу, но греховное в жизни ребенка занимает дальнюю периферию его существования. Происходит напитывание внутреннего духовного начала растущей личности[53]. Но этот процесс не осознается, и постепенно подготавливается смещение интереса от внутреннего к внешнему миру.
- 7–11 лет. Происходит духовный поворот к миру[54]. Духовная жизнь осмысляется ребенком через моральную сферу, оформляются моральные правила и идеи. Духовная чуткость к божественному слабеет, но при этом дети с удовольствием переходят к религиозной активности, выражающейся в выполнении обрядов и церковных требований.
- 12–16 лет. В период внутреннего беспокойства и противоречивых желаний подросток отходит от трезвости и реализма, от следования правилам и приспособления к порядку. Но при этом именно в этот период человек вновь обращается к своему внутреннему миру и обнаруживает свое Я перед безграничной перспективой, которая впервые осознается не вне, а внутри самого себя.
- После 16 лет. Последний период детства, синтетически соединяющий в себе все предыдущие и подготавливающий переход к зрелости. Устанавливается равновесие между душевно-телесным и духовным составом человека. Юность полна вдохновения, таланта [55]. Вместе с тем только в юности открывается личная ограниченность – общей трагической неустроенностью человека, несовершенством его природы. Счастливым завершением этого периода является понимание и принятие единственной возможности преодоления трагической разобщенности в самом себе, с другими людьми и Богом – внутри Церкви.
Приходской наставник должен понимать общие закономерности и проблематику течения процесса духовного развития ребенка. Но в то же время описание характеристик того или иного возрастного периода не может быть универсальной схемой. Педагог должен ориентироваться на индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку процессы физического, эмоционального, интеллектуального и духовного развития протекают с различной скоростью и могут не соответствовать друг другу.
Приложение 4. Классификация духовных состояний взрослого человека
Духовное состояние человека (прежде всего взрослого) вне зависимости от факта крещения в Православной Церкви может быть охарактеризовано по принципу восприятия им Бога и Церкви следующим образом:
Вне Церкви
1. Отрицание Бога и непризнание Церкви как богочеловеческого организма, созданного Богом для спасения.
Человек не верит или не признает существование Бога; живет автономной от Бога жизнью; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью и стремиться жить нравственно. Не признает Церковь как богочеловеческий организм, созданный Богом для спасения; может считать Церковь полезным институтом, сохраняющим нравственность и культуру.
2. Равнодушие к вопросам веры, безразличное отношение к Церкви.
Человек индифферентен к вопросам веры и религии. Ему безразлично, есть Бог или нет; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью. Как правило, не интересуется вопросами, связанными с Церковью, и не имеет к этому своего определенного отношения.
3. Борьба с Богом, а также негативное или воинственное отношение к Церкви.
1-й вариант. Человек не верит или не признает существование Бога. Все, связанное с религией и Церковью, вызывает у него откровенное неприятие. Он активно противится этому («воинствующий безбожник»).
2-й вариант. Человек может признавать существование Бога и Его участие в человеческой жизни, но при этом Божий Закон не приемлет и противится ему. Человек может быть обижен на Бога и Церковь.
Такие люди могут не придерживаться и естественного нравственного закона, и светской морали.
4. Вера в Бога; искаженный образ Бога при наличии желания и попыток согласовать свою жизнь с Его волей.
Человек верит в Бога, но имеет о Нем неточные представления (в частности, другие религии, деноминации, секты). Признает наличие сверхъестественного закона, который стремится исполнять. Может уважительно относиться к Православной Церкви.
Могут наличествовать концепция «Бог в душе», а также суеверия, магическое и языческое восприятие христианских символов, восприятие священных предметов православной Церкви (крест, икона, святая вода, освященное масло, свечи, мощи святых, пояса и пр.) в качестве оберегов и предметов культа, обладающих самостоятельной благодатной или защитной силой. В этом случае человек может демонстрировать высокий уровень доверия ко всему, что видит и слышит, в том числе – к Церкви, но при этом проявлять низкий уровень осознанности совершаемых ими действий.
5. Признание существования Бога; искаженный образ Бога при отсутствии попыток выстроить личные отношения с Ним (при возможном формальном исповедании принадлежности к Церкви и положительном отношении к ней).
Человек признает существование Бога, имеет о Нем неточные представления и продолжает жить автономной жизнью, не пытается выстроить личные отношения с Ним; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью, а также признавать наличие сверхъестественного закона, но необязательного для себя. Может формально принадлежать к Церкви, но при этом не жить ее жизнью и не иметь доверия к ней. Могут наличествовать концепция «Бог в душе», а также суеверия, магическое и языческое восприятие христианских символов.
В таком состоянии человек не задумывается о личности Христа и Его Искупительном Подвиге, о смысле и сути таинства Евхаристии (часто понимаемого как символ). Религия воспринимается как набор нравственных ценностей и моральных установок, регулирующих жизнь в обществе. Склонность к абстракции приводит к смешению вероучительных истин («все религии учат добру и говорят об одном и том же, просто разными словами»). Может наличествовать вера в различного рода лжеучения (учение о реинкарнации, учение об исполинах и об их скрывающихся от людей потомках — снежном человеке, титанах, атлантах и т. д.), смешение различных псевдонаучных теорий (об инопланетных формах жизни, телепатии, энергии космоса, вселенском разуме, энергетических потоках и чакрах и т.п.).
На пороге Церкви
1. Признание существования Бога; наличие теоретически верных представлений о Нем при отсутствии или слабом выражении личных отношений с Ним (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви (например, по факту Крещения в детстве)).
Человек признает существование Бога, имеет о Нем богословски верные представления, но не выстраивает с Ним личные отношения; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью; признает наличие сверхъестественного закона, но не вступает в личные отношения Завета и живого Богообщения.
Данное состояние может наступать также вследствие разочарования в церковной действительности, вследствие ошибок в духовной жизни.
2. Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при наличии серьезных нравственных препятствий (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви и вере в нее).
Человек верит в истинного Бога, готов принять богословски верные представления о Нем, стремится вступить с Богом в личные отношения, но не готов на данном этапе отказаться от серьезных грехов (блуд, неподобающее место работы, воровство и т. д.).
3. Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при готовности вступить с Ним в отношения Завета; желание войти в Церковь Христову (принять таинство Крещения или вернуться в лоно Церкви).
Человек имеет веру в истинного Бога; готов принять богословски верные представления о Нем; готов выстраивать личные отношения с Ним, вступив в Завет. Готов принять сверхъестественный нравственный закон как закон своей жизни. Имеет желание войти в Церковь Христову.
Внутри Церкви
1. Вера в Бога истинного; вера в Церковь; жизнь в Завете с Богом; возрастание в основных аспектах жизни православного христианина.
Человек имеет веру в истинного Бога, деятельно возрастая в Богопознании через молитву, чтение Священного Писания и познание вероучения, участие в таинствах Покаяния и Евхаристии, доброделание, аскетические усилия по преодолению греха и страстей.
2. Достижение «духовного совершеннолетия»; дальнейшая «взрослая» жизнь во Христе.
Человек имеет веру в истинного Бога; у него сформировалось мировоззрение, основанное на догматах Церкви, и достигнут определенный уровень духовных умений; имеется понимание сути духовной жизни. Далее следует совершенствование и возрастание в духовной жизни – в том числе через духовные падения, покаяние и преодоление ошибок – до конца дней.
Следует отметить, что, находясь на некоторых этапах духовной жизни, в силу разных причин человек может переживать регресс на своем духовном пути – от Церкви, а не к ней, а затем снова возобновлять вектор движения к Богу. Особенно это касается периодов неофитского «подъема», когда Господь дает человеку благодать в избытке, а от человека в дальнейшем требуется приложить свои усилия в духовной жизни.
1 См. Ин. 1:8, Ин. 8:12.
2 Каждый христиан призван являть Свет Христов по Его слову: «Вы – свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14, 16).
3 Важным средством преодоления препятствий к Богообщению является покаяние, которое понимается как изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха, приложении усилий в преодолении страстей и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога.
4 Основание этого процесса, по слову апостола Павла, «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4–5).
5 «Образование есть способ и средство передачи смыслов, идей, в том числе духовных смыслов и непоколебимых идей, которые Самим Богом заложены в Священное Писание и которые возвещают миру голос Церкви» (Проповедь Святейшего Патриарха КИРИЛЛА в Неделю 35-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/srpska/print118929.htm (дата обращения: 27 января 2019 года)).
6 В Древней Церкви катехизация была длительным процессом подготовки к таинству Крещения. Церковное научение на этом не заканчивалось. Новокрещенные слушали тайноводственные беседы об основах духовной жизни христианина, о понимании таинств. Став полноправными членами общины, они продолжали постигать спасительное учение Церкви, практику церковной жизни.
Практика наставления в вере готовящихся к крещению или новокрещенных христиан, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов:
- 46-е правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».
- 78-е правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».
- 47-е правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».
- 7-е правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».
Эта практика находит также свое отражение в трудах святых отцов, древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении.
7 Поста, ограничения потребностей, хранения чувств и т.д.
8 См. Деян. 2:38.
9 В частности, это относится к катехизации не участвующих в церковной жизни родителей и восприемников крещаемых младенцев, а также брачующихся.
10 «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289). См. также 8-е правило VII Вселенского Собора.
11 Согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского первая исповедь перед Причащением совершается по достижении возраста десяти лет.
12 Служение в области наставления в вере, приходская работа с молодежью, миссионерское, социальное служение, а также пение на клиросе, прислуживание в алтаре, помощь в выпечке просфор, благоукрашение храма или приходской территории, помощь в восстановлении храма и т.д.
13 Возникающие по причине трудных жизненных ситуаций, сложностей со здоровьем, переживанием старости и др.
14 При этом существенное значение здесь имеет пастырская поддержка человека.
15 Цель, задачи и результаты такой работы определяются соответствующим документом в области организации приходского просвещения среди людей с ограниченными возможностями здоровья.
16 Содержательные требования для каждой возрастной категории детей определяются в соответствующих документах, регламентирующих объем минимальных требований к содержанию программ наставления в вере для разных возрастов в приходах Русской Православной Церкви с учетом вариативности форм его реализации в приходе.
17 «Только в рамках Церкви духовно плодотворными оказываются влияния природы, людей, наша собственная жизнь. Церковь и есть та благодатная среда, в которой и через которую можно действовать на духовную жизнь, можно подлинно помогать ее развитию» (Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж, 1934 г. – С. 226).
18 Среди них – учебные, трудовые, досуговые, творческие, казачьи и др.
19 Функциональные обязанности приходского педагога и катехизатора определяются в соответствующих документах, регламентирующих церковное служение специалиста по приходскому просвещению.
20 «Наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие» (Зеньковский В. В. Педагогика. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 51).
21 «Архипастырям, пастырям и верным чадам церковным необходимо помнить, что важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви» (Журнал заседания Священного Синода № 74 от 25 июля 2014 года).
22 С точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических, электро- и пожарных требований безопасности.
23 Из доклада Святейшего Патриарха КИРИЛЛА на Архиерейском Совещании 2 февраля 2015 г. (PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3979129.html (дата обращения: 2 февраля 2015 г.)).
24 «Мы призваны создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле этого выражения. Здесь не место отчуждению тех, кто впервые пришел в храм или бывает в нем редко. Не знать что-то – не грешно. А вот если мы не помогли человеку восполнить незнание, грубо обошлись с ним, проигнорировали его доброе устремление, то трудно нам будет впоследствии оправдаться пред Господом». // Там же.
25 Дух – «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, […и который есть] образ существа Божьего (образ Божий)» (Игнатий Брянчанинов, свт. «Аскетические опыты», т. 2. «Об образе и подобии Божиих в человеке», гл. 8).
26 «Многие сочли блаженной отшельническую жизнь, другие – смешанную, то есть общежительную, иные же предпочли предстоятельствовать над народом, быть наставниками, заниматься преподаванием и строить церкви… Я же ни одно из этих дел не предпочел бы другому и не сказал бы, что одно заслуживает похвалы, а другое порицания. Но во всем и во всех делах и действиях всеблаженная жизнь для Бога и по Богу» (Симеон Новый Богослов, прп. Главы богословские, умозрительные и практические. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2001. – С. 64).
27 «Главная цель жизни нашей – живое общение с Богом. Для этого и Сын Божий воплотился, чтобы возвратить нам такое Богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, [мы] вступаем в общение с Отцом и таким образом достигаем своей цели» (Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам, 24).
28 Феофан Затворник, свт. «Начертание христианского нравоучения». Часть первая, глава I «Основы христианской жизни», п. 1 «Норма христианской жизни».
29 «Молиться нужно в мире и спокойствии, вникая в молитву, отсекать злые помыслы и устремлять ум к Богу» (Антоний Великий, прп. Сотница, 64).
30 «Единородный определил некоторый, изысканный, подобающий Ему премудростию и советом Отца, способ к тому, чтобы и сами мы сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность, – именно (такой способ): в одном теле, очевидно, Своем собственном, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), – делает их сотелесными как Ему Самому, так и друг другу» (Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 3. М.: Паломник. 2002. – С. 755).
31 «… вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он тебе дает не только видеть Себя, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея, беседа 82).
32 Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 11, гл. 11. Далее: «Относительно же единения в Духе скажем опять, что все, одного и того же приняв Духа, разумею Святого, соединяемся некоторым образом и друг с другом и с Богом… Видишь, как во Христе и Духе Святом все мы едино как по телу, так и по духу. Как мы, так и Сын един с Отцом».
33 «… так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5).
34 «… это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство; подобно тому, как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части» (Василий Великий, свт. Подвижнические уставы, гл. 18. Творения, в 7 т. Т. 5. М., 1847. С. 429–430).
35 «… слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
36 «И Слово стало плотию…» (Ин. 1:14).
37 «Внимай же всякий чтению, потому что словеса святых суть словеса Божии, а не человеческие; влагай их в сердце и блюди добре, потому что словеса Божии суть словеса жизни, и тот, кто имеет их в себе и хранит, имеет живот вечный» (Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Часть 2. М., 2001. – С. 299).
38 «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).
39 Иустин (Полянский), свт. Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Гл. «О милосердии».
40 Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях. Часть III. Переписка с мирскими лицами. Письма к мирским. Письмо 4 «Как подражать Богу».
41 Принцип актуализации Евангелия открывает ряд других принципов, по слову Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 19–20).
42«… общий информационный поток, который сегодня обрушивается на каждого человека, способствует не актуализации, а архаизации Евангельского послания. Сквозь призму этого современного информационного потока люди склонны рассматривать древние христианские источники, в том числе Евангелие, как относящиеся в первую очередь к прошлому и мало затрагивающие жизнь современного человека. Не только сейчас, но и во все времена всегда актуализация Евангелия является главной задачей Церкви». (Слово Святейшего Патриарха КИРИЛЛА на заседании Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3880748.html (16 декабря 2014 года)).
43 Кол. 1:16–20.
44 1 Кор. 3:11.
45 Ин. 14:6.
46 Кол. 2:3.
47 Ин. 1:16.
48 Ин. 20:31.
49 Ин. 15:4.
50 Возможны ситуации, когда семья ребенка не является христианской или не все ее члены относят себя к членам Церкви; в этом случае верующий член семьи становится мостом, через который остальные могут войти в благодатную жизнь Церкви.
51 «Если мы теряем смирение, если мы начинаем думать, что написанные нами книги, устроенные нами школы и курсы могут обеспечить наверняка сознательную христианскую жизнь отдельной человеческой души, создать церковную жизнь, мы этим самым подрываем истинное значение и ценность нашего труда… Мы можем давать детям знание о Боге, о христианской нравственности, о Церкви, но не в наших силах дать познание Бога, не нам подведомственен тот таинственный, благодатный процесс духовного роста, которым живет человек, которым он тянется к Богу, приближается к Богу или удаляется от Него. И мы должны это сознавать» (Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. Гранат, 2019. – С. 490).
52 1 Кор. 3:2.
53 «Дитя дышит этим дыханием бесконечности – просто, беспечно, наивно, но и непосредственно, живо, глубоко. Оно набирается на всю жизнь безмолвных, но творчески действующих в нем интуиций». // Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 174.
54 «Наступает пора реализма, трезвости, пора приспособления к миру и людям – и духовная жизнь… сразу мелеет». // Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 180.
55 «От юности всегда веет гениальностью… духовный мир не оттеснен «приспособлением» к жизни, он свободен и полон того дыхания бесконечности, которое выражено так полно, ясно и пленительно именно в юности». //Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 192.