Ирина Пярт размышляет в своей публикации в газете «Мир Православия» об особенностях православного подхода к школьному образованию, истории приходских школ Балтийского края времен Империи и возрождении традиций православной педагогики в современной Эстонии.
В 1872 году, приехав в родовое имение в с. Татево Смоленской губернии, молодой дворянин С.А. Рачинский, возглавлявший кафедру ботаники при Московском университете, защитивший магистерскую и докторскую диссертации, посетил деревенскую школу.
Урок арифметики проводимый сельским учителем показался Сергею Александровичу довольно скучным. Учёный решил сам попробовать провести урок, сделав его увлекательным. Кто бы мог предполагать, что работа в сельской школе так увлечёт учёного помещика, что он останется навсегда в Татево, посвятив свою жизнь сельской церковно-приходской школе?
«Школа захватывает всю жизнь ребёнка и становится великой силой, налагающей на него неизгладимую печать». Для Рачинского церковность была смыслом и формой начального образования. В Татево учителя, ученики, приходской священник с прихожанами вместе творили атмосферу благочестия и добрых нравов. Школа становилась общим делом церковной общины, и в свою очередь помогала насаждать христианскую жизнь.
В XIX веке церковно-приходские школы, подчинявшиеся Священному Синоду, соперничали с земскими школам, подчинявшимися Министерству Народного Просвещения. Соревнование между двумя ведомствами часто выливалось в полемику о том, какая система более эффективна в деле народного образования. Тем не менее, несмотря на консерватизм церковно-приходских школ, они пользовались большим доверием среди крестьянского населения.
Когда в эпоху Николая I тысячи эстонских и латышских крестьянских семей переходят из лютеранства в Православие, начинают появляться и первые православные школы. По высочайшему повелению 26 января 1846 года в каждом православном приходе Лифляндской губернии должна была быть учреждена приходская школа. К 1884/85 гг. в Эстонии было уже 315 православных школ. В 1906 году в Лифляндской губернии насчитывалось 373 православных школы, в Эстляндской — 72. Количество школ увеличивалось с каждым годом. Увеличивались и материальные проблемы: многие школы не имели своего дома, вынуждены были арендовать сырые и темные помещения у местных крестьян.
Учителя в православных школах получали самую низкую зарплату, многие были вынуждены наниматься летом батраками и чернорабочими. Часто в школах не хватало коек для учеников: спали по двое на одной кровати или на холодном полу. Инспекторы отмечали равнодушное отношение к школьным нуждам со стороны церковных конвентов, приходских школьных управлений и волостных правлений. На отчете Эстляндского губернатора 1902 году, в котором отмечалась скудость средств на православные школы, император Николай II написал: «Нельзя оставить православные школы в этом крае в таком жалком виде».
Из предметов, изучаемых в православных школах Прибалтики, больше всего часов посвящалось русскому языку, Закону Божию и арифметике. В начале ХХ века, изучение родного языка занимало 4 часа в неделю, на 3-м и 4-м годах обучения добавлялись география, история, естествознание и церковно-славянский язык. Закон Божий (6 часов) и пение (3 часа) преподавались на родном языке.
В дополнение к школьному обучению, некоторые семьи посылали детей, не занятых по хозяйству, учиться частным образом у тех же учителей приходских школ. Александр Рянгель жил в доме учителя Константина Густавсона всё лето, навещая семью только в выходные. Бездетный учитель принял мальчика как сына. Ходил с ним каждое утро на реку, где Александр научился плавать. После купания они занимались русским, арифметикой и чистописанием. После окончания волостной школы Рянгель поступил в Рижскую Духовную семинарию.
История церковно-приходских школ прервалась после 1918 года, когда в Эстонии была введена единая система национального образования. Воспитанием подрастающего поколения и религиозным образованием в независимой Эстонии активно занимались русские эмигрантские организации. Особенно следует отметить религиозно- педагогическую работу Русского Христианского Студенческого Движения, которое организовало работу детского сада, воскресных школ, кружков «дружинниц» и «витязей». В советское время о религиозном образовании не могло быть и речи. Церковь стала ассоциироваться с пожилым, а не с молодым поколением, а власти строго следили, чтобы церковь не вела работу среди детей и юношества. Возможность вновь открывать православные школы появилась только в 1990-е гг.
В чём же смысл православного образования? «Есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности, — это идеал, представляемый нам христианством. Всё, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остаётся только, прежде всего и в основу всего вкоренить вечные истины христианства». Эти слова К. Д. Ушинского говорят о том, что вечные истины должны быть в основе воспитания и образования.
Современная православная школа должна строиться на принципах православной и педагогической антропологии, которые органично связаны между собой. Смысл православного подхода к образованию — друго-доминантность, то есть направленность на другого, Бога и ближнего. Необходимо вернуть термину «образование» его глубинный смысл — формирование Образа. В православном понимании образование («образ»-ование) — это обращение к образу Божьему в человеке. Профессор педагогики О. Л. Янушкявичене подчёркивает, что в отличие от других религиозных традиций (например, мусульманской) в христианстве вообще и Православии, в частности, воспитательный процесс был ориентирован не на традицию, а на высший идеал, идеал Абсолютного Бога, идеал святости. Сегодня в Таллине, по благословению митрополита Корнилия Таллинского и всея Эстонии, создана школа св. Иоанна Богослова. Школа воплощает основные принципы православной антропологии, и видит свою цель в том, чтобы быть инструментом воспитания, взращивания духовных ценностей и формирования цельной, образованной и нравственной личности.
Школа продолжает традиции православных школ Эстонии, опирается на христианские ценности, но рассчитана на современное образование в новых условиях жизни. Главным способом достижения целей воспитания является духовно-нравственная работа учителей над собой, хранение мира и духа любви. Все родители знают, как важны человеческие отношения в школьном коллективе и доброжелательная атмосфера, в которой учатся дети. В сентябре 2013 года начнут учёбу первоклассники в школе Св. Иоанна Богослова. Проведена большая работа: разработаны учебные планы, активно идёт интенсивная подготовка учителей. Создан веб-сайт школы, проведён благотворительный концерт.
В начале своей деятельности, школа будет арендовать помещение в Старом Городе, в надежде обрести в будущем постоянное место для своей деятельности. Домашний приход школы — приход Иоанна Предтечи в Нымме, настоятель протоиерей о. Фома Хирвоя. Именно поэтому, школа надеется найти постоянный дом в зеленом районе Нымме, рядом с приходом, который будет сердцевиной духовной жизни школы.
В дореволюционной России люди жертвовали последней копейкой на строительство храмов и монастырей. Сегодня продолжаются дела милосердия и благотворительности. Школе Св. Иоанна Богослова нужна ваша помощь. Для приобретения собственного здания нужно собрать очень большую сумму. Каждый из вас в силах помочь: советом, пожертвованием, трудом и, конечно, молитвой. О людях, которые создают школу и ее деятельности можно узнать подробнее на сайте школы — www.pjk.ee. Школьное образование, на словах, всегда объявляется важным и ценным для общества, на деле же страдает от недостатка внимания и средств. Православная школа нужна нам и нужна обществу, это будущее нашей Православной Церкви.
Ирина Пярт, Школа св. Иоанна Богослова (г.Таллин, Эстония); фото с сайта школы.
Публикация в газете «Мир Православия».