Настоящий проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования был подготовлен в Министерстве образования и науки Российской Федерации в декабре 2019 года. Данный проект был подготовлен после того, как руководство Министерства отказалось от исключения в предыдущем проекте модулей по религиозным культурам из предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». По заявлению официального представителя Министерства: «В существующих вариантах ФГОС мы приняли решение оставить всё как есть — преподавание по основным конфессиям», — сказал… первый замминистра просвещения Павел Зенькович».
Проект нового ФГОС начального общего образования без религиозных культур в составе предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был опубликован ранее в сентябре 2019 г. Это вызвало резкое возмущение общественности, прежде всего граждан, выбирающих для своих детей изучение православной культуры в школе. Синодальный отдел, в связи с этим, 18 сентября 2019 года также выступил с Заявлением, призывая Министерство отказаться от утверждения Стандарта в такой редакции, вернуть гарантии изучения религиозных культур по выбору в 4 классе. Решение о преподавании религиозных культур народов России по выбору было принято в 2009 году на высшем уровне в государстве и Церкви.
Проект ФГОС начального общего образования, подготовленный в декабре 2019 года, включает предложения Русской Православной Церкви и других российских религиозных организаций — участников образования по ОРКСЭ, их представителей во Всероссийском методическом объединении по ОРКСЭ и ОДНКНР. Это, прежде всего, наличие детализированных требований к предметным результатам образования, сформулированных отдельно по каждому предмету (модулю) в предметной области ОРКСЭ.
Материал по ОРКСЭ расположен в п. 22.1 (стр. 18) при перечислении обязательных предметных областей, учебных предметов на уровне начального общего образования — перечисляется состав учебных предметов в обязательной предметной области ОРКСЭ; в разделе 34.6 — о предметных результатах по основам религиозных культур и светской этики (стр. 48-55), по Основам православной культуры (ОПК) — стр. 48-49 (13 позиций). Также в проект Стандарта, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина о возвращении в ФГОСы базового содержания обязательной части общеобразовательных программ по учебным предметам (поручение от 15.12.2014 № Пр-2876, п. 5), включены детализированные требования к предметным результатам освоения учебных предметов. В том числе, на стр. 103-112 Приложение № 7: «Требования к предметным результатам освоения учебных модулей предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», выносимым на промежуточную аттестацию», включая требования к предметным результатам освоения ОПК.
До утверждения нового ФГОС начального общего образования данные детализированные требования к предметным результатам освоения школьниками ОПК в 4 классе рекомендуется использовать в качестве методического материала:
— разработчикам учебно-методического обеспечения для преподавания ОПК в 4 классе: учебников, пособий, вспомогательных образовательных материалов и др.;
— при разработке и реализации профессиональных образовательных программ для подготовки учителей к преподаванию ОПК в ОРКСЭ (повышения квалификации и др.), для оценки качества подготовки учителей;
— непосредственно учителями в преподавании, при разработке своих рабочих программ вне зависимости от используемого основного учебника, УМК, при подготовке контрольно-измерительных материалов для промежуточной и итоговой оценки знаний школьников по ОПК в 4 классе.