Устав негосударственного образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением самостоятельно (ст.13 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании»), исходя из особенностей его деятельности, типа и вида образовательного учреждения, материальных возможностей, желательного порядка управления, планируемых направлений работы и иных индивидуальных моментов.
Вместе с тем, в связи с утверждением Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом «Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования», юридическая служба Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви считает необходимым дать нижеследующие пояснения образовательным организациям в части содержания уставных документов.
1. Кроме требований, предъявляемых законом, Устав православной образовательной организации должен отражать конфессиональный характер школы и факт реализации учреждением программ религиозного образования и духовно-нравственного развития. Это возможно в главах о целях, задачах, предмете деятельности организации, о реализуемых образовательных программах и т.п.
Конкретные формулировки разрабатываются самой школой. В качестве примера приводим выдержки в этой части из Уставов некоторых православных образовательных организаций (с их согласия) :
«Цели, предмет и виды деятельности Гимназии.
Целями гимназии являются:
— воспитание на основе православного мировоззрения целостной личности, подготовленной к получению высшего образования по любой специальности и к деятельности на любом общественно-полезном поприще;
— удовлетворение общественных потребностей в обучении и воспитании в интересах личности, общества и создание благоприятных условий для развития способностей обучающихся и формирование у них потребности в самоопределении и самореализации;
— усвоение обучающимися нравственных ценностей и системы знаний в соответствии с представлениями Православной церкви о мире и человеке;
— обеспечение всестороннего духовного, интеллектуального, эстетического, культурного и физического развития участников образовательного процесса, обеспечивающее успешную адаптацию обучающихся к условиям социума.
…
Образовательные программы
…
Помимо предметов базисного учебного плана обязательными в Гимназии являются следующие предметы: Закон Божий, латинский и древнегреческий языки, второй современный язык, древняя история, хор, хореография.
…
Воспитательная и внеклассная работа в Гимназии ведется с помощью единой системы воспитания, управления и развития, построенной на основе православного мировоззрения, участия обучающихся в богослужениях, использующей различные формы и виды детского и молодежного общения, в том числе такие, как культурный центр, клубы по интересам, студии, научные общества, секции, кружки, паломнические и экскурсионные поездки.»
«Предмет, цели и виды деятельности школы
— религиозно-нравственное образование учащихся в духе христианской нравственности, традиций и учения Русской Православной Церкви;
Школа осуществляет:
— реализацию программы религиозного православного образования;
Организация образовательного процесса
…
— Преподавание вероучительных дисциплин, осуществляется за счет части программы, формируемой участниками образовательного процесса. Программы вероучительных дисциплин, компетенция и состав преподавателей по предметам вероучительных дисциплин, методическая связь с предметами основного образования устанавливаются на основе установлений Русской Православной Церкви. Текущее руководство вероучительных дисциплин осуществляет духовный попечитель школы.
…
Задачами дошкольного образования являются:
— обеспечение религиозно-нравственного образования и воспитания учащихся в духе христианской нравственности, традиций и учения Русской Православной Церкви;»
«1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
…
Образовательные и воспитательные программы Гимназии ориентированы на формирование последовательно православного, научного мировоззрения, развитие индивидуальных способностей обучающихся, воцерковление детей, раскрытие потенциала их личности.
Дополнительный компонент образования реализуется за счет обучения православной религии, в том числе преподавания вероучительных дисциплин. Программы религиозного обучения, компетенция и состав преподавателей по предметам религиозного православного образования, методическая связь с предметами основного образования устанавливаются на основе канонических установлений Русской Православной Церкви. Текущее руководство обучением религии осуществляет духовник Гимназии.
…
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
2.1. Основными целями образовательного процесса в Гимназии являются:
— получение учащимися общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
— религиозно-нравственное образование и воспитание учащихся в духе христианской нравственности, традиций и учения Русской Православной Церкви;
— индивидуальная учебная и воспитательная работа с учащимися Гимназии с целью их гармоничного развития, реализации образовательных потребностей учащихся, помощи в профессиональной ориентации, подготовки к полноценной жизни в современном обществе.
2.2. Содержание общего образования определяется программами, которые разрабатываются, принимаются и реализуются Гимназией самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.
2.3. Гимназия реализует:
— программы дошкольного образования и воспитания;
— общеобразовательные программы, в том числе, гимназические программы и программы углубленного изучения отдельных предметов;
— программу религиозного православного образования;
— дополнительные образовательные программы для дошкольников, школьников и населения для удовлетворения соответствующих образовательных потребностей;…»
«Цели образовательного процесса.
Типы и виды реализуемых, образовательных программ
Целями деятельности Гимназии являются:
…
— возрождение лучших традиций классического отечественного образования;
— религиозно- нравственное образование и воспитание детей в духе христианской нравственности и традиций Русской Православной Церкви;
— приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям;
— восстановление в системе образования традиционной христианской духовной культуры;
— создание условий для изучения православной культуры и значения православной христианской религии в истории российского общества и государства;
— формирование интеллектуального и духовного потенциала общества на основе православных традиций;
…
Для достижения намеченных целей Гимназия осуществляет следующие виды деятельности:
— организация и осуществление образовательного процесса по программам дошкольного, начального, основного общего и среднего (полного) общего образования;
— организация образовательного процесса по программам дополнительного образования детей;
— углубленное изучение ряда гуманитарных, точных, технических и иных дисциплин;
— организация преподавания в Гимназии наряду с основной общеобразовательной программой специальных вероучительных предметов в соответствии с принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования;
— организация специализированных «Православных классов» с углубленным изучением вероучительных предметов, православной культуры и получением воспитания в духе христианской нравственности и традиций Русской Православной Церкви;
— обучение детей и взрослых по вероучительным предметам в форме посещения – Воскресная школа;
— организация и осуществление дополнительного образования детей по программам религиозно-нравственной и художественно-ремесленной направленности;»
«Организация образовательного процесса
…
Условия и порядок приема учащихся.
…
Прием в школу осуществляется только при условии ясно выраженного свободного волеизъявления ребенка, свидетельствующего о его желании привлекаться к участию в православных богослужениях, других православных религиозных обрядах, в деятельности православных религиозных объединений, в обучении православной религии.
Договор об оказании платных услуг.
…
Договор прекращается невозможностью исполнения в силу запрета вовлечения малолетних в религиозные объединения и обучения малолетних религии вопреки их воле – в случае, когда ясно выражено нежелание учащегося привлекаться к участию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Такое нежелание может быть выражено в форме заявления учащегося или в форме непосещения без уважительной причины соответствующих обязательных уроков и мероприятий. При пропуске более чем пяти таких уроков или мероприятий за учебный период (семестр, четверть, триместр) учащийся признается выразившим нежелание привлекаться к участию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии, в связи с чем Договор прекращается невозможностью исполнения.»
2.Кроме того, Устав православной образовательной организации должен отражать такого участника образовательного процесса, как духовный попечитель. Духовный попечитель избирается из числа священников данной епархии школой ( или Учредителем- на усмотрение школы), вступает в должность на основании Указа правящего Архиерея. Духовный попечитель курирует и несет ответственность за преподавание вероучительных дисциплин и общий православный уклад в школе. В связи этим духовный попечитель должен быть наделен правами, позволяющими реально влиять на образовательный процесс. Конкретные права, схема участия, порядок принятия решений и т.д. прописывается каждой школой индивидуально.
В качестве примерных образцов ниже приводятся выдержки из Уставов в этой части:
«Организация образовательного процесса Гимназии
Участниками образовательного процесса в Гимназии являются —Духовный попечитель и…..
Духовный попечитель осуществляет духовное попечение о Гимназии, которое заключается в поддержании нормального духовного климата в Гимназии, исполнении духовных треб участников образовательного процесса, в разрешении возникающих в школьном коллективе вопросов религиозно-нравственного характера.
Духовный попечитель:
— осуществляет высшее наблюдение за направлением преподавания, воспитанием обучающихся и за исполнением Устава Гимназии;
— вправе посещать Гимназию в любое время;
— вправе присутствовать на уроках и экзаменах обучающихся.
На территории Гимназии функционирует православный домовый храм, предназначенный для регулярного совершения богослужений.»
«Права и обязанности участников образовательного процесса
Участниками образовательного процесса в Школе являются:
…
— духовный попечитель Школы;
Духовный попечитель Школы контролирует соответствие содержания вероучительных дисциплин учению Православной Церкви, освоение учащимися программы религиозного православного образования и направленность воспитательной работы в Школе на формирование личности православного христианина.»
«Управление Гимназией
Высшим органом управления Гимназии является Попечительский Совет.
…
Духовный попечитель в обязательном порядке входит в состав Попечительского совета. Обязанности духовного попечителя может осуществлять только православный священник, который поддерживает нормальный духовный климат в Гимназии, участвует в исполнении треб участников образовательного процесса и разрешении возникающих в их коллективе вопросов религиозно-нравственного характера.
Духовный попечитель является главным попечителем Гимназии, в этом качестве он:
— осуществляет высшее наблюдение за направлением преподавания, воспитанием обучающихся и за исполнением настоящего Устава и Правил внутреннего распорядка;
— вправе посещать Гимназию в любое время, входить во все подробности управления и удостоверяться в ее благоустройстве;
— вправе присутствовать на экзаменах;
— вправе давать советы и рекомендации Директору и администрации Гимназии о мерах к устранению недостатков или к улучшению той или иной части управления или преподавания в Гимназии.»
Кроме вышеуказанного, полагаем целесообразным предусмотреть: 1)обязательное собеседование с духовным попечителем для кандидатов на должность преподавателя вероучительных дисциплин при приеме на работу (или как условие для приема на работу), при приеме обучающихся; 2)вхождение духовника в педагогический совет и его решающий голос при разрешении вопросов духовно-нравственной направленности;
3) согласование духовником рабочих программ православного компонента образования школы и программы духовно-нравственного развития.
3.Кроме того, весьма желательно отражение в Уставе особенностей православного уклада школы. Например:
«Учебный год в Школе начинается 1 сентября. В том случае, если 1 сентября совпадает с выходным днем, то ученый год начинается со 2 или 3 сентября. Продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 недели, во 2-11-х классах – не менее 34 недель. Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 календарных недель. Учащимся в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
При этом сроки проведения зимних и весенних каникул согласуются с праздниками Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения. К неучебным неделям относятся также двунадесятые праздники Русской Православной Церкви. К неучебным дням могут относиться и некоторые другие праздничные дни Православного календаря.»
Тем образовательным организациям, которые будут вносить изменения в Уставы (принимать их в новой редакции) хотим напомнить, что общие требования к Уставу образовательной организации определены в законе. В частности, ст.13 Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), гласит:
«1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) учредитель;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений — в случаях, не противоречащих федеральным законам);
д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности;
ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.»
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что законом в настоящее время предусмотрено только два варианта высшего органа управления негосударственной образовательной организацией: учредитель(учредители) или попечительский совет, формируемый учредителем( ст. 36 Закона РФ «Об образовании»).