О том, как велась подготовка к III Парламентским встречам, состоявшимся в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений, и каких результатов удалось добиться, мы беседуем с заместителем председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сопредседателем рабочей группы по проведению Рождественских парламентских встреч Сергеем Железняком.
— Сергей Владимирович, в этом году Рождественские парламентские встречи прошли в третий раз. Еще три года назад наверняка было немало скептиков, кто не допускал подобного формата проведения Рождественских чтений, тем более с выступлением Святейшего Патриарха с парламентской трибуны. Как сегодня государственная власть оценивает такой уровень сотрудничества с Церковью?
— Безусловно, высоко. Мы все понимаем необходимость совместных усилий по укреплению ключевых нравственных основ нашего общества и сохранению традиционных ценностей многонационального и многоконфессионального народа России.
Долг ответственных политиков – противостоять попыткам разрушения наших веками сложившихся традиций и способствовать максимально эффективному решению социальных проблем, существующих в обществе. Сегодня Церковь – это не только духовная скрепа и нравственный ориентир, но и огромный общественный институт, выполняющий ряд социальных функций. Речь идет не только об образовании и воспитании молодого поколения, но и о той деятельности, которую Церковь выполняет ежедневно. Это помощь малоимущим, беженцам, людям, попавшим в трудные жизненные обстоятельства.
И в этом отношении Церковь – надежный партнер государства. Иногда усилий светской власти недостаточно, чтобы справиться с решением отдельных социальных проблем, и тогда в работу включается Православная Церковь и другие традиционные религии. Мы знаем немало конкретных примеров. И благодаря такому формату, как Парламентские встречи, мы можем обменяться опытом, договориться о совместном решении тех или иных проблем.
Важно, что Государственную Думу посетил глава крупнейшей конфессии страны и руководители всех традиционных религий. Депутатам важно слышать голос религиозных организаций.
— Какие инициативы прошедших Рождественских парламентских встреч были реализованы и о каких итогах этих инициатив можно сегодня говорить как о принесших определенную пользу нашему обществу?
— Многие предложения, прозвучавшие на Встречах, нашли отражение в работе профильных комитетов Государственной Думы. В их числе – тезисы Святейшего Патриарха о решении вопроса с абортами. Проблема на самом деле серьезная, требующая деликатности и глубокого осмысления. Сегодня на повестке Думы три законопроекта, связанных с этой темой.
Многие другие предложения участников Рождественских парламентских встреч приняты во внимание и уже находятся в работе профильных комитетов.
— В своем выступлении перед парламентариями Патриарх затронул ряд важных вопросов. В нашей беседе хотелось бы обратить особое внимание на те, которые касаются преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», в частности, его расширения на все годы обучения в школе и, возможно, на высшую школу. Какова точка зрения парламентариев на эту тему? На Ваш взгляд, какие шансы быть реализованной и в какие сроки имеет данная инициатива?
— Россия – уникальная страна с многовековой историей общего соработничества и сотворчества людей разных национальностей и вероисповеданий. Нам необходимо чтить традиции и сделать так, чтобы никакие внешние вызовы и искушения открытого глобального мира не разрушили удивительный многонациональный и многоконфессиональный русский мир, который нам достался от предков и является уникальным цивилизационным преимуществом. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» способствует воспитанию в детях и юношестве уважения к своим традициям. Сегодня курс преподается в четвертом классе, но существует мнение, что необходимо его расширить. На одном из круглых столов парламентарии, священнослужители и педагоги обсудили этот вопрос. Он также передан для рассмотрения в Министерство образования РФ. В письме, направленном министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову, Русская Православная Церковь предлагает организовать преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» во втором, третьем и четвертом классах, а также ввести преподавание религиозных культур или светской этики по выбору семьи школьника в 5–9-х классах. Однако, как отметил Патриарх, даже в случае положительного решения следует понимать, что введение предметов модуля во 2–4-х классах станет возможным не ранее 2016/2017 учебного года, а в 5–9-х классах – не ранее 2017/2018 учебного года.
Кроме того, необходимо будет решать вопрос оплаты труда педагогов, занимающихся практической реализацией модулей курса. В настоящее время из бюджета оплачивается ставка только одного педагога, а в случае выбора родителями нескольких модулей руководство школ вынуждено самостоятельно изыскивать средства на их реализацию. Поэтому данный вопрос требует дальнейшего общественного обсуждения и детальной проработки.
— Другой вопрос – финансирование православных школ и гимназий, хотя бы, как отметил в своем выступлении Святейший, в рамках государственного образовательного компонента. Когда ждать законодательных решений по этому вопросу?
— Православные и иные конфессиональные школы, на мой взгляд, имеют право на такие же условия, как и другие образовательные учреждения. Во всяком случае, в рамках общеобразовательного курса. Мы не первый год взаимодействуем по данному вопросу с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, с директорами школ, экспертами в сфере образования. Над этим работают и профильные комитеты Госдумы. Когда консенсус по этой теме будет найден, будут рассмотрены соответствующие поправки в Закон «Об образовании в РФ».
— В рамках Рождественских парламентских встреч прошли тематические дискуссии, посвященные актуальным вопросам церковно-государственных отношений: круглый стол «Церковь, государство и общество: задачи XXI века», секции «Наследие Святой Руси и вызовы современного мира», «Духовно-нравственное воспитание в российской школе: состояние, проблемы, перспективы», «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (к 70-летию Победы)» и «Аксиологические и онтологические парадигмы в управлении государством и обществом». Участники дискуссий выработали большой перечень рекомендаций, адресованных ряду министерств, академий, госорганов, в том числе — депутатам ГД РФ. Как проходит работа над этими рекомендациями? Какие из них найдут свое воплощение в законодательных инициативах, а возможно, и решениях в ближайшее время?
— Темы, которые обсудили в Госдуме на круглых столах, в первую очередь коснулись осмысления и поддержания основ, жизненно значимых для развития нашей страны. Развернутые дискуссии послужили более глубокому пониманию того, в каком мире мы живем, каков вектор развития России и ожидания граждан во взаимоотношениях с государством. Власти важно слышать представителей всех традиционных конфессий, которые объединяют большинство граждан России. Все рекомендации, какие были выработаны участниками чтений в адрес парламентариев, безусловно, будут рассмотрены в рабочем порядке.
Сегодня на повестке дня стоит предложение, чтобы концепция духовно-нравственного воспитания стала общенациональным документом. Именно духовность и нравственность – наше конкурентное преимущество и главные фундаментальные ценности, которые сохранят Россию в будущем.
— В итоговом документе XXIII Международных Рождественских образовательных чтений говорится, кроме прочего, о важности того, «чтобы в школьных учебниках по гуманитарным предметам поддерживались и утверждались традиционные духовно-нравственные ценности и находили отражение лучшие духовные традиции отечественной культуры». Известно, что во многих учебниках гуманитарного цикла в последние годы было допущено немало неоднозначных трактовок и высказываний. Какие-то пособия были вовремя изъяты, другие дошли до школьников. Как сегодня на государственном уровне ведется и контролируется работа подготовки учебников?
— Многие депутаты придерживаются позиции, что общее образование не должно предполагать той коммерческой вариативности учебников, которая есть сегодня. В Госдуму внесен проект закона о единой линейке учебников по русскому языку, литературе и истории Отечества. Считаю, что следует рассмотреть возможность привлечения к работе по проведению экспертизы школьных учебников по гуманитарным дисциплинам представителей традиционных конфессий, чтобы избежать искажений и неточностей.