С 30 сентября по 4 октября 2022 года на территории горнолыжного курорта «Роза Хутор» прошел финальный этап межрегионального конкурса образовательных экскурсионных маршрутов среди школьников Южного федерального округа «Времен связующая нить».
В финале конкурса приняли участие команды из шести регионов Южного федерального округа: Волгоградская, Астраханская и Ростовская области, Республика Крым, Адыгея, Краснодарский край.
Организаторами мероприятия выступили сектор мероприятий и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, АНО ДПО «КИРИЛЛИЦА», АНО «Центр образовательных и культурных инициатив “ПОКОЛЕНИЕ”», мероприятие реализуется при поддержке средств Фонда Президентских грантов.
Участников проекта сопровождали заведующий сектором мероприятий и конкурсов Синодального ОРОиК, президент АНО «ПОКОЛЕНИЕ» иеромонах Трифон (Умалатов), заместитель руководителя Епархиального ОРОиК, к.п.н., доцент Ольга Шевченко; игумен Христофор (Казанцев), руководитель ЕОРОиК Волгоградской епархии, доцент кафедры культуры, искусства и общественных дисциплин ГАУ ДПО «Волгоградская государственная Академия последипломного образования».
В каждом регионе, на первом этапе, были отобраны лучшие индивидуальные экскурсии. На финал второго межрегионального этапа конкурса собрались команды-победители регионов ЮФО. 18 подростков от 13 до 17 лет совместно с кураторами, лекторами, экспертами в течении первых двух дней защищали разработанные и апробированные кейсы образовательных экскурсионных маршрутов в трех номинациях: «Героическая история моей малой родины» (период ВОВ); «История моего края в историко-культурных памятниках»; «Национально-исторические особенности моего края».
Жюри конкурса, согласно заявленным в Положении критериям, оценивало проекты подростков на:
- оригинальность текста образовательного маршрута экскурсии;
- продуманность и обоснованность маршрута в соответствии с выбранной номинацией;
- владение материалом, компетентность экскурсовода;
- историческую достоверность материала;
- последовательность построения экскурсии (сочетание рассказа с показом, логические переходы, культура речи).
Также для участников проекта специалисты АНО ДПО «КИРИЛЛИЦА» совместно с лекторами из Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви провели мастер-классы по ораторскому искусству, технологии критического мышления, социальному проектированию и информационному сопровождению проекта.
Ольга Шевченко (руководитель проекта) объяснила требования, предъявляемые к устному выступлению, методике подготовки и произнесения публичной речи, рассказала о закономерностях общения, взаимодействия оратора и аудитории; отработала с участниками упражнения, которые позволяют с использованием различных средств выразительности и наглядности выступать с устной речью перед различными аудиториями; представила материал устного выступления с учетом требований риторики.
Заведующий сектором мероприятий и конкурсов СОРОиК иеромонах Трифон (Умалатов) представил мастер-класс по социальному проектированию, содержащий алгоритм написания социальных проектов с комплексом упражнений на отработку шагов организации проектной деятельности. Представил подбор материала для организации и проведения экскурсии, пояснил основные ошибки при защите проектов конкурсантов. Разобрал фактический материал, структуру экскурсий, коснулся создания маршрутных листов и вспомогательных заданий к экскурсии.
Лектор игумен Христофор (Казанцев) рекомендовал участникам проекта в рамках мастер-класса использовать для составления экскурсии следующие критерии: познавательную ценность и связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой; известность объекта, его популярность среди населения и даже необычность (экзотичность) объекта, связанную с каким-то историческим событием, которое произошло в данном месте, с легендой или историческим событием. Объяснил, что экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают.
В ходе проведенных мастер-классов было проведена диагностическое обследования, которое показало, что у подростков развились социальные и коммуникативные компетенции, они научились понимать целостный и ценностный смысл текста, выросла мотивация к овладению исторического и культурного наследия своего края; развилось умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение при защите своих кейсов экскурсионно-образовательных маршрутов. Подростки приобрели опыт реализации проектной деятельности как особой формы работы, научились выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.
3 октября состоялось награждение финального этапа Конкурса:
1-е место команда Донской митрополии: Александра ГАЛИЦКАЯ, обучающаяся МБОУ Матвеево-Курганская СОШ № 1; Александра ФОМИНА, обучающаяся ГБПОУ РО «Морозовский агропромышленный техникум»; Артём СПИРИДОНОВ, обучающийся ГБОУ РО «Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус».
2-е место:
- команда Майкопской и Адыгейской епархии: Эмиль ИБРАГИМОВ, Эльдар ИБРАГИМОВ, Серафим ЕФИМЕНКО обучающиеся Частное учреждение «Общеобразовательная организация «Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского» города Майкопа Республики Адыгея;
- команда Астраханской митрополии: Софья ПОРОТИКОВА, обучающаяся МКОУ «Раздорская средняя общеобразовательная школа им. Губернатора А. П. Гужвина» с. Раздор Камызякского района; Анна ФОКИНА, обучающаяся ГБОУ Астраханской области «Православная гимназия имени священномученика Иосифа, митрополита Астраханского и благодетельницы Веры Жилкиной»; Никита ЕФИМЦЕВ, обучающийся ГБОУ Астраханской области «Православная гимназия имени священномученика Иосифа, митрополита Астраханского и благодетельницы Веры Жилкиной».
3-е место:
- Команда Симферопольской и Крымской митрополии: Анна СОЛДАТОВА, обучающаяся МБОУ «Цветочненская средняя школа им. К. С. Трубенко» Белогорского района Республики Крым; Владимир КИРЬЯНОВ, обучающийся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» муниципального образования городской округ Симферополь; Глеб ЗИБОРОВ, обучающийся МБОУ «Гимназия №5 г. Феодосии Республики Крым»;
- Команда Кубанской митрополии: Софья НОСЕНКО, воспитанница воскресной школы храма в честь Николая Мирликийского Чудотворца г. Краснодара Матфей ВЛАХНО, воспитанник Свято-Тихоновской воскресной школы Свято — Покровского храма города Апшеронска; Диана КОСТЮК, обучающаяся МОБУ СОШ № 11 им. Героя России И. В. Марьенкова г. Лабинска;
- Команда Волгоградской митрополии: София КУЛЬКОВА, обучающаяся МОУ «Гимназия № 3 Центрального района Волгограда»; Ксения КУЛЬКОВА, воспитанница воскресной школы храма Богоявления Господня города Волгограда; Иван НОВИКОВ, обучающийся МОУ «Средняя школа № 24 г. Волжского Волгоградской области».
Пресс-служба Синодального ОРОиК