Как воспитывать ребенка в современном мире, чтобы он, будучи православным, не оказался оторван от сегодняшней жизни? Об этом беседа с духовником, известным всей России, схиархимандритом Илием (Ноздриным).
– Батюшка, многие родители, которые только встают на путь воцерковления, задают вопрос: как воспитать ребенка в современном мире, чтобы он, будучи православным, не оказался оторван от сегодняшней жизни? О чем часто забывают современные родители?
Для родителей верующих, думаю, такой вопрос не возникает, потому что они уже готовы к тому, чтобы воспитывать детей положительно. Их задача – наставить детей на путь духовного образа жизни, жизни по совести.
Обычная формула воспитания – это «кнут и пряник». Родителям не обойтись ни без того, ни без другого. Но все должно быть в разумных пределах, и родители с серьезными моральными устоями понимают, как не перегнуть палку. Ведь дети, получающие слишком много поблажек и послаблений, начинают считать, что все должно быть сделано для них и что в жизни все легко дается. Они четко усваивают лишь один навык – потребительский; они привыкают получать то, что хотят, будь то одежда, еда, игрушки, по своему первому требованию. Понятно, что ни к чему хорошему это не приводит в итоге, поэтому ограничения в деле воспитания очень важны.
Проблемы в воспитании детей есть как у обеспеченных семей, так и у семей со средними доходами, и малообеспеченных. И у всех свои трудности. В любом случае, каково бы ни было материальное положение родителей, детей нельзя делать идолами, баловать их, все помыслы и побуждения сосредотачивая лишь на них. Дети должны учиться преодолевать трудности с ранних лет. Взять пример с армией. Чтобы армия была боеготовой, там дисциплина, режим, в том числе и режим питания, и одежда, обмундирование – не так, кто что захочет. Конечно, семья – не армейский опыт, но дисциплина должна быть.
В моей семье была крепкая дисциплина. И за проступком следовало наказание. Что такое наказание? Прежде всего, это учение. Прежде родители понимали, что применение «кнута» в воспитании дает детям, своего рода, опыт подвига мученичества. И ребенок такое учение запомнит, и с годами, начав свою жизнь, создав свою семью, будет с благодарностью вспоминать родителей, иногда применявших и «кнут» как заслуженное наказание за конкретные проступки и шалости. Шаляпин так в своих записках и пишет: «Если бы отец не порол меня, как сидорову козу, я бы не был таким».
– Батюшка, большинство тех людей, которые сейчас являются родителями, воспитаны в советский период, и научиться церковной жизни, духовности они не могли. Как им воспитывать своих детей? Как они могут их воцерковлять, сами не будучи воцерковленными?
– Прежде всего, им нужно понять и принять то, что жизнь дается от Бога. Господь нам дал все – эту землю, воздух. Если у человека отнять воздух хоть на пять минут, он умрет. Но мы забываем зачастую, что это Бог дает нам возможность дышать. Бог дает Свою благодать каждому человеку, хорошему и плохому, мы живем Божией благодатью. Вся наша жизнь – от Бога, Он дал нам земные плоды, дал нам все-все-все.
Но сказано также – Господь не спасает нас без нас. Он дает нам физические возможности, интеллектуальные способности, благодаря чему мы развиваемся, совершенствуемся. Он наделил нас способностью трудиться, и все наши научные и технические достижения – от того, что Бог дал нам разум.
Надо сказать ясно, что оголтелая воспитательная проповедь, которая велась в советское время, уродовала человека, направляла его на совершенно ложный жизненный путь. Сейчас часто говорят, что при советском режиме было больше дисциплины, порядка. Но на чем они держались? На страхе. А такой страх не дает положительного развития, не позволяет человеку проявить себя с положительной стороны. И еще из людей тогда не выхолощена была вся та воспитательная система, которая столетиями укладывалась в нормы человеческой жизни. И люди, и школа еще держались на старой традиции, на старой морали, исходившей из Священного Писания. На нормах христианской морали воспитывались классики отечественной литературы и искусства. Но когда из людей выхолащивалось внутреннее сознание, совесть, когда из них выхолащивались христианские понятия и правила, тогда люди постепенно деградировали, и ясно, что это сказывается в наше время.
Конечно, сегодня у нас есть проповедь христианства, но это далеко не то, что нужно, не в том размере, в каком должно быть. Особенно школа должна быть христианской, нужно изучать Закон Божий.
Конечно, и сейчас есть родители, которые усвоили и сохраняют традиции положительного, доброго воспитания, но это, конечно, не вполне то, что должно быть. Но Господь помогает. Если родители не ведут воспитания религиозного содержания, то они хотя бы стараются привить ему трудолюбие, послушание… Если они сами этими качествами обладают, то они могут их привить.
– Какие самые главные качества родители должны привить ребенку?
– Прежде всего, это страх Божий. Сказано: «Начало премудрости – страх Божий». Если родители стараются воспитывать ребенка положительно, но без страха Божия, то на глазах у людей такой ребенок делает положительное, а за глазами он будет делать то, что подсказывает его отрицательная натура. А имея страх Божий, он всегда помнит, что он пред очами Божиими.
Также важно привить ребенку христианское смирение и послушание родителям. Не менее важно научить его ответственности, пониманию необходимости получения образования и важности труда. Это ответственность и перед родителями, и в школе. Ничего не дается человеку просто так, всегда для достижения цели нужно прилагать усилия умственные или физические. А современные дети часто, взяв портфель и уйдя утром в школу, до нее не доходят. Потому что нет страха Божия и послушания, нет сознания ответственности за свое будущее, нет трудолюбия. Надо, чтобы человек не ждал, когда его заставят потрудиться, а сам бы имел желание помочь родителям.
Сейчас у нас огромная беда, как вообще демографическая, так особенно в сельской жизни. Село почти развалено. Живя в природе, ребенок впитывает в себя настоящие понятия о жизни – что в жизни все нелегко дается, что надо потрудиться, чтобы получить пищу, одежду. И, конечно, Господь учит его. Через природу он познает Творца, высшую премудрость, сколько всего нам дает Господь. И здесь же – понимание нашей сущности и того, что Бог спасает человека. Как Он спасает? Он полагает жизнь на Кресте. Добровольно идет на Крест, чтобы отдать жизнь. «Нет большей любви, как кто душу положит за други своя». Так нужен любому человеку Бог, любому родителю…
Еще одно важное качество – совесть. Человек должен иметь внутренний закон – закон совести, и родители должны воспитывать ее в ребенке. А если человек сообразуется в своих поступках со своей совестью, то он так и живет. Где не хватает знаний о внешнем законе, он живет законом внутренним.
Интервью для журнала «Православное образование» (лето 2012)
Интервью: монах Максим (Однорал), Елена Балашова
Фото: Даниил Африн