Венчание – одно из семи Таинств Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодатную силу для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. О том, чем должно быть венчание для верующего человека и как священнику вести работу с теми, кто решил венчаться, мы беседуем с настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках протоиереем Алексием Гомоновым.
– Отец Алексий, что такое Таинство венчания для верующего человека?
– Таинство венчания в корне меняет самих людей. После его совершения они измененным взглядом, измененным сознанием видят друг друга. На задний план уходят внешние данные, причуды характера, которые раньше «цепляли». «Вторая половинка» становится особо близким, дорогим существом. Есть родственники: мать, отец, сестра, брат – это все дорогие люди, но этот человек вдруг становится не только в один ряд с ними, но даже ближе их.
Господь, соединяя людей в Таинстве венчания, дает какое-то глубинное проникновение одного человека в другого. И слова, которые говорятся во время совершения Таинства о том, что две плоти станут одной плотью, касаются именно этого проникновения друг в друга, этого преображения. Действительно, две плоти, два человека становятся одним целым. Такое соединение – это результат Таинства Церкви. Проживи в браке хоть десятилетия без венчания, такого соединения не будет, того родства душ не произойдет. Сколько ни дружи, ни познавай друг друга – не будет. Только в таком – таинственном – соединении и возможна истинная жизнь плечом к плечу. Это тайна верующей души. Но насколько близкими, родными станут повенчавшиеся, зависит от силы веры каждого из них. И от понимания, что происходит с двумя людьми после Таинства венчания: что они соединяются Богом на века и после смерти останутся вместе.
Вспомните благоверных князей, святых супругов Петра и Февронию. Их, закончивших земную жизнь, клали в разные гробы, а на утро они оказывались в одном, и так было до трех раз. Почему? Ведь он был уже монах и она – монахиня? Бог их укладывал рядом, потому что любовь и тайна Божия соединяла их и переносила. Так до сих пор они и лежат вместе…
– В каком случае Церковь может развести венчанных супругов?
– Когда совершена ошибка. Например, если, по незнанию, в брак вступили родственники. Или кто-то из супругов скрыл препятствующее заключению брака психическое заболевание, грозящее жизни другого супруга. В других случаях, даже если брак аннулируется гражданской властью, перед Богом двое разошедшихся людей остаются супругами. Хотя в наши дни, увы, нередко приходится идти навстречу каким-то человеческим особенностям, слабостям, присущим людям последнего времени, но, главное, – если их совместное проживание реально угрожает здоровью или жизни одного из супругов или их детей. В последние годы число венчающихся увеличилось, люди просыпаются для веры. Но бывают и разводы, потому что люди не поняли, что такое венчание.
– Отец Алексий, как священник должен вести работу с теми, кто решил венчаться?
– Батюшка должен объяснить, что прав апостол Павел, когда говорит, что муж и жена должны в терпении помогать друг другу: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7, 16). Конечно, терпеть не только свои немощи, но и ближнего труднее, но и спасительнее. Всегда, когда создается ситуация, помогающая делу спасения человека или союзу людей, будь то венчанный союз, приходская или монастырская семья, рабочий коллектив, который во славу Божию трудится, всегда возникает что-то, что можно назвать серьезным испытанием крепости этого коллектива, содружества. Потому что все, что делается ради спасения, ради жизни вечной, ради Бога, – это все ненавистно силам зла, дьяволу, и он ищет, как расколоть союз, навредить ему. Поэтому в жизни любого союза, коллектива бывают очень серьезные ситуации, способные разъединить, разбросать людей. Но надо понимать, что это испытание. И терпеть, молиться о даровании сил все вытерпеть и сохранить это спасительное единство. Это относится и к венчанному браку, православной семье. Дьявол будет испытывать союз на прочность, подбрасывать всякие искушения, а мы должны понимать, что это не случайность, а попущенное Богом испытание.
– А если люди не хотят венчаться, живут вне брака?
– Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), тем более это относится к созданию семьи. Это закон. Всякое переступание через закон – преступление. А преступники так или иначе наказываются. Одной из причин вымирания нашего народа и большого числа распада семей (я слышал, что процент разводов по России доходит до 75%, а в некоторых регионах – до 93%!) является то, что люди живут в невенчанном браке. Заключение брака совершается только священником в церкви. Через священника действует Бог, соединяющий и освящающий брак. Если ты нарушаешь законы государства, ты будешь в этом государстве непослушником, преступником, и будешь наказан. Тем более нельзя нарушать Божественные законы, которые даны на все времена, и ответственность за них еще больше, чем перед государством. Если там за нарушение закона предусмотрено лишение свободы и всяких льгот, то здесь – лишение жизни вечной. Я венчал даже 80-летнюю пару, супруги поняли, что если не повенчаются, то оставят дурное наследие своим детям и внукам.
Батюшка должен уметь объяснить тем, кто спешит заключить брак, что прежде им необходимо получше узнать и испытать друг друга. Но не переступать барьер, который должен быть крепким, то есть жить без телесных отношений, что также станет испытанием. На волне влюбленности двое часто делают заключение, что любят друг друга на века, и потому спешат повенчаться. Но из такого поспешного решения ничего хорошего не выйдет – человека надо увидеть в ином настроении, состоянии. Если бы до венчания один из супругов увидел, каким другой бывает в ярости, или как он долго выходит из плохого настроения и как тягостно с ним в эти дни, вряд ли он захотел бы с ним венчаться. Скрытые психические болезни тоже выявляются не сразу, а они часто становятся причиной страданий супругов и их детей.
Еще священники должны говорить, что христианский брак – освященный Богом, а значит истинный, – это всегда служение друг другу ради спасения друг друга. Он вовсе не такой, как у язычников, ищущих в нем удовольствия. Но, последуя Христу, верующие, вступая в брак, ищут не чтобы им служили, а чтобы самим послужить. Болезненность, естественное для человека увядание с возрастом, затянувшиеся недомолвки нарушают общение супругов в плане получения удовольствия и люди, настроенные в браке только на это, не хотят терпеть и расстаются, не видя смысла в совместной жизни.
– Отец Алексий, при храме Успения Богородицы в Путинках действует молодежный клуб во имя святых Петра и Февронии. Это Ваша задумка или изобретение Ваших молодых прихожан?
– Он сложился при помощи Божией. Когда благодаря одному из прихожан в нашем храме появилась чудотворная икона с частицами мощей святых Петра и Февронии (она была написана в Муроме и несколько суток лежала там на раке со святыми мощами благоверных князей), по воскресеньям вечером мы стали совершать перед ней молебны. Их стало посещать все больше людей, причем молодежи. Однажды после службы мы решили накрыть стол и познакомиться друг с другом поближе. Через некоторое время я заметил, что присутствие батюшки несколько сковывает свободу молодых людей, и поэтому после молебна и проповеди стал их покидать. А члены клуба уже нашли себе массу занятий: сегодня в клубе есть народные театр и хор, ребята совершают паломнические поездки, занимаются благотворительностью, организовывают творческие встречи.
Отмечу, что клуб святых Петра и Февронии – не клуб знакомств, это просто общение молодежи, имеющей схожие интересы, и в первую очередь молитвенное общение. Для многих, приходящих в клуб, становится откровением, что возможно такое общение лиц противоположного пола – как членов одной большой дружной семьи. Иногда, конечно, приходят те, кто пытается активно искать в нашем клубе избранника или избранницу, донимают вопросами. Но такие настырные приставания пресекаются. Да, у нас много молодых, в клубе рождается много пар, но все они проходят серьезный путь узнавания друг друга через совместные дела – уборку территории монастыря, выездной «десант» к какому-то батюшке бедного храма, концерты с подарками в детских домах и т.д.
– Отец Алексий, исходя из Вашего опыта, скажите, объединения, подобные клубу, помогают батюшкам донести до молодежи основные идеи Православия?
– Да. Многие становятся прихожанами после того, как приходят в наш клуб, и их касается благодать Святого Духа через молебен, проповедь, само пребывание в храме. Молодые люди начинают меняться, тянуться к Богу, исповедуются и причащаются.
Интервью для журнала «Православное образование» (лето 2012)
Авторы: Елена Балашова, Светлана Павленко
Фото: Даниил Африн.