Психологи из университета Монреаля выяснили, что длительный просмотр телевизора в 2,5-3 года ассоциируется с большей подверженностью насилию в средних классах школы.
«Вполне возможно, что первые привычки ребёнка, которые заставляют его вести менее интерактивный образ жизни, такие как любовь к телевидению, могут затормозить развитие навыков общения. Чем больше ребёнок проводит времени за телеэкраном, тем меньше он общается с семьёй, которая до сих пор остается главным механизмом социализации детей», — заявила Линда Пагани (Linda Pagani) из университета Монреаля (Канада).
Пагани и её коллеги уже несколько лет изучают то, как телевидение влияет на жизнь и развитие ясельников, детей и подростков. К примеру, в 2010 году они показали, что дети, проводящие слишком много времени у телевизора в первые 3-4 года жизни, страдают от низкой успеваемости в школе, проблем с лишним весом и вредных привычек, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics.
В своей новой работе канадские психологи раскрыли ещё один негативный эффект от чрезмерного увлечения телевизора в детстве, наблюдая на протяжении нескольких лет за двумя тысячами ясельников, начиная с возраста от 2,5-3 месяцев.
Эти наблюдения учёные вели при содействии родителей, которые отчитывались им каждую неделю, сколько часов телевизора в день смотрели их дети, а также самих участников эксперимента уже после того, как они пошли в школу. Во время этих опросов учёные интересовались не только успеваемостью детей и их отношением к телевизору, но и тем, как часто их обижают или притесняют одноклассники.
Как оказалось, просмотр телевидения в раннем возрасте и подверженность насилию в средней школе были тесно связаны. По словам Пагани, каждые 53 минуты просмотра телевидения в день увеличивали шансы на то, что ребёнок становился «мишенью» для хулиганов в 5-6 классе школы, увеличивались на 11%.
Подобная зависимость оставалась в силе и тогда, когда психологи учитывали возможное влияние образования родителей, уровня дохода семьи, IQ ребенка и прочие социально-экономические характеристики.
«Регулярный просмотр телевидения в ранние годы так же связывается с рядом проблем развития мозга у детей, в том числе способности решать проблемы сообща с другими людьми, управлением эмоциями, умением играть со сверстниками. Кроме того, телевидение, похоже, связано и с проблемами установления зрительного контакта при беседах, который считается ключевым элементом дружбы и самоутверждения», — продолжает Пагани.
По её словам, открытие данного феномена в очередной раз говорит в пользу того, что родителям следует прислушиваться к рекомендациям педиатров, проводить больше времени с детьми и ограничивать время у телеэкрана 1-2 часами.