Региональная научно-практическая конференция «Педагогические традиции, цели обучения и воспитания в отечественном образовании: история и современность» прошла в гимназии № 209 («Павловская гимназия») в Санкт-Петербурге.
Перед началом форума перед слушателями выступили детские творческие коллективы гимназии, сообщает интернет-журнал «Вода живая».
Открывая пленарное заседание, с приветственным словом к участникам конференции обратилась Татьяна Суровцева, сопредседатель регионального штаба Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию»» (ОНФ) в Санкт-Петербурге. Она рассказала о практической цели конференции: «Конечно же, в образовании существуют проблемы. И это нормально — мы меняемся, меняется история, все время возникают задачи, которые необходимо решать. Эти вопросы и собрались сегодня обсудить. Все, что мы обсудим сегодня на «круглых столах», будет перенаправлено в центральный штаб в Москве. И я думаю, что президент сможет ознакомиться с теми объективными и наиболее ценными выводами, к которым мы сегодня придем».
Помощник председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии священник Иоанн Тарасов передал присутствующим благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и напомнил, что при обсуждении проблем образования и педагогики важно не забывать про институт семьи: «Общество и государство возникли из недр семьи. Недаром в древние времена правители усматривали основы спокойствия страны именно в устойчивости института семьи… Семья в свою очередь состоит из личностей, и для того, чтобы семья была благополучной, добродетельной и полезной государству, необходимо воспитывать личность. А воспитание личности должно быть основано на вере в Бога. Почему? Воспитание немыслимо без нравственности, а нравственность в свою очередь зиждется на вере в Бога».
Присутствовали на конференции и представители законодательной и исполнительной ветвей власти. Депутат городского парламента Андрей Анохин выразил уверенность, что «в сложившейся геополитической ситуации у России есть единственный возможный путь развития — сильное государство, подъем науки, образования». А заместитель комитета по образованию Смольного Ирина Асланян напомнила, что образование — задача всего общества.
В пленарной части было зачитано четыре доклада. Директор Павловской гимназии Дмитрий Ефимов рассказал об истории возглавляемого им учебного заведения, о взаимодействии с Церковью, с государством. Марина Дворецкая, профессор РГПУ имени Герцена и член регионального штаба ОНФ, посвятила выступление проблемам соотношения процессов обучения и воспитания в отечественном образовании. Основная мысль докладчика заключалась в том, что в российской образовательной системе, начиная с правления императора Петра Великого, воспитание было вытеснено обучением на второй план. Следовательно, задача состоит в том, чтобы уравновесить эти две стороны педагогического процесса.
Профессор РГПУ имени Герцена Наталья Фёдорова в своем докладе обратила внимание на такую функцию образования, как подготовка элиты. И если в классических западных школах, вроде Итонского колледжа, акцент делается именно на развитие профессиональных, деловых качеств, умение работы в команде, то российской системе надо делать упор именно на развитие духовных качеств.
Директор отраслевого центра обеспечения национальной безопасности Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова Борис Ивченко рассказал о необходимости «непрерывности и системности образования».
Во второй части конференции участники разделились на три секции: «Цели образования в истории отечественной начальной, средней и высшей школы», «Условия формирования целостного мировоззрения в соотнесении с целями обучения учащегося», «Воспитание духовно-нравственной личности в условиях современного общего и дополнительного образования». В обсуждении этих вопросов принимали участие ученые, педагоги, ветераны и священнослужители.
По итогам конференции была принята резолюция, которая будет передана в центральный штаб ОНФ в Москве.