Члены комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки, комиссии по вопросам культуры, молодёжной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений, а также члены комитета Самарской губернской думы по образованию и науке в рамках совместного заседания посетили г.о. Тольятти, сообщает сайт областной Общественной палаты.
Участники заседания ознакомились с образовательными учреждениями, которые формируют «модель непрерывного гуманитарного образования и духовно-нравственного воспитания»: Православной классической гимназией, колледжем гуманитарных и социально-педагогических дисциплин имени святителя Алексия, митрополита Московского, и Поволжским православным институтом.
Фундаментальные дисциплины сегодня активно замещаются в образовательном процессе на прикладные, рациональные, сугубо прагматические. Однако в Тольятти уверены: нельзя забывать о том, что гуманитарные дисциплины повышают интерес к ценностям жизни, дают возможность осознать своё место в ней, развивают мышление, внутренний мир, расширяют кругозор, формируют мировоззрение. Модель непрерывного гуманитарного образования, реализуемую в Автограде, можно считать одной из инновационных форм гуманитаризации образования.
Православная классическая гимназия открылась в Тольятти в 1995 году и сегодня осуществляет образовательную деятельность по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования. Гимназия является и крупным просветительским центром, который включает в себя центр дополнительного образования для взрослых, просветительский центр «Китеж», паломнический просветительский центр «Святая Русь», музей народной культуры «Русская изба», летний Православный межъепархиальный детский лагерь. При учреждении работают общедоступная библиотека, типография, телевизионная студия «Ставрос». На базе гимназии родился ряд творческих проектов, известных уже далеко за пределами Самарской области: музыкальный театр, Всероссийский фестиваль академического и народного пения «Благодатное лето. Жигули» (при поддержке Министерства культуры РФ).
Традиции и подходы к образованию и воспитанию, которые сформировались в Православной гимназии, продолжились и получили развитие в учреждении среднего профессионального образования — открывшемся в 2010 году колледже гуманитарных и социально-педагогических дисциплин имени святителя Алексия, митрополита Московского, который реализует профессиональные образовательные программы социально-гуманитарного, педагогического образования, образования в области культуры и искусства и других отраслях.
«В учебный план колледжа включены дисциплины, которые не только формируют профессиональные компетенции, но и влияют на личностное развитие студента, формируют его мировоззрение на основе базовых национальных ценностей. Ценностно-смысловая ориентация студента — основополагающий принцип, — подчеркнула директор колледжа Ирина Клименко. — Мы считаем, что выпускник гуманитарного колледжа — это человек, полностью владеющий профессиональными компетенциями по выбранной специальности, а также, что не менее важно, — человек, готовый выражать и отстаивать свою общественную и гражданскую позицию, активный и ответственный участник общественный жизни. Гуманитарный колледж находится ещё только в начале пути, нам ещё многое предстоит сделать, но мы верим, что выбрали правильное направление развития, и его выпускники будут востребованы в различных сферах образования и социальной сферы города и региона в целом».
Гуманитарный колледж активно сотрудничает с общественными, молодёжными и религиозными организациями. В самом образовательном учреждении активно развивается волонтёрское движение.
В 2014 году в Тольятти был осуществлён первый набор на заочную форму обучения в Поволжском православном институте имени святителя Алексия, митрополита Московского, (в 2015 году — первый набор на очную форму обучения). Институт уникален уже тем, что это одно из немногих высших учебных заведений, созданных в эпоху, когда количество вузов стремительно сокращалось. Подготовка кадров ведётся по пяти направлениям подготовки бакалавриата: педагогическое образование (профили: начальное образование, дошкольное образование, изобразительное искусство, информатика и информационные технологии), филология (профили: отечественная филология, зарубежная филология), теология, экономика, технология продукции и организация общественного питания. Сегодня институт готовится к государственной аккредитации образовательных программ и постепенно начинает обживаться в новом здании, построенном специально для него в неорусском стиле.
«Институт позиционирует себя как вуз для подготовки специалистов для гуманитарной сферы и сферы образования. Особенности образовательных программ института: фундаментальная гуманитарная подготовка (всеобщая история, истории России, история религий, библеистика, философия, история и теория христианского искусства, русский язык, русская литература и Православие), формирование компетенций, способствующих становлению и развитию системных представлений о духовном, природном и культурном многообразии мира, углублённое изучение иностранных языков (английский, немецкий, французский, итальянский), единое образовательно-воспитательное пространство, основанное на традиционных духовно-нравственных православных ценностях», — рассказала первый проректор Поволжского православного института Ольга Лышова.
«Основное предназначение гуманитария — нести культуру в широком смысле и менять среду проживания общества. На сегодняшний день структура гуманитарного знания значительно изменилась: на первый план вышли интердисциплинарные подходы. Но, к сожалению, во многих вузах мы остаемся на позициях дисциплинарной подготовки. Тенденция развития современного общества связана с возрастанием роли социогуманитарной экспертизы всех решений, принимаемых на всех уровнях. Для выполнения этих функций необходима другая подготовка гуманитариев», — добавила проректор.
«Институт призван воссоздать качественно новый для Приволжского федерального округа, Самарской области и Тольятти тип образовательной, воспитательной и культурной среды, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Выпускник Православного института должен обладать системными представлениями о духовном, природном и культурном многообразии мира, хорошо ориентироваться в международном окружении при чётком понимании уникального места православной русской цивилизации в глобальном социуме, — подчёркивает ректор Поволжского православного института, директор Православной классической гимназии, член Общественной палаты Самарской области протоиерей Димитрий Лескин.
«Только большая, крепкая духовно-ориентированная работа позволит России оставаться Россией. Мы столкнулись с очень серьёзными вызовами и планетарного, и системного характера, к нам прикованы взоры миллионов и миллиардов. Так устроена наша цивилизация, наша культура, наше сознание, что без большого проекта, без большого пути Россия не умеет делать каких-то маленьких вещей. Как бы парадоксально это ни звучало, но православная цивилизация — это цивилизация межконфессиональная. Так же как русская цивилизация — цивилизация многонациональная. Об этом нужно смело и открыто говорить», — добавил священник.
Вопросам возрождения духовно-нравственного воспитания уделяется большое внимание и в других образовательных учреждениях Тольятти. Так, группа творческих коллективов школ и детских садов разработала городской проект «Духовное наследие», который призван обеспечить условия для регионального эксперимента по введению курса «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе (с 1-го по 7-й классы) и программы дополнительного образования «Добрый мир» в дошкольных учреждениях. «Включаясь в работу по изучению данного курса, мы поставили перед собой простые, понятные всей общественности, родителям и детям цели: передать подрастающему поколению великую русскую культуру, созданную поколениями предков на основе Православия», — рассказала директор школы № 26 г. Тольятти Ирина Сафронова.
В эксперимент, стартовавший 1 сентября 2015 года, вошли 11 школ и 6 детских садов города, для консолидации ресурсов была создана Ассоциация образовательных учреждений.
Участники заседания — представители общественности Самары и Тольятти, представители органов власти и местного самоуправления — высоко оценили потенциал реализуемого в Автограде образовательно-воспитательного проекта.