Недавно прочитал, что лихорадка Эбола является главной угрозой человечеству. Наверное, это так. На уровне физическом человечество, возможно, должно бояться этого вируса. А на уровне психологическом главная угроза человечеству — это инфантилизм.
Чтобы не было разночтений, договоримся о терминах. Инфантилизм — это сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.
Что такое «особенности, присущие детскому возрасту»? Это неспособность самостоятельно обеспечивать своё выживание, сосредоточенность на себе и отказ учитывать интересы других людей, а также плохая оценка отдалённых рисков (соответственно, взрослый человек способен самостоятельно выживать, учитывать интересы других людей и оценивать отдалённые риски).
Такой человек является «носителем» инфантилизма, поэтому я называю его инфантилом. Инфантильному человеку очень тяжело иметь свое мнение, думать свои мысли, совершать свои поступки. Отсюда стремление найти хоть кого-то, кто мог бы принимать решения за него и — в идеале — совершать за него действия. Ну, или на худой конец — отвечать за то, что сделает инфантил.
Инфантилизм — бич современной постиндустриальной цивилизации, и распространён более чем широко. И у нас, и на Западе инфантилизм напоминает пандемию.
КАК ОБЩЕСТВО ДЕЛАЕТ ИНФАНТИЛОВ
Может показаться странным, но формирование инфантильного человека, хотя и начинается в детстве, особенно активно идёт в подростковом возрасте.
Другими словами, у подростка всегда есть шанс перестать быть инфантилом, даже если родители всю жизнь держали его за руку. В подростковом возрасте абсолютно у каждого есть шанс повзрослеть. Как это происходит?
В подростковом возрасте у каждого человека есть три основные задачи: научиться взаимодействовать с противоположным полом, сформировать мировоззрение и научиться самостоятельно обеспечивать своё существование.
Очевидно, что если подросток в возрасте «немного после четырнадцати лет» качественно прорабатывает задачу «научиться самостоятельно себя обеспечивать», то никакого инфантилизма у него не будет. Ведь инфантилизм, как мы помним, это в первую очередь неумение самостоятельно обеспечивать себя.
В теории всё хорошо и гладко, но есть один нюанс.
Дело в том, что сам подростковый возраст — явление не только возрастное (простите за тавтологию), но ещё и культурно-историческое.
Это удивительная для большинства людей новость, но подросткового возраста не было вплоть до девятнадцатого века. Сам по себе возраст «от четырнадцати до восемнадцати» присутствует у всех без исключения представителей рода человеческого. Но только в определённых обществах этот возраст становится особенным и получает название «трудного» или «переходного».
В созревании человека выделяются три направления (классик советской возрастной психологии Л.С. Выготский называл их точками созревания). Направления такие: органическое, половое и социальное созревания.
Органическое созревание — это развитие мышц, мозга, координации движений, речи и прочих процессов организма, за исключением половой сферы. В результате органического созревания получается физически и психически полноценный человек (опять же — за исключением половой сферы).
Половое созревание — это развитие первичных и вторичных половых признаков, овуляции, менструации, поллюции и прочие сопутствующие процессы. В результате получается человек, способный к размножению. Да, половое созревание является частью созревания органического, но оно настолько важно, что его выделяют в отдельное направление.
Социальное созревание — это усвоение норм и правил данного общества, получение прав и обязанностей, умение в нём жить, находить своё место, встраиваться в ткань общественных отношений, быть полноценным членом общества.
До XIX века две из трёх линий шли в одном темпе, а третья выбивалась. Разумеется, речь идёт о линии органического созревания. Ведь формирование организма полностью заканчивается к двадцати пяти годам. А вот рожать и быть «субъектом общественных отношений» можно в четырнадцать лет.
Чего далеко ходить — возьмём известнейшую пару: Ромео и Джульетта. Сколько им было? Про Ромео точных данных нет, а вот про Джульетту всё предельно ясно — без двух недель четырнадцать лет (разговор леди Капулетти и кормилицы).
Даже нет четырнадцати, а она уже вполне самостоятельный человек. Не говоря уже о Ромео, который предположительно всего на два года старше. У него уже есть шпага, он участвует в поединках и убивает врагов. По нашим представлениям, он совсем ещё мальчишка. А по тогдашним — нормальный молодой мужчина.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Как же получилось так, что сейчас в шестнадцать лет человек — ещё не взрослый? Что изменилось?
Изменилась скорость созревания по социальной линии. Ромео в социальном и половом созревании шёл с одинаковой скоростью. Он получал все права и сопутствующие обязанности одновременно с половым созреванием. Или наоборот: половое созревание случалось одновременно с получением прав и наложением обязанностей.
А его теперешний сверстник в свои шестнадцать лет в социальном плане — обычный школьник. Или студент. В любом случае — учащийся. Он полностью зависим от родителей, потому что они его содержат, пока он учится. Получается странно — человек учится, это правильное и полезное дело, но оказывается, что оно ведёт к инфантилизму. Как так? Что за парадокс?
А парадокс простой — подросток не учиться должен, а работать. Точнее, учиться через работу.
А подросткам работать не дают. Мол, твоё дело учиться, наработаешься ещё! При этом подростки очень хотят работать — но не дают.
Вот она — причина развития инфантилизма в постиндустриальном обществе. Граница активной трудозанятости отодвинута просто неимоверно. Другими словами, чем позже человек начинает активно работать, тем больше у него шанс остаться инфантилом.
Четырнадцать лет — это начало сензитивного периода для усвоения умений самостоятельного обеспечения своей жизни.
Сензитивный период — это период наибольшей расположенности к усвоению и формированию у человека определенных психологических свойств и видов поведения. Так, от года до двух — сензитивный период к прямохождению. От года до шести — к речи.
Давно известно: дети-маугли, выращенные животными, не могут нормально освоиться в человеческом обществе. Более того, чем раньше они попали к животным, тем меньше шансов, что такие дети смогут освоить язык и прямохождение. Просто упущен момент.
Так и у нас. Если подростку не дают работать (хотя у него есть на это законные права), из него растят ребёнка-маугли. Который пропускает свой сензитивный период и уже не может так легко и просто научиться обеспечивать себя самостоятельно. Фактически — это искалеченный ребёнок.
Какой же выход? Изменение системы образования таким образом, чтобы дети начинали работать ещё в школе. Рабочий день, конечно же, должен быть неполным — ведь это подросток, он не до конца сформировался. Возможно даже, достаточно будет трёх дней в неделю.
При таком подходе есть большая вероятность, что инфантилов в обществе станет меньше.
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОВЗРОСЛЕТЬ
Самостоятельность
Давайте ребёнку возможность сделать что-то самостоятельно. Да, это может быть больно. Ну и что? Пусть это будет больно и страшно, пусть. Некоторые ошибки просто необходимо совершить. Некоторые шишки набить — обязательно.
Давайте ребёнку свободу в определённых рамках. Обеспечьте фоновую безопасность и дайте ребёнку пробовать. Учёт интересов других людей Соблюдайте простое правило: «Прежде чем делать, убедись, что ты никому не мешаешь». Если мешаете — подумайте, можно ли сделать так, чтобы не мешать. Это не всегда возможно, но думать и искать варианты надо.
И детей приучайте к тому же самому. Рассуждайте с ними, думайте вместе — как можно поступить так, чтобы не мешать другим, как можно учесть их интересы.
Из самого простого: объясняйте детям, почему оставляете бумажку с номером сотового телефона под лобовым стеклом. Этого уже будет достаточно. Планирование Учите ребёнка составлять планы и продумывать свои действия. Ситуаций, где можно тренировать такое умение, хватает.
Например, собирая детей к бабушке, попросите их подумать, какие игрушки с собой возьмут. Составьте вместе список, и не берите ничего, кроме того, что есть в списке. Если потом, уже у бабушки дети спохватятся, что что-то забыли, ничего не привозите. Это урок для них. В следующий раз будут планировать лучше.
Ответственность
Ответственность — это принятие того факта, что последствия наступают после наших действий. И, следовательно, это мы их вызвали. И расплачиваться — тоже нам.
Увы, часто взрослые не позволяют детям столкнуться с последствиями своих действий. Как часто бывает: ребёнок накуролесил, взрослый исправил, а ребёнка наказал. Вот и ошибка. Исправлять должен не взрослый, а ребёнок. Взрослый может подсказать, поддержать морально, может быть, чуть-чуть подтолкнуть. Но исправлять должен ребёнок! Понятно, что не всегда ребёнок может исправить то, что натворил. Но он всегда может поучаствовать в исправлении.
Нагружайте, нагружайте детей ответственностью. Они потом только спасибо скажут.
Лучшее — взрослым
Непонятным образом в нашей культуре распространилась идея «всё лучшее — детям». Детям достаются самые лакомые куски, самые лучшие места, самые приятные поблажки.
С одной стороны, это понятно — ребёнка хочется баловать. Он такой умилительный со своими веснушками, детским лепетом, вихрами и царапками на коленях… Как ему отказать? Бери самую вкусную конфетку. Вообще — бери все конфетки, ты же ребёнок.
А с другой стороны, это предельно вредная стратегия. Она однозначно показывает — быть ребёнком лучше, чем быть взрослым. Посмотрите внимательно, что выучивает ребёнок, которому всё достаётся только за то, что он ребёнок.
- Слабым быть лучше, чем сильным. Если ты слабый и плачешь, тебе всё простят. Если ты сильный, тебе нельзя плакать, и с тебя спрос больше.
- Беспомощным быть лучше, чем самостоятельным. Если ты беспомощный, за тебя всё сделают. Если ты самостоятельный, тебе придётся всё делать самому.
- Маленьким быть лучше, чем взрослым. Если ты маленький, тебе всё дают. Если ты взрослый, ты во всём уступаешь.
Воспитание становится правильным тогда, когда ребёнок получает чёткий сигнал и делает чёткий вывод — взрослым быть лучше, чем ребёнком. Помогите ребёнку понять — если ты взрослый, тебе достанется лучшее. Если ты взрослый, у тебя больше прав.
При таком воспитании ребёнок очень быстро всё понимает и разворачивается туда, где лучше. В нашем случае — в сторону взрослости.
Воспитывайте детей правильно, и это принесёт вам бонус — когда-нибудь дети скажут вам «Спасибо за воспитание».
Павел Зыгмантович
Совместно с Thezis.ru