25 января 2018 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил на Круглом столе «Роль духовно-нравственных ценностей в формировании личности в системе образования» в рамках VI Рождественских Парламентских встреч XXVI Международных Рождественских образовательных чтений.
Ваши Высокопреосвященства, досточтимые собратия архипастыри, дорогие отцы, братия и сестры,
уважаемая Зинаида Федоровна!
С глубокой благодарностью расцениваю возможность выступления на площадке Совета Федерации. Еще более дорожу прекрасной традицией церковно-государственного сотрудничества в формате Рождественских Парламентских встреч. Нет необходимости говорить о значении такого формата диалога, когда и Русская Православная Церковь и российское государство на самом высоком законодательном уровне обсуждают наиболее важные инициативы в области образования, воспитания, нравственности, – это стержневые вопросы, формирующие будущее России.
В своем кратком слове хотелось обратиться, в соответствии с темой Чтений и нашего сегодняшнего Круглого стола, к тематике духовно-нравственного воспитания. На повестке Правительства, Церкви, школы, общественных организаций трудно найти тему более популярную, обсуждаемую и, одновременно, более неоднозначную и дискуссионную. У нас нет другого, более простого и эффективного рецепта по возрождению, укоренению нравственности в нашем Отечестве, чем общественный консенсус по вопросу исполнения евангельских заповедей; с этим сложно не согласиться, практически невозможно найти человека, оспаривающего высоту евангельского учения. Но, в то же время, крайне мало найдется тех, кто готов положить христианскую праведность в качестве своей профессиональной деятельности, не ссылаясь на особые обстоятельства современности и необходимость корректировки Божественного закона применительно к сложной общественной, политической, церковной ситуации.
Следствием нашего разобщения, возможно, неправильного понимания Божьего Промысла о человеке и смысла человеческой жизни становится различное толкование целей и задач духовно-нравственного воспитания. Вероятно, кто-то скажет, что ближайшим смыслом воспитания в школе является формирование у учащихся осознанного отношения к исполнению гражданского долга, уважения к государственной власти, общественным институтам, истории и культуре – и с этим нельзя не согласиться! Ибо это достойно уважения, а значит и является значимой образовательной целью. Значимой, но не главной. Если в Евангелии и говорится о земном отечестве, то лишь как о прообразе Отечества Небесного – истинной цели христианской жизни. Только в этом контексте Церковь видит смыл не только школы, образования, воспитания, но и государственного строительства.
Если бы наши планы, даже будучи реализованы на сто процентов, принесли бы стране только земное благополучие, – с точки зрения Церкви это можно было бы считать глобальным провалом проекта по созданию системы духовно-нравственного воспитания в российских школах. Долг христианина однозначно в пользу жизни Вечной, и в истории Церкви, отечественной истории мы находим немало примеров, когда ради исполнения Евангелия в жертву приносилась вся сумма земных благ. Немало подвигов было совершено и во имя Родины, но в основе всегда лежали нравственные принципы, основанные на верности вечным Божественным заповедям.
Из этой установки исходим мы, когда говорим о духовно-нравственном образовании в российских школах. Надеюсь, что высота Евангельского идеала служит нам некоторым извинением в том, что полностью исполнить возложенное на нас послушание мы не в силах. Но одной из промежуточных целей христианского воспитания можно считать патриотизм, любовь к своей родной стране, уважение к культурным традициям – собственным и других народов, живущих вместе с нами. В этом, но не только, мы видим нашу общую цель во взращивании подрастающего поколения.
Всякий раз, организуя и проводя Рождественские Парламентские чтения, мы надеемся на то, что церковное видение целей просвещения станет, хотя бы отчасти, элементом государственной политики, устремленной в будущее. Будущее, которое не ограничено только рамками земного существования, но предполагает и закономерное сопряжение наших инициатив с великим прошлым, с наследием Святой Руси, а также и перспективу созидания будущего России, основанного на неизменных нравственных принципах Божественного Закона.
(Москва, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 25 января 2018 г., 11.00)