Доклад прозвучал во время практического семинара «Программно-методическое и дидактическое сопровождение духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста», проходившем в городе Белгороде с 28 — 30 апреля 2014 г.
Какое место сегодня отводится народным подвижным играм в детских садах и в семьях, где растут дошкольники?
По оценкам родителей, хорошим детским садиком сегодня считается тот, в котором занимаются с детьми. Под такими занятиями понимается же, по сути, то, что называется подготовкой к школе. В ответ на родительский запрос организованные «развивающие занятия» предлагаются зачастую, начиная с групп для самых маленьких, знаменуя, что время в саду проведено недаром. Трудно не согласиться с пользой таких занятий, преподанных грамотно и в соответствии с возрастом. Однако только ли «развивалки», копирующие, по большей части учебную деятельность школьников, пусть в игровых формах, определяют качество образовательного пространства ДОУ?
Во многих дошкольных учреждениях игровая деятельность – являющаяся, как известно, ведущей для детей этого возраста, вытеснена учебной,игра же понимается, в лучшем случае, лишь как необходимая психологическая разрядка в перерыве между «серьезными занятиями». Несправедливое отношение к игре дошкольников можно наблюдать, подчас, и в православной среде, когда она воспринимается как некая пустая забава. И если предметная среда детской группы поддерживает возможность свободных сюжетно-ролевых игр между детьми, то народные подвижные игры с правилами можно, в лучшем случае, наблюдать только на некоторых праздничных досугах.
Между тем, народные подвижные игры с правилами – своеобразный, культурно оформленный «социальный тренажер», играющий важную роль в воспитании и развитии человека как члена общества и, в частности, в формировании тех ценных качеств, от которых напрямую зависят и будущие школьные успехи.
Думается, что мы имеем дело с одним из проявлений проблемы, о которой еще в начале ХХ века писал русский философ Иван Ильин — это проблема потери «доступа» к собственной национальной культуре. Сегодня многие родители, педагоги и пастыри, определяющие повседневные практики детского сада, зачастую даже не подозревают, какое место игра занимает в развитии человека вообще, и в формировании жизненных ценностей в частности, какую роль играла она в субкультуре детства.
Один из ведущих отечественных богословов, психолог и педагог, протоиерей Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что детство – это ступень, подготавливающая человека к самостоятельному творчеству в жизни; источник же творчества не связан с интеллектом или с нашими знаниями. Он подчеркивал, что творческие недра души связаны с эмоциональной сферой. Именно эту важнейшую сферу затрагивает игровая деятельность ребенка, запечатлевая в памяти не формальные представления о чем-либо, а живой эмоционально-смысловой отклик сердца и души.
Игра – источник усвоения важных социальных смыслов и ценностей
В традиционной детской субкультуре игра не случайно занимала значительное место. По своему содержанию она всегда являлась (что недооценивают многие воспитатели, педагоги, и родители) и является по сей день одним из способов усвоения ребенком социально-ценностных смыслов. В.В. Зеньковский это значение игры особо отмечал, сравнивая игру с «психическим лоном», в котором оформляются и развиваются все наши творческие движения: эстетические, этические и даже религиозные.[1] Таким образом, игра оказывается опосредованно связана с основами духовной жизни в нас, в ребенке.
Природу и психологию игры исследовали виднейшие ученые, специалисты по возрастной психологии и педагогике, культурологи. Все они отмечают немаловажную для понимания природы игры особенность — детские игры возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых. Таким образом, играявляется своеобразной репетицией взрослой жизни.
Мироощущение же, которым пронизана эта жизнь, во многом было сформировано православной верой. Отношение к трудолюбию и праздности, к щедрости и жадности, к богатству и бедности, передаваемое текстами многих подвижных народных игр – отражение христианского взгляда на мир и человека в нем:
Ой, спасибо тебе, Боже,
Что и на поле пригоже,
В огородах и полях,
Что созрело – в закромах! –
пропевается в завершении одной из календарных осенних игр.
Интересно, примечательно и значимо также то, что в содержании фольклорных игр труды взрослых в основном подаются не как тяжкое бремя, а как источник радости жизни, служения – притягивающий и манящий. Встречающиеся в ролевых играх такие персонажи как ленивцы, воришки и прочая братия, рисуются в сатирических красках. К ним играющие могут обращаться с наставлением и укором:
Кто спину не гнет,
На работу не идет,
Кто спит с утра,
Того прочь со двора!
Игра – инструмент освоения социально приемлемого поведения
Видный современный психолог Л.Ф. Обухова так определяет игру: «Игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности».[2]
Игра наставляет и учит ценностно-значимым качествам. Но еще, безусловно, она помогает и развитию различных человеческих способностей: сообразительности и наблюдательности, ловкости и выносливости, музыкальности и пластичности.
Особенное влияние игра оказывает на формирование таких значимых черт характера, как умение общаться в коллективе в соответствии с обстоятельствами, подчиняться правилам – что, безусловно, необходимо для жизни в человеческом сообществе. Игра – это обучение жизни по определенным правилам, и, как уже говорилось выше, не что иное, как репетиция взрослой жизни через усвоение и примеривания на себя образцов поведения, требуемых содержанием игры и черпаемых из реальных социальных взаимоотношений.
Еще один значительный опыт, который дается в народной подвижной игре – это возможность публичного переживания личных побед и поражений. Подобный опыт традиционно играл важнейшую роль в личностном становлении ребенка. Это публичное переживание побед и поражений в коллективе представляет прямую антитезу тому, что являет собой игра сейчас, игра, которая вся сосредоточена за компьютерным столом, где единственный свидетель твоих побед и поражений только компьютер. Перед компьютером не может быть ни стыдно, ни отрадно. Не требуется ни выдержка в переживании обид и неудачи, ни упорство в их преодолении, ни «чувство локтя».
Переживая же удачи и неудачи в игре — перед миром — человек учится определенной стойкости, выносливости, терпимости, незаносчивости. Заносчивость, кстати, в детской субкультуре всегда решительно подавлялась, и до сих пор подавляется в любом детском коллективе. Для этого существуют свои методы, и, в частности, д р а з н и л к и , тоже почерпнутые из фольклорных «фондов» для сдерживания негативных проявлений товарищей. Верный способ влияния на задавак — отточенная словесная формула, с помощью которой дети в игре ставят гордеца на место.
Таким образом, мы обнаруживаем еще одну грань значения игры. Игра является не только репетицией взрослой жизни на основе нравственных устоев, но и замечательный способ регуляции отношений в детском коллективе, инструментов освоения социально-приемлемого.
Игра и возможность отождествления себя с героем
В педагогическом арсенале современной семьи и детского сада могут быть разные игры: и с предметами, и с конструктивным материалом, и настольно-печатные, и обучающие, и, безусловно, народные. И особенно нужны подвижные народные игры в детском коллективе. Внимательный взгляд родителей и педагогов должен найти и подарить современному ребенку те из игр, в воспитательных возможностях которых не приходится сомневаться. В них, как правило, ценностное содержание облечено в увлекательную, благоприятную для восприятия ребенка форму, благодаря чему ребенок усваивает не формальное знание о том, что хорошо и что плохо, а получает живое впечатление через отклик сердца на игровую встречу с разными персонажами, действующими в игре: ленивцами и котишками-плутишками, удалыми добрыми молодцами, красными девицами, пахарями, жнецами, ткачихами, боярами, кузнецами и т.д.
Ребенку в игре свойственно отождествлять себя с определенным героем. Это имеет очень важное психологическое значение для становления личности. Огромную роль здесь играет выбор образца для подражания, т. е. каков герой, увлекающий ребенка. Позитивные образы, с которыми можно встретится в игровых правилах и текстах, овеяны романтикой подлинной мужественности, чарующей женственности. Возможность вживания в роль — это необходимый сегодняшнему ребенку ответ на его жажду романтики, героики, а с тем и «взрослости».
Увлекательность, мелодичность подвижных народных игр по-прежнему притягательна для любого ребенка. Взрослых же зачастую смущает вот еще какой вопрос: героями традиционных игр бывают жнецы, пахари, кузнецы, пряхи – такие-то слова не вполне понятны могут быть современному ребенку. Какое отношение эта своеобразная «архаика» имеет к той реальной жизни, в которую ему предстоит вступать? Зачем ему сегодня погружаться в процессы старинных земледельческих трудов, примерять на себя роль пахарей и прях?
Да, язык народной игры может показаться архаичным. Но нельзя не заметить, что на этом же языке говорит, по сей день, и сказка. Этот же язык звучит в напевах, сопровождающих дитя с первых дней жизни: в к о л ы б е л ь н ы х – своеобразным материнским напутствием на жизнь:
…Будешь в поле – пахарек,
На лужайке – косарек,
В темном лесе – лесничок,
В синем море – рыбачок,
Будешь рыбку ловить,
Да родителей кормить!..
в пестушках, потешках и прибаутках – нежным или озорным введением дитяти в семейно-бытовую культуру своего народа:
Наша – то хозяюшка сметлива была,
К празднику работушку всем в дому дала:
Половичку курочка лапочкой скребет,
А кошечка хвостиком пол в дому метет…
Нельзя не заметить, что детская игровая культура в век технического прогресса не создала таких текстов, в которых действовали бы, скажем, физики-атомщики или программисты. Даже про комбайнеров и трактористов сложены только хорошие песни, но не игры.
Нельзя не отметить и то, что народная игра, со всем своим своеобразием, по-прежнему желанна и любима в любом детском коллективе. Дети по-прежнему с увлечением играют и в кузнецов, и в жнецов, и в богатырей, и в радушных хозяек и в искусных рукодельниц. Традиционные игры запечатлели в своём содержании такое необозримое богатство воспитательного потенциала народной педагогики, благодаря которому они неизменно становятся достоянием различных поколений. За исторически обусловленными особенностями языка в играх скрывается многообразие социальных позиций, человеческих отношений, этических норм и оценок. Потребность в их освоении не только не теряется сегодня, но, напротив, лишь возрастает.
___________________________________
[1] Цит. по: * В. В. Зеньковский, «Психология детства», М., Школа-пресс, 1996 г.
[2]Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001.
Абрамова (Крячко) Анастасия Алексеевна, руководитель педагогических программ Центра для детей и родителей «Рождество», г.Москва