Доклад прозвучал во время практического семинара «Программно-методическое и дидактическое сопровождение духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста», проходившем в городе Белгороде с 28 — 30 апреля 2014 г.
Стандартизация дошкольного образования в России стала особенно актуальной с момента вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который закрепил за дошкольным образованием статус самостоятельного уровня общего образования. Одновременно дошкольное образование оказалось под защитой государственных гарантий получения доступного и качественного образования, что и поставило перед учеными и практиками вопрос о разработке новых государственных стандартов. В разработке ФГОС ДО специалисты опирались на традиции отечественной педагогической и психологической науки и на существующие в мировой практике стандарты дошкольного образования.
Лидерами в стандартизации дошкольного образования являются, в основном, североевропейские страны, обладающие своей культурой, спецификой отношения к детству, семье и пр. см. таблицу №1.
Таблица №1. Страны лидеры в области дошкольного образования.
1 | Финляндия |
2 | Швеция |
3 | Норвегия |
4 | Великобритания |
5 | Бельгия |
6 | Дания |
7 | Франция |
В современной европейской культуре педагогической наукой определены ключевые навыки, которыми должен овладеть ребенок. Это:
- Интеллектуальное развитие;
- Мотивация к обучению;
- Креативность;
- Самостоятельность;
- Уверенность в себе;
- Общие знания и навыки;
- Инициативность.
Эти данные представлены в докладе доктора педагогических наук А.М. Кондакова на конференции по введению ФГОС ДО в Российской академии образования. При внимательном анализе становится ясно, что для традиций отечественной педагогики этот список компетенций является неполным, поскольку в нем отсутствуют важнейшие для русской культуры нравственные основания. Необходимо признать, что в первоначальном проекте Федерального образовательного стандарта влияние европейских ценностей было очень существенно. Однако широкое обсуждение в профессиональном научном сообществе, в среде практиков дошкольного образования, общественных организаций привело к значительным изменениям в целевых ориентирах Стандарта, его целях и задачах. Нельзя сказать, что список ключевых навыков сильно изменился, но он был дополнен и значительно расширен. В целевых ориентирах появились такие качества как положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.В данной части создатели стандарта смогли соединить современные представления о целях образования с традициями отечественной педагогики.
Здесь целесообразно будет вспомнить слова отца русской педагогики К.Д.Ушинского об определении цели воспитания, которое он считал лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий. «Мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа». Определение цели воспитания в уставах учебных заведений, — по мнению К.Д.Ушинского, — совершенно бессильны в этом отношении, поскольку всякие уставы, предписания, программы — самые дурные проводники идей. Сам педагог был уверен, что воспитатель или наставник должен опираться на свои глубочайшие нравственные убеждения,
Российский Федеральный государственный стандарт смог не только творчески переработать существующие подходы к стандартизации дошкольного образования, но и решить самую сложную проблему — оценки результатов и качества образования. Очевидно, что специфика дошкольного детства не позволяет вводить любые форм аттестации ребёнка. Отечественными учёными были разработаны целевые ориентиры, которые и стали критериями оценки качества дошкольного образования. Акцент в оценке качества образования перенесен на создание условий, на развивающую образовательную среду, уровень квалификации профессионалов, работающих в образовательной организации.
Анализируя стандарт, необходимо выделить его достоинства, те существенные достижения, которые он вносит в дошкольную педагогику. Прежде всего это определение дошкольного образования как уровня системы общего образования, который при этом не является подготовительным. Существенным становится признание уникальности данного уровня на основе признания самоценности дошкольного детства. Уникальность дошкольного образования предполагает возможность защитить его от экспансии псевдошкольных форм, форсирования интеллектуального развития ребенка в ущерб полноценному проживанию ребенком всех этапов дошкольного детства.
При этом сохраняется единство образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. ФГОС ДО требует предоставления данному уровню таких же социально-экономических возможностей, как и другим уровням, в том числе, государственного финансирования.
Несмотря на сведение образовательного процесса к образовательной услуге, закрепленную в ФЗ «Об образовании в РФ», стандарт и образовательная программа ориентированы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста и реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку.
К несомненным плюсам стандарта можно отнести включение терминов «социальная ситуация развития» и «образовательная среда» в условия и содержание реализации программы, особенности организации образовательной деятельности и взаимодействие детского сада и семьи.
Много внимания уделяется в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования поддержке детской инициативы и самостоятельности. Очевидно, что самостоятельная деятельность — это одна из самых слабых областей в нашем дошкольном образовании. При этом основные проблемы связаны со взрослыми участниками образовательного процесса — родителями и педагогами, не владеющими как организацией самостоятельной (свободной) деятельности, так и самой этой деятельностью. Проведенный нами в одной из православных гимназий опрос воспитателей и учителей показал, что в самую последнюю очередь они видят своих воспитанников самостоятельными и свободными в деятельности. Работа по самообразованию в этой области предстоит огромная. Многие практики даже не представляют себе, как можно совместить воспитание самостоятельности и одновременно коллективизма у дошкольников.
Есть в Стандарте и слабые стороны, которые необходимо понимать и учитывать при разработке образовательных программ. Цели и задачи, целевые ориентиры дошкольного образования между собой не согласованы. В ФГОС дошкольного образования не дифференцируются цели, задачи и целевые ориентиры дошкольного образования, дошкольной образовательной организации, образовательной программы детского сада и образовательной деятельности педагога. Они накладываются друг на друга и подменяют друг друга.
Наибольшую сложность при проектировании образовательной программы может представлять выделение пяти образовательных областей. Нужно отметить, что вместо социально-личностного или социально-нравственного развития, полностью охватывающего указанные в нем задачи, в качестве направления выделено социально-коммуникативное развитие. Предстоит определить, что мы подразумеваем под этим термином, и какие области дошкольного образования он объединяет. В стандарте разведены речевое развитие и познавательное развитие, хотя они всегда проникали друг в друга и ранее объединялись термином «умственное развитие» наравне с математическим и экологическим развитием.
Достаточно слабо прописана в стандарте реализация содержания. Нет упоминания форм и видов образовательной деятельности, их взаимодействия и методов. Частично есть упоминание видов образовательной деятельности как непосредственной образовательной деятельности, деятельности в ходе режимных моментов и взаимодействия с родителями. При этом самостоятельной деятельности детей и форм организации самостоятельной групповой и коллективной деятельности практически нет, а ведь это одна из сильных сторон стандарта.
Особенность стандарта в том, что он не дает жестких рекомендаций по выбору модели образовательного процесса. Наиболее прописана одна из ситуативных моделей – предметно-средовая модель организации образовательного процесса. Частично она отражена в условиях реализации образовательной программы. Однако, в основном, в стандарте описаны психологические условия. Педагогические условия, которые отражены в «Концепции дошкольного воспитания» и «Концепции построения развивающей среды в ДОУ», здесь не используются.
Из образовательной программы исчезли модели организации образовательного процесса – единственный управленческий механизм, способный восстановить системность образовательного процесса. В программе вместо этого требуется описать режим дня в разных возрастных группах и события в течение года на уровне детского сада. Создается впечатление, что педагогам детского сада навязывается событийная или ситуативная модель организации.
Приступая к проектированию Основной образовательной программы необходимо составить собственную дорожную карту введения государственного стандарта.
Прежде всего, это создание Координационного совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы ДОО. Затем необходимо определить какие изменения и дополнения необходимо внести в образовательную систему ДОО. Далее необходима разработка единичных проектов изменений в сводную программу изменений и дополнений. И наконец, разработка плана-графика.
Необходимо проанализировать какие показатели имеются и соответствуют требованиям ФГОС, какие имеются, но требуют корректировки, а какие отсутствуют и требуют разработки и введения. Анализу подлежат:
1. Образовательные цели ОО;
2. Структура образовательного процесса (учебный план);
3. Содержание образовательных программ;
4. Технологии обучения и воспитания;
5. Условия образовательного процесса;
6. Организационные механизмы контроля за образовательным процессом и оценки его результатов;
7. Оснащённость общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений;
8. Современная модель взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, культуры, спорта и т.п., обеспечивающих организацию внеурочной деятельности;
9. Наличие сайта образовательного учреждения с целью обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации.
Руководителям Образовательных организаций предстоит решить следующие организационные задачи:
1. разработать локальные нормативные акты, регулирующие подготовку и введение ФГОС;
2. разработать проект Основной образовательной программы;
3. обеспечить методическое сопровождение педагогов, участвующих в пилотном проекте по введению ФГОС.
При проектировании основной образовательной программы, поскольку описание целей внедрения ФГОС дошкольного образования и целевых ориентиров расходятся и не соответствуют результатам реализации образовательной программы, детским садам придется вводить в образовательную программу промежуточные задачи, которые сблизят их и сориентируют на результат образовательного процесса, преемственный школе. Цели и задачи формулируются через результат только при условии, что речь идет о стратегии и о способах ее реализации через конкретные действия. Качества личности ребенка, обозначенные в целевых ориентирах, такой конкретностью не обладают. Цели и задачи могут быть прописаны как результаты образовательной деятельности, выраженные через действия и деятельность педагога и ребенка.
В стандарте отсутствуют понятия основной и вариативной части образовательной программы – как примерной, так и образовательной программы детского сада. Отсутствует описание их взаимоотношений с понятиями «основная» и «дополнительная» образовательная услуга, нет дифференциации между содержанием образовательной услуги и услуг по уходу, присмотру и оздоровлению, характеристики специфики реализации этих услуг в условиях видового разнообразия ДОО (как это прописано в государственной программе РФ «Развитие образования») и инновационных форм дошкольного образования.
К сожалению, на сегодня нет методики расчета пропорции 60-40% основной и вариативной части ООП, нет соотнесения их с федеральным и региональным, местным компонентами образовательной программы.
Над всем этим сегодня работают ученые и практики, которые разрабатывают примерные образовательные программы на основе ФГОС ДО.
Предлагаю рассмотреть некоторые из них. Программа «Вдохновение» позиционирует себя как программу позитивной социализации и индивидуализации личности. Это первая программа открытого типа, которая позволяет каждому ее участнику стать её соавтором. Эта Программа транслирует новые ценности образования, включая идеи инновационного развития. Она совместима с программой Вальдорфского образования, программой Монтессори, образовательной программой «Сообщество»
Авторский коллектив:
Загвоздкин Владимир Константинович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник МИОО, ФИРО, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО;
Кириллов Иван Львович, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института психолого-педагогических проблем детства, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО;
Свирская Лидия Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии Новгородского института развития образования.
Философия программы:
в центре образовательного процесса – активный, компетентный ребёнок — художник, исследователь, инициативный и любознательный ученик.
Главные задачи программы — создание социальных и материальных условий (развивающей среды) для всемерной поддержки самораскрытию детей и их позитивной социализации.
Основная цель Программы — максимальное раскрытие интеллектуального и творческого потенциала, способностей и талантов, заложенных в каждом ребёнке от рождения.
Принципы образовательного процесса:
1. Со-действие и со-трудничество
2. Обогащение развития
3. Позитивная эмоциональная атмосфера и положительные эмоции
4. Работа в зоне ближайшего развития
5. Поддержка детской инициативы и интересов
6. Право на ошибку
7. Всемерная поддержка игры
8. Соавторство педагогов и вариативность построения программы
Перерабатывается в соответствии с ФГОС ДО и основная образовательная программа дошкольного образования «Успех».
Программа основывается на положениях отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребёнка, определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет и является документом, на основе которого ДОУ самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учётом специфики условий осуществления образовательного процесса.
Программа «Успех» уходит от учебной (ЗУНовской) модели построения образовательного процесса, опираясь на принцип возрастной адекватности; включает игровую деятельность наравне с другими в объём и содержание понятия НОД. Программа «Успех» реализует принцип интеграции, реализует комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса с помощью международного и российского календаря праздников (событий), учитывает гендерную специфику образования дошкольников, обеспечивает преемственность с образовательным процессом начальной школы, сопровождается психологами, физиологами и гигиенистами с начала разработки.
Очевидно, что эти программы, внешне достаточно разные, обладают одним существенным сходством – они реализуют новые ценности образования. Однако Федеральный государственный стандарт дошкольного образования дает возможность реализации разных образовательных программ с целью обеспечения принципа вариативности. Даже отдельные группы в одном образовательном учреждении могут реализовывать разные образовательные программы. Это открывает невиданный простор для творчества. Сегодня мы заинтересованы в создании новых образовательных программ ориентированных на духовно-нравственное развитие ребенка. Чем больше их будет, тем богаче будет наше дошкольное образование.
Теплова Анна Борисовна — старший научный сотрудник ИППД РАО, кандидат педагогических наук