Доклад прозвучал во время практического семинара «Программно-методическое и дидактическое сопровождение духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста», проходившем в городе Белгороде с 28 — 30 апреля 2014 г.
В рамках реализации системы мероприятий и проектов долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» с 1 января 2010 года начал свою работу региональный эксперимент по духовно-нравственному воспитанию детей в системе дошкольного образования, который охватил 14 ДОУ из них два НДОУ православных детских сада «Покровский», «Рождественский» г. Белгород, д.с. с приоритетным осуществлением православного духовно-нравственного развития «Сретенский» г. Строитель, 11 МБДОУ области). Данная работа завершена 30 декабря 2013 года. О проделанной работе и полученных результатах хочу вас познакомить.
Цель нашего эксперимента заключалась в решении вопросов научного, организационного и кадрового обеспечения региональной вариативной модели реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования. В основу разработки и создания многоуровневой преемственной модели Белгородской области по духовно-нравственному воспитанию легла программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Мир – прекрасное творение» автора Гладких Л. П.
Данная программа рассчитана на детей с 3-х летнего возраста и охватывает 4 возрастных периода (младшая группа 3-4 года; средняя 4-5 лет; старшая 5-6 лет; подготовительная 6-7 лет).
Программа призвана помочь детям раскрыть высокие духовные и нравственные смыслы жизни человека путем приобщения к духовно-нравственным ценностям православного христианства и традициям русского народа через понимание религии как живой сферы современного общества, что может способствовать воссозданию в современных условиях духовно-нравственного уклада жизни общества и семьи.
Обеспечивая позитивную социализацию дошкольников, программа позволяет осуществить:
— апробацию содержания учебного курса подготовки педагогов в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающего оптимальный уровень готовности к его осуществлению;
— разработку и реализацию современных форм и методов эффективного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, способствующих росту их духовно-нравственного опыта и формированию педагогических компетенций родителей;
— внедрение механизма и применение процедур экспертно-аналитической деятельности как одного из основных инструментов управления качеством духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования;
— создание региональной модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе трехуровневого управления качеством воспитания в системе дошкольного образования (на уровне образовательного учреждения, района и области) и взаимодействия участников педагогического процесса (детский сад-ребенок-семья).
Гипотеза экспериментальной деятельности заключается в выстраивании региональной вариативной модели духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования, разработанной на ценностях отечественной духовно-нравственной культуры, обеспечивает оптимальный уровень духовно-нравственного развития личности детей дошкольного возраста и успешное формирование педагогических компетенций молодых родителей.
В качестве методов эксперимента были определены: беседы, наблюдения, опросы, анкетирование, статистическая обработка, обобщение и анализ полученных результатов.
Ожидаемые результаты:
— реализация первой ступени непрерывного духовно-нравственного образования, обеспечение преемственности дошкольного образования в семье и детском саду;
— активизация научно-методических деятельности педагогов и руководителей системы дошкольного образования для создания региональной научной педагогической школы компетентных специалистов в области духовно-нравственного воспитания детей;
— обеспечение качества дошкольного образования через возрождение лучших отечественных педагогических традиций;
— создания службы оценки качества духовно-нравственного воспитания путем подготовки сертифицированных экспертов.
— информационно-просветительское обеспечение непрерывного духовно-нравственного образования в регионе, в т.ч. через СМИ.
Условия проведения эксперимента: организация эффективного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса с использованием инновационных методик и мультимедийныхнаглядных пособий.
Программа экспериментальной деятельности включает три этапа:
I апробационно-внедренческий (январь 2010 г. – декабрь 2010 г.)
II инновационно-развивающий (январь 2011г. – май 2012г.)
III системный (сентябрь 2012г. – декабрь 2013г.)
Создавая региональную вариативную модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста за основу принята программа «Мир – прекрасное творение», автора Гладких Л. П. Между тем, стоит пояснить, что воспитательно-образовательный процесс, детских садов, участвующих в эксперименте, обеспечивается:
— комплексной программой воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой; программой «От рождения до школы» автора Веракса Н. Е., а также дополнительными образовательными программами по линиям развития, такими как
— Программа сотрудничества по православному духовно-нравственному воспитанию дошкольников через взаимодействие с социальным окружением, автор Демченко Э. Н.;
— Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение их культуре казачества «Кадетское движение в детском саду», МБДОУ Детский сад «Сретенский» г. Строитель, автор Севрюкова М. П.
— Программа духовно-нравственного просвещения родителей «Семейный очаг», МБДОУ «ЦРР –д.с. «Кристаллик» п. Чернянка, автор Олейник И. И.;
— Творческой группой педагогов МБДОУ детский сад № 86 г. Белгород разработана авторская программа «Духовное завещание святителя Иоасафа, епископа Белгородского» для работы с детьми, родителями и педагогами, авторы Кузнецова Е. В., Мысливцева Ж. Н.;
— Программа «Наследие» (патриотическое воспитание в детском саду), МБДОУ д.с. № 13 «Солнышко» г. Губкин, автор Новицкая М. Ю.;
-Программа по художественно-эстетическому воспитанию детей подготовительной группе, МБОУ «Прогимназия № 8 г. Шебекино», автор Неустроева С. А.
Одной из форм просветительской работы для родителей являются информационные стенды по духовно-нравственному воспитанию, которые расположены в вестибюле детского сада. Такие же уголки находятся и в каждой возрастной группе.
В детских садах проходят тематические выставки к Великим православным праздникам.
Особо подчеркну, что в православных детских садах «Рождественский» и «Покровский» имеются домовые храмы, в которых не только совершаются богослужения, Таинства исповеди и причастия, но и проводится часть занятий по духовно-нравственному воспитанию.
Создание системы по духовно-нравственному образованию в детском саду направлено на реализацию рассматриваемой нами программы, через такие формы работы как:
— проектная деятельность (исследовательские, комплексные проекты и т.д.)
При построении образовательного процесса педагоги ориентируются на требования законодательной базы, которая предполагает тесное взаимодействие с родителями. Востребованы каккраткосрочные проекты (от 2-х недель до 3-х месяцев), так и долгосрочные (от 1 года до 3-х лет).
Например:
— Краткосрочные социально-педагогические проекты: «Святое мое Белогорье», «Красной нитью рябина зажглась» (православный сад «Покровский»); «Широка Масленица» (д.с. «Сретенский»);
Семейные исследовательские проекты: «Моя любимая мамочка», «Моя первая православная книга», «Пасхальная радость» (православный сад «Покровский»);
Творческо-исследовательские проекты: «Кукла – закрутка» (д.с. № 23 г. Белгород); «Пасхальный перезвон» (д.с. № 86 г. Белгород); «По святым местам» (д.с. «Золушка» г. Губкин).
— Долгосрочные:
«Дидактические игры и мультимедийные пособия как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников» (постоянно действующий с 2010 г.); «В здоровом теле – здоровый дух» (с 2010 г.) в православном детском саду «Рождественский»);
«Социально-педагогическое проектирование в системе взаимодействия детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию (долгосрочный, 2010-2013 гг. в православном детском саду «Покровский»);
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение их к культуре казачества»; «Свет любви» (2 года, д.с. «Сретенский»);
«Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» (2010 – 2013гг., д.с. № 23 г. Белгород);
«Проектно-модульный подход к реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и к обеспечению их художественно-эстетического развития» (2010-2014 гг., д.с. «Кристаллик» п. Чернянка;
Исследовательский проект «Познание мира вместе со взрослыми»; «Тропинка в природу»; «С чего начинается Родина?»; «Святые подвижники»; «Храмы родного города – Старого Оскола» (3 года, д.с. № 72 «Акварель» г. Старый Оскол).
Следующим направлением эксперимента – это работа с семьями, чьи дети посещают наши детские сады через такие формы работы как родительские клубы, родительские всеобучи, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические выставки художественного творчества. Так были проведены такие конкурсы семейных работ «Красота Божьего мира», «Рождество Христово», «Пасхальная радость», «Пасхальное яйцо», «Мой подарок Божией Матушке», «Семья – ковчег спасения», «Великая Пасха – Великая Победа».
Созданы клубы для родителей («Возрождение» — п.д.с. «Рождественский», «Семейный очаг» — д.с. «Кристаллик», «Здоровая семья» д.с. № 72 «Акварель» г. Старый Оскол, «Школа для родителей» — д.с. № 13 «Солнышко» г. Губкин, «Задушевные беседы» д.с. № 64 «Искорка» г. Старый Оскол.
Кроме того, родители всегда могут получить консультацию узкого специалиста: учителя-логопеда, педагога-психолога.
С целью расширения знаний о традициях Русской Православной Церкви» на базе МБДОУ д.с. «Сретенский» г. Строитель Яковлевского района работает «Университет для родителей» – как одна из форм просветительской работы.
В детских садах организуются тематические выставки к Великим православным праздникам.
Следующее направление экспериментальной деятельности предполагает работу с педагогами.
В целях повышения профессиональной компетентности в сфере духовно-нравственного и православно ориентированного воспитания Белгородским институтом развития образования организуются курсы повышения квалификации; ОМЦ «Преображение» ведет годичные курсы по программе
«Основы православной педагогики». Занятия проводят священники – преподаватели социально-теологического факультета БелГУ и Белгородской Духовной Православной семинарии (с миссионерской направленностью). За три года было обучено 109 педагогов.
В процессе осуществления эксперимента организованы и проведены в общей сложности — 1 Всероссийский научно-практический семинар, 25 семинаров регионального уровня, а также активное участвовали в Международных рождественских образ. чтениях в Москве, Всероссийских научно-образовательных чтениях в Курске и др.
Как следствие проделанной работы педагогических и родительских коллективов дошкольных организаций, в которых осуществлялся эксперимент, нами получены следующие результаты:
1. При работе с родителями:
1.Активно возрождаются традиционные православные ценности в семьях воспитанников:
1.1. Налажены более тесные контакты с семьями воспитанников через организацию Семейных гостиных, «Школ семейного воспитания», «Маминых школ», Семейных социально-педагогических проектов, тематических родительских собраний, родительских лекториев с участием священнослужителей, психологов, социальных педагогов;
1.2. Подготовлены DVD-диски для проведения вышеназванных форм работы;
1.3. Налажен выпуск газет для детей и родителей, постоянно обновляется информационный материал православного воспитания для родителей;
1.4. Разработаны социально-педагогические программы по устроению семейного досуга, возрождению традиций совместной деятельности взрослых и детей; в том числе для семей, имеющих детей с проблемами в развитии;
1.5. Возросло участие семей в подготовке и проведении мероприятий, соответствующих праздникам православного календаря;
1.6. Пополняется методический кабинет «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и в семье» в каждом ДОУ;
1.7.Осуществляется диссеминация лучшего опыта семейного воспитания в средствах массовой информации, а также в профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях;
1.8. В образовательных учреждениях пополнен фонд библиотек семейного чтения для детей и родителей;
1.9. Разработаны лектории для родителей по проблемам воспитания и духовного и физического;
2. Для педагогов:
2.1. Кадровое обеспечение в ДОО отмечено стабильностью и высоким уровнем профессионализма.
2.2. Просветительская работа с педагогами отмечена следующими показателями:
2.3.Проводились систематические встречи священнослужителей с педагогическими коллективами ДОО;
2.4. Организовывались тематические заседания педагогических Советов по духовно-нравственному воспитанию;
2.5. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников через проведение аттестации в Синодальном отделе Русской Православной Церкви (православные детские сады «Рождественский», «Покровский», д.с. «Сретенский»), а также принимая активное участие в семинарах, педагогических чтениях по духовно-нравственному воспитанию детей (например, Иоасафовские образовательные чтения, г. Белгород; Международные Рождественские образовательные чтения, г. Москва; Международный Форум «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения, г. Липецк; Международные Знаменские чтения, г. Курск; Международные научно-практические конференции, г. Старый Оскол; педагогические чтения ЦФО);
2.6. Обобщен опыт работы 4 педагогов по духовно-нравственному воспитанию на районном, 3 педагога областном уровне;
2.7. Педагоги активно выступают на радио и телевидении, а также публикуются в таких журналах как «Свечечка», «Добродетель», «Задушевные беседы», «Духовно-нравственное воспитание», «Дошкольное образование», «Обучение дошкольников»; в газетах: «Дошкольное образование», «Смена», «Епархиальные ведомости», «Новые технологии в образовании»; и др.
2.8. Апробируя программу «Мир — прекрасное творение», педагогами ДОО – участниками экспериментальной работы подготовлено к изданию учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций;
2.9.В 2013 г. вышел Сборник методических разработок для педагогов дошкольных образовательных организаций «Дорогою добра» и 7 сборников методических разработок согласующихся с православным календарем;
2.10.Разработано: 104 дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию;
2.11.Создана фильмотека, которая позволяет использовать видеоматериал в соответствии с учебно-тематическим планом;
2.12.Создано сетевое взаимодействие педагогов, занимающихся экспериментальной работой.
Таким образом, эксперимент по созданию модели духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования области, удалось создать педагогам. Однако у нас еще есть много нерешенных вопросов и планов на будущее:
Перспективы
- Распространить полученные результаты программы по духовно-нравственному воспитанию «Мир – прекрасное творение» (автор Л. П. Гладких) и увеличение количества ДОО, внедряющих в практику работы данный опыт. Внедрить опыт работы региональной эксперимента «Создание региональной модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» на основе программы «Мир – прекрасное творение» в деятельность учреждений дошкольного образования детей области.
- В соответствии с Комплексным планом мероприятий совместной деятельности департамента образования области и Белгородской митрополии по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи на 2014-2016 годы разработать методические рекомендации по внедрению изучения православной культуры в ДОУ.
- В рамках реализации Стратегии «Формирование регионального солидарного общества на 2011-2015 годы» активизировать работу в ДОО, основанную на региональных приоритетах – православной культуре, гражданском и патриотическом воспитании.
- Регулярно освещать в СМИ вопросы по формированию православного мировоззрения, осмыслению ценностных установок и идеалов, в том числе с учетом реализации ФГОС ДО.
Л.В.Шереметцева, заместитель директора методического центра «Преображение» Белгородской епархии