27 января 2014 года, Государственный Кремлевский дворец
ВЫСТУПЛЕНИЕ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ,
МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО МЕРКУРИЯ НА ОТКРЫТИИ XXII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ. РУСЬ: НАСЛЕДИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ, БУДУЩЕЕ»
Ваше Блаженство! Ваше Святейшество!
Досточтимые участники высокого собрания!
Василий Осипович Ключевский писал: «Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады Преподобного» Сергия. Эти слова великого русского историка могут быть лейтмотивом не только нынешних Чтений и всего юбилейного года, но и неким результатом наших общих трудов.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что в процессе выстраивания церковно-государственного и общественного диалога, фактически, сформирована уникальная, самобытная российская модель непрерывного православного образования. Две неизменные ее фундаментальные составляющие – это светское и конфессиональное направления, которые призваны дополнять друг друга, способствовать включению в единую учебно-воспитательную систему, церковных, государственных и муниципальных образовательных учебных заведений.
В соответствии с нормами статьи 87 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» Синодальным отделом разработаны, а Высшей Церковной властью утверждены, важные документы: «Православный компонент дошкольного образования», «Стандарт православного компонента начального, основного и среднего (полного) общего образования», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах», «Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов». Результатом плодотворного сотрудничества Министерства образования и науки России и Синодального отдела религиозного образования в рамках взаимодействия совместной рабочей группы разработаны проекты церковных нормативных документов, которые формируют сферу совместной компетенции государства и Церкви в области образования: Положение об экспертизе в Церкви примерных основных образовательных программ в части учебных предметов, курсов, модулей православной культуры — фактически речь идет о церковной экспертизе обязательного содержания образования по православной культуре в материалах, стандартизирующих это содержание, а также Положения о церковной аккредитации педагогических работников и образовательных организаций, имея в виду школы с углубленным изучением православной культуры. Хочу отметить, что впервые в новейшей истории отечественного образования совместно разработанные документы будут одновременно утверждаться высшими органами государственной и церковной власти.
Проводимый Синодальным отделом мониторинг преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) показывает, что в большинстве регионов и епархий установилось рабочее взаимодействие светских и церковных структур в вопросах организации преподавания, подготовки учителей, выбора предмета родителями. Разработана Концепция расширения ОРКСЭ, предусматривающая поэтапное расширение преподавания религиозных культур и светской этики по выбору родителей школьников на 2 — 10 классы общеобразовательной школы. Текст концепции размещен на сайте Синодального отдела. Тем не менее, еще есть ряд регионов и епархий, особенно недавно образованных, где соработничество государства и Церкви в этой области еще не полностью сформировалось. Таким епархиям будет оказываться помощь с участием специалистов Синодального отдела. В ответ мы ожидаем активной помощи со стороны епархиальных архиереев и регионов.
В связи с постулированием и стандартизацией необходимых форм православного образования (православные детские сады и группы, воскресные и общеобразовательные православные школы, катехизация, преподавание «Основ православной культуры» в светских общеобразовательных учреждениях, православные вузы и теологические факультеты), наибольшую актуальность приобретают многоплановые вопросы содержания образования, как в дошкольных, так и в высших учебных заведениях, вопросы взаимодействия с родителями. В данной области существенным подспорьем для успешного развития церковно-государственного взаимодействия является мнение заинтересованных в воспитательном процессе людей, прежде всего родителей учащихся. Все то, о чем я упомянул выше, и призвано стать единой системой, обеспечивающей непрерывность христианской образовательно-воспитательной традиции.
Ее составными частями являются:
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. В системе дошкольного образования произошли знаковые изменения. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование вновь стало первой ступенью общего образования. Впервые в стране принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в соответствии с которым государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения могут реализовывать духовно-нравственный компонент, включая предмет Основы православной культуры в часть основной образовательной программы. На федеральном уровне сформирована необходимая нормативно-правовая и методическая база, позволяющая реализовывать занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в современных дошкольных организациях на всей территории России. Теперь качество воспитания дошкольников, в том числе и духовно-нравственное, во многом будет зависеть от практической реализации потенциальных возможностей, от того, насколько востребованными в регионах будут эти церковно-государственные договоренности и наработки.
СРЕДНЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. В процессе реализации задач, сформированных на прошедших Рождественских чтениях были подготовлены документы, регламентирующие деятельность православных школ, в частности, «Положение о выдаче Конфессионального представления Русской Православной Церкви» и ряд других документов, о которых уже упоминалось выше. Говоря о заключительном этапе формирования системы непрерывного православного образования, следует выработать стратегию обратной связи и взаимопомощи Синодальных образовательных учреждений, епархиальных отделов религиозного образования и образовательных организаций. Эта важная работа требует конкретных практических шагов, в первую очередь, на местах, в регионах и епархиях.
ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ. Прошедший год стал знаменательным и в формировании системы воскресных школ Русской Православной Церкви. Началась реализация на практике принятого Священным Синодом Стандарта учебно-воспитательной деятельности. Пока количество центров духовно-нравственного воспитания, имеющих статус учреждений дополнительного образования невелико. Вновь призываю преосвященных собратий архипастырей в соработничестве с региональными органами управления образованием предпринять необходимые усилия для изменения ситуации и принять благословение Священноначалия не как формальное указание, а как неотъемлемую часть своей архипастырской ответственности перед Пастыреначальником Господом Иисусом Христом. Проводимая Синодальным отделом стандартизация и унификация, формирующая, что называется «церковный заказ на религиозное образование», не преследует своей целью разрушить самобытность и жизнеспособность этого направления в системе непрерывного православного образования, но наоборот, сделать пребывание в воскресной школе более полезным и интересным. Думаю, всем очевидно, что воскресная школа не только лицо прихода, но и его перспектива!
КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ – одно из приоритетных направлений деятельности Церкви, «передовая» религиозного образования. Документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении», утвержденный Архиерейским Собором 2013 года и «Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности» – придают заметный импульс развитию катехизической деятельности, особенно в тех епархиях Русской Православной Церкви, где Преосвященные понимают приоритетность задач воцерковления, сами участвуют в деле подготовки катехизаторов.
Важный шаг на пути преодоления десакрализации общественного сознания и секуляризации школы – написание Образовательной Концепции Русской Православной Церкви, призванной синтезировать лучшие мировые педагогические разработки в области теории и методики образования с живой духовной традицией, содействовать гармоничному сочетанию полноценных знаний светских наук и духовно-нравственного воспитания на основе приобщения учащихся к традиционным религиозным ценностям. Возможность создания Концепции существует сегодня благодаря установившейся доброй традиции сотрудничества Церкви с Министерствами Образования, Культуры. Одно из условий ее планомерной реализации – участие в этом процессе Министерства регионального развития. Практический результат – следствие сотрудничества и взаимопонимания в вопросах духовно-нравственного воспитания всех участников этого процесса: ответственных ведомств, Синодальных и епархиальных учреждений, общественных организаций, родительского сообщества. Религиозное образование по смыслу проекта Концепции не просто репродуктивная передача накопленного религиозного опыта, но ключевой фактор формирования гармонично развитой личности, обладающей опытом творческого соработничества с Богом и ближними.
Обобщая, вышесказанное, хочу подчеркнуть, что сегодня мы можем с полной уверенностью сказать – система религиозного образования, соответствующая уровню развития мировой и отечественной педагогики в Русской Православной Церкви конструкционно сформирована. Осталось окончательно завершить ее наполнение, над чем и прошу усердно трудиться собравшихся.
Благодарю за внимание.