Ответ на данный вопрос очевиден: учитель может дать ребенку только то, что имеет сам. И речь идет не только о когнитивном компоненте профессиональной компетентности учителя, но и о ценностно-смысловом, воспитательном аспекте.
Для преподавателя любого предмета очевидно, что отсутствие фундаментальных знаний не может быть компенсировано информацией о предмете на краткосрочных курсах повышения квалификации: на них нельзя углубить знания о том, с чем знакомишься впервые. Умение учителя истории пользоваться химическим пятновыводителем не является базой для его профессиональной компетенции в области химии. Чтобы обладать таковой, мало на курсах ознакомиться со школьным учебником по предмету и даже внимательно проанализировать поурочное методическое пособие для учителя. Нужны глубокие знания, умение доступно и наглядно их изложить, но самое главное – любовь к предмету преподавания и желание поделиться этой любовью с детьми. Но ведь любишь только то, что хорошо знаешь, а поверхностная информация создает условия для искажения сущности, подмены ее своим представлением о ней.
Казалось бы, все это совершенно очевидно. Однако эти очевидные положения в случае с православной культурой затушевываются и стираются как неудобные моменты. Как отмечал русский философ И. А. Ильин, «Россию погубила полунаука. Она погубила ее скрытым в ней соблазном и ядом» («Академическое несчастье молодых поколений»). Но в данном случае речь не только о соблазне легкого обретения профессионализма, а о сознательных мировоззренческих искажениях путей его достижения.
На сегодняшний день в административно-управленческих образовательных структурах и научно-педагогическом сообществе существует два прямо противоположных взгляда на готовность учителя к решению задач новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Ответы будут различны в зависимости от мировоззренческого выбора отвечающего.
Первый подход. Считается, что учитель получает достаточно знаний о духовно-нравственных ценностях православной культуры при получении базового предметного образования (историка, химика, физика, биолога и пр.). Второй подход. В педагогических вузах нет ни одного предмета, раскрывающего в достаточном объеме основы духовно-нравственной культуры народов России.
В первом случае длительная специальная подготовка не требуется, а на краткосрочных курсах главное – методика использования школьного учебника по предмету. Этот тезис уже вошел в научный оборот: в 2010 году в кандидатской диссертации Д. Е. Самогаева было защищено «исходное положение о том, что педагогическая подготовка учителей духовной культуры должна быть соотнесена с учебно-методическим комплексом по предмету, предназначенным для использования в школьном учебном процессе». Такой подход назван в работе оптимальным. (Самогаев Д. Е. «Информационно-содержательная основа подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры (в условиях повышения квалификации)». Научный руководитель – д.п.н. Л. Л. Шевченко, официальные оппоненты д.п.н. А. Я Данилюк, к.п.н. В. Н. Ахренов, М. 2010, С. 18).
При втором подходе необходима длительная специальная подготовка, а на краткосрочных курсах возможно лишь раскрытие базовых понятий предмета. Переход от логики «курса молодого бойца» к системному и целенаправленному обучению учителя уже реализуется в ряде регионов страны – Тамбовской, Курганской, Калининградской, Екатеринбургской, Ленинградской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Приморском крае и других регионах страны.
Результат каждого из подходов также прогнозируется: учитель не может дать ребенку того, чего не имеет сам, т.е. раскрыть предмет с позиций православной культуры, стать для ученика примером в духовно-нравственном возрастании. Поэтому в первом случае преподавание в школе носит только информационный характер и не ориентирует на нравственное совершенствование ни ученика, ни учителя. Во втором случае духовный опыт учителя помогает ученику в становлении его личности.
Какой подход способствует решению задач личностного развития, предусмотренных в нормативных документах нового стандарта образования? Очевидно, что тот, который мотивирует на «готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию» ( Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009, С. 14).
К сожалению, в педагогических вузах и колледжах страны практически отсутствуют предметы «Православная педагогика и антропология», «Православная культура» и нет альтернативы безрелигиозной антропологии и светской педагогике. Поэтому полученные знания фрагментарны, а образование выпускника является функционально неполным и профессионально некомпетентным для реализации задач новой предметной области. Еще труднее педагогам со стажем: их мировоззрение формировалось в эпоху безраздельного господства атеизма.
В условиях отсутствия государственной системы вузовской профессиональной подготовки краткосрочные курсы повышения квалификации становятся основной формой получения знаний учителем по предмету с условным названием «православная культура». При этом в перечне квалификационных групп должностей работников образования нет такой категории, как «учитель православной культуры» или «педагог духовно-нравственного воспитания». Поэтому учитель-практик не может пройти по этому предмету необходимую аттестацию, и курсы для нее носят лишь «дополнительный» характер.
Общими чертами таких курсов являются: краткосрочность, обусловленная государственными нормативами для факультативных и дополнительных предметов; разноплановость (отсутствие единых стандартов и программ), что связано с уровнем подготовки самих лекторов и руководителей этих курсов; различное по степени участие священнослужителей в проведении занятий.
На краткосрочных курсах нельзя повысить квалификацию, которой нет, а без когнитивного компонента и личной смысловой ориентации в предмете профессиональную компетентность учителя нельзя признать сформированной. В целом без пересмотра собственных ценностных ориентаций и основных смыслообразующих жизненных принципов учитель православной культуры не сможет быть примером в духовно-нравственном развитии учащихся.
Анализ современной ситуации подготовки учителей в различных регионах позволяет нам наметить пути возможного выхода из сложившейся ситуации:
• Профессиональное становление учителя в процессе самообразования и личного духовно-нравственного возрастания;
• Изменение ценностных ориентаций и этических установок, что невозможно без внутренней духовной работы;
• Реализация учителем «Основ православной культуры» призвания стать носителем той культуры, которую он преподает;
• Осуществление подготовки педагогов курса «Основ православной культуры» при активном участии Церкви.
Духовный возраст учителя напрямую влияет на его восприятие сущностных основ Православия и православной культуры. Путь духовной жизни у каждого свой, но, по мысли святителя Феофана Затворника, «воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых, и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых. Воспитание из всех святых дел самое святое» (Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). М. Изд-во Сретенского монастыря. 2011. С.51).
Конечно, как заметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека». (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Слово в день памяти святой великомученицы Варвары17 декабря 2011 года // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1837365). Но это изменение начинается, прежде всего, в учителе, а затем в его учениках. Поэтому подготовка педагога к духовно-нравственному воспитанию детей на основе традиций и ценностей православной культуры должна начинаться с осознания самим воспитателем места и роли этих ценностей в его жизни. Ведь от образа жизни учителя и его мировоззренческого выбора во многом зависит, каким будет духовно-нравственное состояние российского общества уже в самом ближайшем будущем.
Автор: Ольга Розина, доцент МГОУ, канд. ист. наук, автор пособия для учителей «Духовные основы русской культуры», победитель конкурса «За нравственный подвиг учителя» по городу Москве 2011 года, для журнала «Православное образование» (лето 2012).
Фото: Димитрий Никитин