В Стандарте православного компонента общего образования предмет «Церковнославянский язык» занимает особое место. Уникальность данного предмета определяется самой историей его возникновения и развития, а также его способностью дать новый импульс развитию российского образования и духовно-нравственного воспитания будущих поколений.
Прежде всего, нужно сказать, что церковнославянский язык не только явился основой русского литературного языка в древнерусскую эпоху, но сохранился и сохраняется как высокий стиль до сегодняшнего дня. Созданный на основе переводов с греческого, он унаследовал все достоинства классического языка: прозрачность и продуктивность словообразовательных моделей, строгость и системность грамматической организации, выразительность разветвленного синтаксиса, богатство словаря.
Сегодня много говорят о церковнославянском языке как непонятном современному человеку, мертвом. Все активнее проявляют себя сторонники перевода Божественной литургии и других богослужений на русский язык, ссылаясь на то, что современные верующие не понимают уже самых простых славянских слов, отличающихся от русских. Но в чем же состоит ценность церковнославянского языка применительно к современным условиям развития церковной жизни? Церковнославянский язык был создан святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием специально для богослужения как язык Церкви, как язык Богообщения и Богопознания. Именно в языке Церкви содержатся слова и понятия, пришедшие в русский язык, которые открывают человеку смысл его жизни, фундаментальные жизненные ценности: Бог, спасение, помилование, покаяние, сокрушение, милосердие, доброделание, искупление, добродетели, грех, благодать, Царство Божие и др. Войти в литургическую жизнь Церкви, открыть для себя духовную сферу, можно только овладевая языком церковнославянских текстов (молитвы, псалмы, каноны, стихиры, акафисты), вчитываясь в тексты Священного Писания, постигая душой их богодухновенный смысл. Церковнославянский язык – это важнейшее средство воцерковления человека, его освящения и приобщения к высшим духовным ценностям.
Духовный кризис нашего общества, обусловленный социальными катаклизмами XX века, коснулся, прежде всего, школы. Современные дети воспитываются и обучаются в среде кричащих сверстников, оскверняющих свою речь бранными словами. Криминальная лексика, жаргон, вошли в сознание наших детей, а слова повлекли за собой и новые «идеалы». Дети не слышат ни себя, ни учителя, не могут сосредоточенно работать на уроке, снижается способность связывать слуховой и зрительный образ, слово и понятие, все больше встречается детей с дефектами речи и слуха, снижается способность к вдумчивому, осмысленному чтению, теряются умения и навыки элементарных логических операций, творческой деятельности. Отсутствие в речи важнейших нравственных категорий, определяющих жизненные ценности, создает и бездуховную, безнравственную среду для подрастающего поколения.
Возрождение традиции преподавания церковнославянской грамоты в образовательных учреждениях Русской Православной Церкви является приоритетной задачей развития православного образования. За последние двадцать лет накоплен немалый опыт ее преподавания, разработаны новые учебные пособия, программы, наглядные и другие пособия, методические рекомендации для учителей, в том числе и воскресных школ. Это работы профессора В. К. Журавлева, Н. П. Саблиной, профессоров И. В. Бугаевой, Т. Л. Мироновой, В. И. Супруна, Л. Б. Карпенко, методические сборники Е. В. Макаровой, М. Ю. Кравцовой, С. М. Кусмауль, С. А. Наумова и др.
Концепция преподавания церковнославянского языка определяет: церковнославянский язык является родным для православных верующих и высшим слогом (стилем) русского литературного языка. В Стандарте православного компонента общего образования церковнославянский язык определяется как один из главных предметов. Основные результаты освоения этого предмета предполагают: формирование представления о церковнославянском языке как о культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского Православия; овладение традициями церковнославянского языка: графическими, лексическими, грамматическими и другими с целью понимания богослужения и осознанного в нем участия; наличие навыков чтения и понимания церковнославянских текстов.
Церковнославянский язык как факультативный курс может преподаваться в государственной и муниципальной школе. В данном случае его преподавание должно опираться на широкий историко-культурный контекст в системе межпредметных связей: на уроках истории, когда речь идет о Древней Руси, жизни святых, об исторических памятниках и летописях, о культуре, иконографии, палеографии и др.; на уроках мировой художественной культуры, литературы, и даже математики (буквенная цифирь) и английского языка. Изучение параллельно с русским языком церковнославянского раскрывает детям историю славянской письменности, русского литературного языка, этимологию слова. Церковнославянский язык дает огромный лексический материал для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию. В данном случае можно обратиться к опыту московской православной школы «Живоносный Источник», которой руководит кандидат педагогических наук Е. В. Макарова, победитель конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2011 года.
Заслуживает внимания и опыт преподавания церковнославянского языка в муниципальной школе – Вятской православной гимназии г. Кирова, директором которой является кандидат филологических наук Е. Н. Мошкина, лауреат II Всероссийского конкурса «Серафимовский учитель». Церковнославянский язык преподается с 3 класса по программам, разработанным педагогами гимназии. Методика преподавания церковнославянского языка в гимназии опирается на традиционные и творческие формы изучения языка как родного, живого и развивающегося явления, языка Богообщения, языка Церкви.
Церковнославянский язык нельзя преподавать как русский язык или как древний язык, тем более как иностранный, поскольку церковнославянская традиция – это традиция текстов, специфика которых определяется тем, что они сохраняют в себе духовный опыт святых, достигших духовного совершенства; они являются каноническими; это – поэтические тексты, которые содержат в себе особенности жанра: образ, символику, определенные художественные приемы и языковые выразительные средства, особенности и ритмику стиха; и чаще всего – это пропеваемые тексты, а значит содержащие в себе определенные ритмы и такты.
Исходя из такого понимания церковнославянского языка, ясно, насколько бережно и трепетно мы должны определять методику его преподавания, составлять программы и учебные пособия.
В Концепции преподавания церковнославянского языка так определяются общие подходы к методике преподавания: «формирование навыков всестороннего анализа церковнославянских текстов – здесь необходимо глубоко и основательно скорректированное сочетание богословского, историко-культурного, художественного и лингвистического комментария. Главный принцип работы с текстами: от текста – к грамматике, от грамматики – к более углубленному пониманию текста. Грамматика должна служить осознанию и пониманию духовного смысла церковнославянских текстов… С целью постижения специфики грамматического строя даются задания на сопоставление разных текстов со схожими грамматическими структурами (наблюдение, сравнение, выявление, определение). Заучивание наизусть текстов будет способствовать в дальнейшем развитию различных форм речевой деятельности. При обучении церковнославянскому языку ведущей формой является чтение с пониманием, что обеспечивает усвоение церковнославянской книжной мудрости. Данная форма помогает овладеть аудированием (слушание с пониманием) текстов, которые читаются и поются в храме. Навыки письма закрепляются переписыванием церковнославянских текстов церковнославянскими буквами». Большое внимание должно уделяться изучению церковнославянской лексики, лексико-семантических групп слов. Главная цель обучения церковнославянскому языку, определенная в Стандарте православного компонента общего образования, – научить детей осознанному участию в богослужении.
В системе высшего профессионального образования преподавание церковнославянского языка необходимо в рамках дисциплины «История русского литературного языка». Без этого знания, без анализа церковнославянских текстов не может быть полного и правдивого представления о том, как развивался русский литературный язык.
Введение церковнославянского языка в школу, высшую и общеобразовательную, будет способствовать приобщению учащихся к лучшим традициям родной культуры, сохранению родного языка в его красоте и величии, осмыслению отечественной истории как истории слова, духовно-нравственному развитию личности, формированию гражданской позиции и целостного мировоззрения, а также духовно-нравственному оздоровлению общества.
Светлана Шестакова, специалист по среднему образованию ОРОиК РПЦ, кандидат философских наук, для журнала «Православное образование» (лето 2012).
Фото: Михаил Вагин